Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Полный текст выступления от имени фракции КПРФ депутата А.Д.Куликова на «правительственном часе», посвященном проблемам борьбы с преступностью

2008-10-30 17:32
Пресс-служба фракции КПРФ

Публикуем полный текст выступления от имени фракции КПРФ депутата А.Д.Куликова на «правительственном часе», посвященном проблемам борьбы с преступностью, который прошёл в Госдуме 29 октября 2008 г.

 

Уважаемые коллеги!

 

Фракция КПРФ на протяжении всего времени работы Государственной Думы  в разных созывах  многократно обращала внимание депутатского корпуса и руководства государства на тревожное положение дел в сфере  обеспечения общественной безопасности, противодействия валу преступности,  организованному криминалу, объявившему с 90-ых годов войну нашему  обществу.

Мы предупреждали, что порожденные псевдореформами криминальные, коррупционные процессы разрушат системы управления в России, подорвут доверие населения к государственным институтам власти, правоохранительным органам, судейскому сообществу.

Депутаты фракции вносили законопроекты, создавали парламентские и общественные структуры, призывали к объединению всех  прогрессивных сил общества и государства для противодействия коррупционной заразе. Под известным Соглашением о противодействии  коррупции в России ( 2006 г. ) подписалось более 30 общественных организаций и партий. Кроме партии власти и ее союзников. Фракция КПРФ и ЦК КПРФ в своем ноябрьском заявлении 2006 года  предложили целый комплекс законодательных и организационных мер по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Но высшие должностные лица государства, правящая партия нас не слышали.

Принятые же Государственной Думой в последние пять лет в этой сфере законы оказались и не эффективными ( закон "О парламентском расследовании", "О противодействии легализации доходов, нажитых преступным путем") и вредными ( "О внесении изменений в УК и УПК РФ"), которые первоначально ликвидировали институт конфискации имущества,  затем почти полностью упразднили надзорные функции прокуратуры в уголовном судопроизводстве ).

Сегодня коррупция, и это уже не скрывается, поразила все органы государственной и муниципальной власти, судебную и правоохранительную системы страны. Ни одно рейдерство, будь то незаконный захват земли, зданий, предприятия, либо иной собственности, не обходится, как показывает практика последних лет, без участия покровителей из милиции, прокуратуры, ФСБ. Перечень можно продолжать. "Крышевание" - термин, прочно вошедший в обиход не только журналистов, но и рядового гражданина. Не случайно перед нами, депутатами, в своих многочисленных жалобах избиратели ставят вопрос о степени опасности самих правоохранительных ведомств, их сотрудников для общества. Люди вынуждены, во многих случаях,  считать эти органы рассадником организованной преступности. Вдумайтесь: согласно статистики ежегодно  1 человек из примерно ста российских граждан привлекается к уголовной ответственности. И в то же время 1 из 350 сотрудников МВД РФ также совершает преступление. По мнению экспертов латентные показатели  преступности еще выше. Закономерен вопрос: кто кого должен профилактировать? Общество МВД или МВД часть российского общества, находящегося в неладах с законом?

Наша  фракция с уважением относится к труду десятков тысяч работников  органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры Российской Федерации, других правоохранительных органов, повседневно выполняющих служебный долг по защите граждан от преступных посягательств. Они честно делают свою мужественную и опасную работу, следуя славным традициям  их предшественников в Советской России.

Мы убеждены - настало время разобраться: способна ли правоохранительная система страны  в  нынешних  политико-правовых, социально-экономических условиях  жизни российского общества адекватно и  эффективно отвечать на вызовы преступного мира? Каково ее качественное состояние и способность служить народу России?

Безусловно прав министр внутренних дел - нам нужна комплексная профилактика преступности, и особенно несовершеннолетней. На нужен закон о профилактике, нужна государственная программа профилактики преступности в стране, с этим никто не спорит. Парламент и правительство  просто обязаны оперативно выпустить в свет соответствующие нормативные акты. Но не ответив на первый вопрос, невозможно решить проблему профилактики и подавления преступности и коррупции в целом. 

Профилактика эффективна прежде всего тогда, когда судами, правоохранительными органами реализуются главные принципы - неотвратимость наказания за совершенные преступления и презумпция невиновности. А между тем,  соблюдение законности самими стражами правопорядка является  одной из самых больших проблем, волнующих общество.

Тысячи обращений, поступающих в адрес депутатов Государственной Думы, нашей фракции, объективная статистика дают основания утверждать о явном  неблагополучии  не только с раскрываемостью преступлений наиболее опасных для общества, с розыском преступников, но и с соблюдением  прав и свобод человека при расследовании уголовных дел. Даже по осторожным оценкам экспертов не менее 10-15 процентов лиц, находящихся в следственных изоляторах, отбывающих наказание в уголовно-исправительных учреждениях, невиновны.  Обращаю внимание, что речь идет о сотнях тысяч человеческих судеб.  Справедливо и обоснованно требование Генерального прокурора о недопустимости применения арестов к лицам, не совершившим преступлений, представляющих большую общественную опасность. Даже по этим основаниям  можно смело утверждать, что институт профилактики, как таковой, сегодня в стране отсутствует. 

Спустя пятнадцать надо признать, что провозглашая верховенство закона и равенства всех перед законом, наша Конституция не предусмотрела механизмов реализации этого важнейшего для демократического общества принципа. Мы и по сей день являемся очевидцами вопиющей безнаказанности организаторов и исполнителей тех, кто потопил в крови в октябре 1993 года законно избранные органы власти  - Советы народных депутатов. Не понес уголовной ответственности ни один из отцов основателей прихватизации в России. О каком законопослушании рядового  гражданина можно вести речь, если   Государственная Дума, в лице депутатов правящей партии,  приняла закон, фактически легализовавший сомнительные сделки с приобретением бывших государственных предприятий приватизаторами 90-ых годов и обеспечивший безнаказанность мошенникам.

 Каково должно быть правосознание, уважение к законам России,  например, сотрудников органов внутренних дел, которых в каждой избирательной кампании втягивают в политический спектакль формирования нужных действующей власти итогов выборов, как это было  совсем недавно, в октябре в Кемеровской области, а ранее в Мордовии, Дагестане, Ингушетии, Башкирии и ряде других краев и областей Российской Федерации. Их руками творилось беззаконие.  Что мешало нашей Генеральной прокуратуре, Следственному Комитету при Генеральной прокуратуре своевременно, на основании закона,  отреагировать  на исключительно важную для общества информацию,  появившуюся в ряде средств массовой информации, по итогам избирательной кампании по выборам президента РФ 2008 года, о неожиданном исчезновении  с избирательного поля России почти двух миллионов избирателей. Непредвзятый взгляд любого профессионала - следователя обнаружил бы любопытную и чрезвычайно важную для итогов выборов в России картину: в Санкт-Петербурге неожиданно "испарились" около 400 тысяч избирателей, в Краснодарском крае - почти 300 тысяч, в Волгоградской области - чуть менее 150 тысяч ( тогда как в других европейских регионах численность избирателей не изменилась ни по отношению к выборам в Государственную Думу 2007 года , ни по отношению к выборам президента 2004 года).

Правомерен вопрос: в чьи руки мы ходим отдать исполнение законов, внесенных президентом РФ, о противодействии коррупции? Кто и как будет обеспечивать их выполнение? Анализ качественного состава оперативно-следственных работников  системы МВД, ряда других правоохранительных органов  свидетельствует о необходимости резкого повышения персональной ответственности руководителей всех уровней за подбор и расстановку кадров. Достаточно сказать, что только в следственных органах   при МВД почти 30 процентов следователей не имеют высшего юридического образования, а участковые уполномоченные  и оперативные работники уголовного розыска органов внутренних дел -  и того значительно  больше ( соответственно 80 и 62 процента ), причем большинство из них не имеют и достаточного опыта оперативно-следственной работы. О каком качестве расследований уголовных дел, о законности можно говорить! Нам, депутатам, нужно срочно восстановить надзорные функции прокуратуры за следствием.

Усугубляет положение дел в кадровой политике правоохранительных органов и то, что усилиями парламента России,  политического руководства страны за последние восемь лет была практически ликвидирована советская комплексная система социальной  поддержки работников этой системы. В результате  денежное довольствие и в 2008 году у большинства из них, особенно в милиции,  незначительно  превышает  среднюю заработную плату по стране. Практически осталась по-прежнему кричащей проблема с обеспечением жильем, например только в органах внутренних дел почти 70 тысяч  оперативных работников уголовного розыска, участковых уполномоченных, следствия не имеют квартир. Продолжается дискредитация государственными и частными СМИ вот уже десятилетие. В общественное сознание     насаждается  образ прокурора - держиморды, мента-взяточника… .   

Фракция КПРФ считает, что  Государственная Дума должна в ближайшее же время исправить законотворческие промахи последних лет. Необходимо оперативно разработать и принять новый закон о правоохранительных органах и правоохранительной службе.

Мы стоим перед вынужденной, но крайне необходимой на взгляд нашей фракции мерой: назрела конституционная реформа, существо которой должно расширить контрольные функции парламента за исполнительной властью, реальное вовлечение общества и его институтов в формирование органов власти  всех уровней и контроль за их деятельностью, а также  создание эффективной  правоохранительной, судебной  системы,  действительно основывающейся на  принципах безусловного уважение к закону,  правам и свободам человека и гражданина. Президент и  парламент могут и должны сформировать соответствующую комиссию для внесения изменений и поправок в действующую Конституцию и вынести их на референдум. Только в этом фракция КПРФ видит возможность победы над коррупцией и преступностью в целом, только в этом -  реальное обеспечение законности в стране,  гарантии верховенства закона для всех и каждого.