Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

РЖД продолжает издеваться над уникальной природой Северного Кавказа. Совмещенная дорога "Адлер - Красная поляна" уничтожила мзымтинский самшитовый лес

2010-08-06 17:55
«Экологическая Вахта по Северному Кавказу»
Сурен Газарян.

31 июля 2010г. активистами Экологической Вахты по Северному Кавказу был осмотрен участок строительства совмещенной дороги Адлер-Красная Поляна, где ранее находился уникальный природный объект - Мзымтинский самшитовый лес, сообщает «Экологическая Вахта по Северному Кавказу».

 

Это был самый крупный в России массив естественного пойменного леса со сплошным произрастанием в первом ярусе самшита колхидского – реликтового эндемичного вида, внесенного в Красную книгу России и Красный список Международного союза охраны природы (МСОП).

В октябре 2009 года при участии Гринпис России и ВВФ России, а также ученых-биологов проходило обсуждение возможностей снижения ущерба для этого уникального самшитового массива в районе южного портала тоннеля #2 совмещенной дороги. При этом ОАО "РЖД" предложило “зеленым” проект, при котором через массив самшита будет проложена только технологическая дорога шириной 8 метров и сама железная дорога на эстакадах. Общая площадь вырубки должна была составить 2,4 га вместо изначально запланированных 6,5 га. Переговоры о сохранении массива начались после того, как в сентябре 2009 года Экологическая Вахта вместе с пятью другими природоохранными организациями направила соответствующее обращение в адрес ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), являющегося партнером  Международного олимпийского комитета.

Однако осмотр 31 июля показал, что соглашения в отношении Мзымтинского самшитового леса не выполнены. Судя по свежим спилам деревьев, в 2010 году в самшитовом лесу проведена дополнительная интенсивная вырубка, в ходе которой были удалены почти все деревья первого яруса. В результате деревья самшита, ранее произраставшие во втором ярусе, оказались под палящими лучами солнца и теперь
обречены на гибель. Многие растения уже пожелтели и засохли. Полоса свежей вырубки шириной 30-40 м протянулась восточнее трассы строящейся железной дороги, здесь же идет строительство новой ЛЭП. В то же время по проекту 2009 года, в обсуждении которого принимали участие представители Гринпис и ВВФ, никаких рубок восточнее эстакады железной дороги не предполагалось. Плачевное зрелище представляют и другие участки самшита, сохранившиеся в полосе отвода совмещенной дороги. Практически везде деревья верхнего яруса вырублены и обнажившиеся куртины самшита постепенно погибают. От некогда единого массива уникальных лапиновых и самшитовых лесов поймы Мзымты остались лишь небольшие фрагменты, на которых уже невозможно сохранить экосистему влажных самшитников, еще менее реальным представляется её    восстановление в будущем.

На фоне полной деградации лесов поймы Мзымты нелепо выглядели так называемые компенсационные посадки РЖД в 37-м квартале Веселовского лесничества Сочинского национального парка, также осмотренные активистами Эковахты 31 июля 2010 года. По данным на аншлаге, здесь высажено 35 тыс. растений самшита колхидского, 2 тыс. – иглицы шиповатой, а также 12 деревьев тиса ягодного. При этом по официальным документам РЖД должно было высадить 224 503 экземпляра деревьев, трав и кустарников, относящихся к видам, внесенным в Красную книгу России.
Активисты Экологической Вахты застали в 37-м квартале работников фирмы "Стройдор-А" - той самой, что годом ранее вела незаконную рубку краснокнижной лапины крылоплодной на трассе совмещенной дороги. Часть саженцев самшита, высаженных здесь в 2009 году во время акции РЖД "Сохраним природу для потомков", успела погибнуть, и их заменили на новые растения. Теперь возле каждого ростка бывшие лесорубы забивают в землю черный деревянный кол, так что место пересадки напоминает военное кладбище.

По итогам мониторинга ситуации вокруг Мзымтинского самшитника можно заключить, что сделанное в ноябре 2009 года заявление вице-премьера Дмитрия Козака о намерении "принимать решения, которые позволят минимизировать ущерб природе на трассе совмещенной дороги", не было реализовано. Не выполнены до сих пор и рекомендации миссии ЮНЕП, осмотревшей трассу совмещенной дороги в январе 2010 года. Тогда эксперты ЮНЕП признали, что российским властям необходимо осуществить проект комплексного восстановления ландшафта долины Мзымты и высадка  краснокнижных растений будет иметь смысл только в рамках такого проекта.