Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

В.И.Кашин: От власти одни напасти

2009-08-07 16:26
Пресс-служба ЦК КПРФ

Как ни изображают оптимизм руководители государства, но жизнь реальная берет свое. Налоговые сборы в федеральный бюджет в первом полугодии 2009 года рухнули на треть - до 1,4 трлн руб. Власть будет вынуждена что-то предпринимать. Выбор у нее не богат: правительству придется либо ужесточать налоговую политику, либо серьезно сокращать бюджетные расходы. Третьего, как говорится, не дано.

Еще год назад власти с гордостью сообщали о досрочном и полном выполнении плана по собираемости налогов, извещали о постоянном росте объемов перечисляемых денег. Сейчас красивая статистика не более чем радужные воспоминания. В январе-июне 2009 года федеральная казна получила на 29,5% меньше, чем в первом полугодии 2008 года в федеральный бюджет пришло 1,4 трлн. руб. налоговых поступлений. Между тем именно налоговые сборы являются одной из основных доходных статей российского бюджета.

 

Нефть - рекой, а доходы - струйкой

Сильнее всего в январе июне этого года рухнули поступления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций - их объем составил всего лишь! 18 млрд. руб. Это более чем втрое ниже аналогичного показателя прошлого года. Причина столь резкого снижения - ухудшение результатов деятельности компаний: количество убыточных предприятий выросло, а прибыльных, наоборот, уменьшилось. Налоговая база рухнула более чем на 50%. Кроме того, по мнению специалистов, федеральный бюджет очень сильно потерял из-за изменения налогового законодательства - в частности, сокращения ставки налога на прибыль с января текущего года с 24% до 20%. Вышло все по Черномырдину: хотели как лучше, поддержать производителей, а получилось как всегда - прибыль уплыла в неизвестном направлении.

На втором месте по темпам падения налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В январе-июне сборы по НДПИ в федеральный бюджет снизились в два раза и составили только 384,2 млрд. руб. (наибольшая часть этих средств приходилась на добычу нефти). Утверждают, что основной причиной стало снижение цены на нефть в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. В этой правде есть только доля правды: нефти продали не меньше, чем в прошлом году, да и цена нефти в среднем упала не в 2 раза, а примерно только в 1,4 раза.

Чуть меньше - в 1,6 раза - снизились доходы от акцизов в федеральный бюджет - они составили в январе-июне смешную сумму в 36,8 млрд. руб. Да и откуда взяться этим самым акцизам, если государство роздало всех куриц, несущих золотые яйца, в частные руки. Взять хотя бы алкоголь. При советской власти поступления от реализации алкоголя составляли почти треть государственного бюджета. Сегодня, при выросших объемах его

реализации,   доля   в   бюджетных   поступлениях   не   достигает   и   пары процентов.

Власть оказалась у разбитого корыта. Владимир Путин заявлял, что расходы российского бюджета в 2010 году почти на 73% будут социальными. Как говорится, дай-то бог. Может быть, оно так и будет. Вопрос только в том, а какой конкретно объем средств будет выделен из бюджета на соцрасходы? Вот об этом как раз Путин предусмотрительно умолчал. Но все равно говорить придется: время внесения проекта бюджета на 2010 год в Государственную Думу не за горами.

 

От неприятных мыслей в голове тесно

Проблема налоговых поступлений является довольно острой, признает российское правительство, поручив в мае этого года профильным ведомствам принять меры по увеличению сбора налогов. Результаты этой работы Минэкономразвития, Минфин и другие профильные ведомства должны сообщить до 1 августа 2009 года. Можно с уверенностью сказать, что ничего нового они не скажут и не предложат. "Закрутить гайки" по отношению к налогоплательщикам? Можно, но кризис - это не то время, когда нужно усиливать налоговое давление. Расширить налоговую базу за счет реанимации реального сектора в условиях кризиса тоже невозможно, а благоприятное время для этого безвозвратно упущено. Ну, а если нет налоговой базы, то, как не ужесточай, вернуть доходы к необходимому уровню не получится, как бы правительство этого не хотело. Можно лишь скорректировать текущую ситуацию. Единственный способ решить проблему бюджетного дефицита, не затрагивая интересы олигархов – сократить расходы.

И совсем не случайно г-н Кудрин уже заявил о том, что индексация заработной платы в 2010 г. в бюджетной сфере не будет произведена. Конечно, «бюджетная вертикаль» разная, от министра до рядового сотрудника. От полунищего профессора до денежных магнатов, заседающих в губернаторских и депутатских креслах. Эти заявления уже внесли нервозность в учительскую среду, негативно оценивает подобные заявления сообщество  врачей и ученых. Дело в том, что ряд надбавок, которые получали многие категории работников бюджетной сферы в регионах уже сняли и семейный доход «похудел» на 20-30%% при неизменном росте инфляции, тарифов и цен на продукты питания. На фоне невыплат заработной платы рабочим, крестьянству, сокращения рабочих и основных производств ситуация может выйти из-под контроля.

Скорее всего, при сохранении либерально-монетаристского курса именно это и произойдет, если не в 2010 году, то в 2011 году обязательно, когда "подушка безопасности" в виде Резервного фонда и Фонда благополучия сдуется окончательно. В любом случае за провальную политику властей расплачиваться придется народу, и именно ему придется затянуть ремень потуже. Вопрос только в том, согласиться ли он с этим.

 

Есть ли выход из создавшейся ситуации?

Есть. Надо только действовать решительно и энергично, не стоять, опустив руки. Разберем только одно предложение КПРФ.

Водочная монополия вводилась в России несколько раз. И ее отмена, проводимая, как правило, по политическим мотивам, приводила к одному и тому же результату: рост алкоголизма и обнищания народных масс – и невероятное обогащение кучки дельцов, откупщиков и спекулянтов.

И самые серьезные и самые успешные действия в этом направлении осуществлялись в конце XIX – начале ХХ века до революции и в годы Советской власти. В 1882 году в результате всероссийского обсуждения этого вопроса требование введения государственной монополии стало буквально всеобщим, на этом настаивали и общественность, и государственные деятели, и ученые. Была создана комиссия, во главе с Д.И. Менделеевым, в которую входили такие ученые, как академик Н.Д. Зелинский, профессора М.Г. Кучеров, А.А. Вериго, А.Н. Шустов и А.Н. Грацианов (кстати, все они, кроме Д.И. Менделеева, умершего в 1907 году, продолжили свою работу в советское время).

Основные задачи, которые были сформулированы комиссией, сводились к трем пунктам:

1) полностью изъять производство и торговлю водкой в стране из частных рук, полностью ликвидировать подпольное самогоноварение, сделав его ненужным и невыгодным;

2) высоко поднять качественный стандарт водки, сообразуясь с историческим опытом и достижениями русского винокурения и с новейшими техническими и научными достижениями промышленности, гигиены и органической химии;

3) не ставя искусственной и исторически преждевременной задачи ликвидировать пьянство как социальное зло, сделать всё возможное для того, чтобы привить русскому народу культуру потребления водки и других алкогольных напитков, научить смотреть на водку как на рациональный элемент застолья, а не как на средство сильного опьянения или забвения.

И надо сказать, что все эти задачи актуальны и сегодня.

С 1906 года государственная монополия заработала в полную силу. Тогда же (а не в советские годы) были введены ограничения на время продажи водки. В крупных городах ее продавали с 7 утра до 22 вечера, в сельской местности – до 18 вечера (летом – до 20 часов). На время выборов и собраний торговля вообще запрещалась.

С 1924 года государственная монополия была введена в СССР. Причем особое внимание уделялось качеству водки. Ученые из менделеевской комиссии стояли у истоков производства советской водки по самым высочайшим стандартам, которые постоянно ужесточались. В 1967 году по новому стандарту содержание примесей в спирте не должно было превышать 1-2 тысячных долей. Все заводы находились под строжайшим контролем – «Московская особая» или «Столичная», произведенные в Рязани или Владивостоке, соответствовали одному высокому стандарту. И контроль велся на всех этапах – от сырья до готового продукта.

И что важно – государственная монополия в советские годы давала 25-30% наполнения бюджета. Советского, большого бюджета.

А что сейчас? Из чего делает частник водку, что туда добавляет «для забористости», никому неизвестно. Придумывают названия, лепят цветастые этикетки, заказывают фасонистые бутылки, а что там в бутылках – одному богу (или, скорее, черту) известно. И резкий рост (в сто с лишним раз по сравнению с 70-ми годами!) отравлений и алкоголизма после отмены Ельциным государственной монополии – самое убедительное тому свидетельство.

Пить стали больше. Производить водки стали больше. А поступления в бюджет резко упали – до 2-3% маленького российского бюджета. Почти половина торговли спиртным спрятана частниками в тень и не дает поступлений в бюджет. По оценкам экспертов только от этого потери бюджета РФ доходят до 25%.

Куда же идут остальные деньги? В бездонные карманы дельцов, оседают в зарубежных банках, превращаются в их виллы на средиземноморском побережье, замки в Европе, владения в Америке. А правительство разводит руками, заявляя о нехватке денег в бюджете.

Когда Александр I ввел монополию на водку и твердую цену на нее, моментально выяснилось, что откупщики присваивали себе гигантские суммы. Поступления в бюджет выросли на десять миллионов рублей – это в те времена, когда на три рубля корову можно было купить.

В заключение приведу слова В.В. Похлебкина, крупнейшего специалиста в этом вопросе, своими исследованиями доказавшего русское происхождение водки и этим принесший миллиардные доходы государству: «Не может быть двух мнений относительно введения водочной монополии: мера эта позитивная, проверенная на протяжении всей истории страны, и её следует твердо держаться… Государственная монополия на водку – это всегда признак крепкой, твёрдой, стабильной власти в стране и государственного спокойствия. Как только что-то нарушается во внутренней политике, в её стабильном, сдержанном течении, так водка «вырывается из-под контроля». И наоборот, как только водке дают возможность «вырваться из-под контроля», так во внутренней политике начинаются всевозможные неустройства.».

Монополия в руках государства – это и наполнение бюджета, и сохранение здоровья населения, и возможность реально, ценовой политикой и управлением продажей влиять на потребление алкоголя.

А почему бы не подумать в этом направлении и по табачным изделиям? Если передать этот ресурс в руки государства, то он будет использоваться, как это ни парадоксально звучит, и в целях борьбы с курением. Потому что для государства важны не только доходы, но и здоровье населения, которое частника вообще не интересует.

И совсем не сложно остановить отток средств из страны. А оживление внутреннего потребительского рынка через закон о торговле, где в основу розничной цены на продовольствие, товары первой необходимости включена цена производителя и через государственное регулирование и определение торговой наценки. Всё это в комплексе – мощные рычаги в руках президента РФ и правительства. Необходима только воля и стремление возродить Россию вместе с её многострадальным трудолюбивым народом. А олигархия умрет своей смертью вместе с коррумпированным чиновничеством. И уж поверьте – заработают заводы, будет зарплата и у крестьянина, и у воина, и у учителя, и у врача.

 

В.И.Кашин,

зам. Председателя ЦК КПРФ депутат Государственной Думы, академик РАСХН