Продолжаем публиковать материалы экспертизы ЦИПКР по представленным кандидатами в президенты предвыборным агитационным роликам. Мнения экспертов представляют интерес для организацторов выборных кампаний и активистов предвыборных штабов.
Экспертиза ЦИПКР. Часть 2.
Кандидаты в президенты представили на суд российских избирателей свои агитационные ролики. Понятно, что представленные «муки творчества» – на всякий вкус и цвет. А вот на решение, каких задач направлены все эти агитационные продукты? Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) провел экспертное обсуждение развернувшейся «войны роликов» и продолжает публикацию материалов экспертной дискуссии.
Публикуем мнения следующих экспертов:
БУЛАНОВ Денис Анатольевич, электоральный аналитик, депутат Саратовской областной думы, главный редактор газеты «Коммунист — Век XX-XXI» (Саратов)
СИКАЧ Максим Сергеевич, адвокат, электоральный юрист (Москва)
ФЕДОРЕНКО Валерия Павловна, политолог, собственный корреспондент "Новой газеты" (Владивосток)
АМЕЛИН Максим Анатольевич, электоральный аналитик, депутат Законодательного собрания Оренбургской области (Оренбург)
МУРАТ Алексей Сергеевич, политический консультант, журналист (Тула)
ТАРАНЦОВ Михаил Александрович, Электоральный аналитик, доктор исторических наук (Москва)
1. Насколько запоминающимися, оригинальными, неожиданными и привлекательными выглядят сами кандидаты в своих роликах?
Д.А.БУЛАНОВ:
Начну с ролика кандидата Путина. До опроса видел только ролик с медведем. Так что образ Основного кандидата в этом ролике или отсутствует, или предстает в виде медведя. Второе – как минимум интересный ход с точки зрения творчества. Хотя, конечно, использовать достаточно избитый образ России как медведя, такое себе. Как шутят в интернете – не хватает водки и балалайки.
Остальные ролики кандидата Путина – стандартные «презенташки» с неоригинальными лозунгами без какой-то конкретики. Причем нарезка кадров представляет собой скорее «образ прошлого», нежели «образ будущего». Наверное, обращаться к прошлому – это логично для четвертьвекового правителя. Но реальность сильно резонирует с нарисованными образами.
Ролик Слуцкого. Наверное, это единственный АПМ из представленных, в котором образ кандидата был неожиданным. В негативном плане. Слуцкий в кадре с табличками показывает себя вторичным. Кстати, лозунг «Дело Жириновского живет» – крайне неудачный. Хотя бы из-за того, что продолжатель этого «дела» [да и вообще, что за дело может быть у политика-популиста. Пусть даже яркого] не имеет ничего общего с Жириновским. И ролик зримо это подчёркивает.
Ролик Харитонова. Богатый образами. «Кулак Артура», известный интернет-мем – выражение гнева. Образ кандидата, напоминающий главного героя «Ворошиловского стрелка» в исполнении Михаила Ульянова. Единственный ролик, в котором есть прямое утверждение о победе – «на работу в Кремль».
Ролик Даванкова. Типичный ролик из «западных демократий». Был бы идеальным для избирательной кампании известного кандидата или известной партии, как одна из многих «напоминалок-презенташек». В ситуации сегодня – ролик неудачный. Партия новая, кандидат малоизвестный, а ролик не несёт никакой информации ни о программе, ни об идеологии.
М.С.СИКАЧ:
В целом, оригинальными, на мой взгляд, оказались ролики Николая Харитонова с «походом на работу в Кремль» и Владимира Путина с цитатами под прогулки медведя. В первом случае мы видим сюжет, который развивается и интересно чем он закончится. Во втором – визуализация метафоричного сказа о русском медведе и тайге.
Остальные ролики не запомнились. Слуцкий продолжает попытки легитимизировать себя преемником покойного Жириновского, представляя себя его наследием. При это он забывает, что он не харизматичен и всем видом является стандартным чиновником. Клондайка бесконечной энергии и мотивации у него нет. Обратил внимание, что на показанной книжной полке исключительно труды Жириновского, что лишний раз подчёркивает идейную бедность его «преемника».
Владислав Даванков выдержал свою агитацию в партийном стиле. Весь видеоряд был построен в цветах, которые ассоциируются со средним классом и демократичностью: голубой, синий, бирюзовый. Ролик средний: ничем не привлекает, но и ничем не отталкивает.
В.П.ФЕДОРЕНКО:
Совершенно очевидно, что штаб Даванкова пытается ориентироваться на политиков западного толка. Этот ролик выделяется из остальных попыткой интегрировать людей в видеоматериал, что в целом в условиях текущего законодательства представляет известные технические трудности, но дает зрителю ощущение поддержки, общности. Фактически, когда он говорит «мы» – он действительно говорит о какой-то группе живых людей, которые ходят за ним по обычным улицам (а не по Красной площади и не по огромным залам форумов). Слова «я пришел в политику из обычной жизни» обыгрываются совершенно явно. Это, конечно, очень привлекает, создает впечатление общности, жизни.
Кандидат Даванков выглядит как кандидат Даванков – он в принципе не особо харизматичен. Однако, у него есть два очевидных преимущества: возраст и номер в бюллетене. И оба этих плюса он подчеркнул.
«Кандидат №1» (он же основной кандидат и действующий президент страны) не выглядит, конечно, ни оригинально, ни неожиданно – но этого ни в коем случае и не требуется. Его штабу важно зафиксировать, что Путин – гарант того, что «будет как было». Именно поэтому повторяется месседж «кто если не он». Это скорее работа на уже имеющуюся аудиторию, чем попытка привлечь новую. И, естественно, стремление показать, что хуже с Путиным не будет (а если не выбрать Путина, то будет, понятное дело).
Оригинально выглядит разве что ролик с медведем: развернутая метафора того, что мы мощные и добрые, а вокруг враги, которые покушаются на нашу тайгу и хотят посадить нас на цепь и вырвать зубы и когти. Эмоционально это очень сильное, цепляющее высказывание, которое, правда, с логической точки зрения не выдерживает ни малейшей критики (и поэтому взбесит ту немногочисленную часть избирателей, которые голосуют разумом). Но люди точно голосуют эмоциями, так что это попадание в точку.
Кстати, как и в роликах Даванкова, в видеоматериалах Путина использованы сцены с другими людьми – но эти люди не воспринимаются как живые, как настоящие. В роликах «кандидата №1» все крутится вокруг него – он не «такой же как все». Так что в его видео люди – лишь фон, красивая картинка.
Кандидат Слуцкий удивил полной беспомощностью своей агитпродукции. Он сидит один. В пустом кабинете. Не делает ничего. На этом фоне отталкивает пафос, с которым он просит оставить табличку. Ему оставляют табличку и… больше ничего не происходит. Если, конечно, не считать жест с откровением папки какой-то метафорой начала нового пути (а он так не читается, это глупо). Как бы сказала молодежь – это кринж. Ролик может запомниться разве что тем, что он смешной.
В целом кандидат Харитонов представлен достаточно привлекательно. В его ролике есть посыл (вот сейчас плохо, а раньше было лучше; а вот в капитализме плохо, а у нас на предприятиях, к которым имеют отношение партийцы, хорошо). Визуальный ряд – ярко, привлекательно, все в красном, хорошие «коммунистические» шрифты, отличные отсылки к видео-пропаганде времен СССР. В условиях, когда времени мало, а надо избирателя привлечь, зацепить, – это явный успех.
Если мы говорим про неожиданность – конечно, ничего неожиданного штаб кандидата нам не представил. Все тот же посыл «мы против плохого и за хорошее». Вот как оно было в 2021 году, так и в 2024-м. Но ведь что-то изменилось в стране…
Хорошо, что используются изображение людей с демонстраций под красными флагами. Жалко, что кандидат – отдельно. Сам кандидат смотрится довольно бодро (с учетом возраста это важно!), хорошо говорит. И типаж неплохой – эдакий советский артист. Понятно, что в молодежь попадания не будет, но старшее поколение оценит.
Совершенно не понятно почему в ролике, который начинается с выпуска новостей, кандидат Харитонов стоит с руками под мышками повернувшись к телевизору спиной. Что это за поза? Почему он так стоит? То есть он фактически ничего не делает и закрывается ото всех. Выражение лица вообще не меняется с оборотом… И тут вдруг его что-то так раздражает, что рука сжимается в кулак. Второй раз, кстати, можно было без кулака обойтись – повтор выглядит уже даже несколько комично.
М.А.АМЕЛИН:
Ролик Слуцкого – это продолжение эксплуатации лозунга "дело Жириновского". Считаю, что этот ролик – не самый удачный способ это сделать.
Продукция Харитонова – классическая агитация КПРФ, ничего неожиданного.
У Путина – разные ролики по содержанию и для разных целевых аудиторий.
Ролик Даванкова – безыдейная эксплуатация тезиса, что «хорошее новое лучше текущего старого».
А.С.МУРАТ:
Насколько запоминающимися, оригинальными, неожиданными и привлекательными выглядят сами кандидаты в своих роликах?
Пожалуй, об оригинальности можно говорить лишь в отношении роликов Харитонова. И тот факт, что на вопрос (подразумевается, что жены): «Николай, ты куда собрался?» он отвечает «На работу, в Кремль» призван убедить аудиторию, что этот кандидат не отбывает номер, а действительно борется за её голоса.
Даванков тужится взять «простотой» и новизной, но вряд ли может восприниматься серьёзно. Претензии на динамику более напоминают мельтешение, а попытка взывать «за всё хорошее против всего плохого» создаёт риск размывания даже целевого электората.
Слуцкому не остаётся ничего, кроме как эксплуатировать бренд «Жириновский» в отсутствие собственного лица, которое он так и не обрёл за годы пребывания в публичной политике.
В роликах Путина нет ничего оригинального, но, вероятно, такой задачи и не было. Главное – закрепить в сознании избирателя картинку, которая должна ассоциироваться с успехами, достижениями и победами, а также убедить его в безальтернативности кандидата.
М.А.ТАРАНЦОВ:
Ролик Слуцкого самый слабый. Понятна идея соединения его имени с именем Жириновского, но всё сделано слабо и неубедительно.
Ролик Даванкова решает задачу создания привлекательного образа молодого и энергичного кандидата, но не более того; сделан добротно, но я не увидел в нём чего-то оригинального и неожиданного. Нет какой-то «искринки» и креатива. Помимо этого в ролике нет основной мысли, основной идеи, которую кандидат хотел бы донести до избирателей. А лозунг «Время молодых,» на мой взгляд, явно не решает такую задачу.
Ролики Путина, 4 штуки. Сразу видно, что сделано профессионально, работала большая команда специалистов. Кроме того, дорого – богато.
Из всех роликов для меня оригинальным и запоминающимся, отчасти неожиданным стал ролик с медведем, где идёт закадровый голос Путина. Остальные ролики ожидаемо рисуют картину успешной и развивающейся страны, которая своим благополучием обязана исключительно одному человеку, который постоянно в кадре.
И очевидна мысль, к которой ролики должны подвести зрителей: будущее есть только с этим человеком.
Удалось ли автором роликов «сваять» привлекательный образ кандидата? Скорее – да. Только вот смогут ли эти ролики добавить новых сторонников Путину, подтянуть сомневающихся? Не уверен. Скорее они смогут помочь в мобилизации его сторонников.
Ролики Харитонова, 3 штуки. Первое, что отмечу, хорошее качество роликов. В этом плане смотрится не хуже, чем у власти.
Больше всего запомнился ролик с Харитоновым, где кандидат собирается на работу в Кремль. Считаю его достаточно оригинальным и неожиданным, а, значит, он будет запоминаться. Из недостатков: часть ролика с вопросом «ты куда, Николай?» и особенно с ответом «куда, куда, в Кремль, на работу» выглядит несколько комично, что снижает уровень позитивного восприятия.
Ролик про народные предприятия. На мой взгляд, недостаточно чётко прозвучало, что такие успешные народные предприятия – они не сами по себе, а это заслуга исключительно КПРФ.
2. На какие адресные группы избирателей рассчитаны агитматериалы каждого из кандидатов и «зацепят» ли они эту аудиторию?
Д.А.БУЛАНОВ:
У кандидата Путина однозначно имеется значительная (мягко говоря) поддержка населения. Российское общество очень сильно трансформировалось по сравнению с выборами 2018 и 2020 годов. С этой точки зрения ролики Путина бьют чётко в его основной электорат – людей старшего возраста, чья жизнь прошла путь от распада СССР до мечты, если не об СССР 2.0, то о России – сильном игроке на геополитической сцене. Это, кстати, та часть общества, которая разделяет посыл «надо потерпеть ради будущего величия».
С остальными кандидатами сложнее определить уровень зацепки. Может быть, кроме Даванкова. Несмотря на то, что считаю конкретный ролик «пустым», он может сработать на молодую часть общества – «молодой кандидат, в ролике есть определённая динамика, какое-то движение». Да и слова «хочу, чтобы мы жили по-новому», выглядят привлекательными. Не все мечтают об империи.
А вот ролик Харитонова оказался вирусным. Причём, тут сделаю реверанс в сторону провластных «сеток» – раскрутили его в интернете неплохо. Да, лили негатив, но мы же помним, что для политика всё хорошо, кроме некролога. Кстати, в запрещенной в России соцсети X (бывший Twitter) видел пост с обсуждением ролика Харитонова, набравший более 200 тысяч просмотров. При этом, X – это однозначно не место общения фанатов КПРФ, а скорее либеральных избирателей. Может быть, кого-то и зацепит.
Вообще, тут стоит отметить один момент. КПРФ и «Новые люди» – две партии, которые раньше могли претендовать на голоса несистемной оппозиции, не имеющей своих кандидатов. И, собственно, сегодня видно, что остатки этой суперсилы остались у обеих партий. Даже несмотря на то, что объективно львиная доля голосов уйдёт кандидату Путину, аккумулировать остатки электората им по силам. Тут кстати, под угрозой ЛДПР: и, КПРФ и НЛ способны откусить от периферии часть её электорального ядра. В том случае, если ЛДПР продолжит свою невнятную кампанию.
М.С.СИКАЧ:
Агитационные ролики Николая Харитонова рассчитаны, внезапно, на молодёжь и ностальгирующий электорат. Ностальгия привязана к воспоминаниям в роликах о социальном пакете, при этом молодёжь видит отказ от капитализма, т.к. его результаты она ощущает сейчас на себе. С учётом того, что мир в целом «левеет», то ролики Николая Харитонова могут сподвигнуть молодёжь проголосовать за него.
У Владимира Путина из всех роликов веет «мачизмом», то есть таким прямолинейным уверенным мужчиной, который занимает чисто «мужскими» занятиями: рыбалка, охота, голый торс, спорт. Обращу внимание, что в основном используются старые его слова из нулевых и первой половины десятых годов, а также видеоряд, где он намного моложе за редким исключением. То есть политтехнологи понимают, что Путин уже не такой «альфа-самец», нежели был раньше в силу естественных биологических причин. Это значит, что основная аудитория – это те, кто считает решение вопросов силовым путём – нормальным и правильным. Средний портрет такого избирателя я бы описал так: мужчина 35-40 лет, женатый, живёт на съёмной квартире и любит проводить время за просмотром новостей в телевизоре. Молодёжный сленг обозначает такой типаж термином «скуфы».
У Слуцкого весь ролик – это как бы воззвание к электорату ЛДПР: «Я свой!». Если говорить мессианским языком, то Слуцкий – это своего рода реинкарнация Жириновского, на что намекает двойная табличка в его видеоряде. Это значит, что кандидат Слуцкий-Жириновский делает ставку на избирателей, которые голосовали не за ЛДПР, а за Жириновского, за его персону. И этим объясняется, почему Слуцкий пытается выстроить преемственную цепочку в головах граждан именно такой.
Владислав Даванков делает акцент на средний класс, предпринимателей и молодёжь. Постоянное напоминание о том, что наступило время новых, очень импонирует молодёжи, с учётом сформировавшейся за последние 25 лет геронтократии в России. А значит, Владислав Даванков будет бороться за молодёжь с Николаем Харитоновым.
В целом отмечу, что только Харитонов и Даванков пытаются привлечь новый электорат.
В.П.ФЕДОРЕНКО:
Даванков. Прежде всего, это, в отличие от остальных кандидатов, более молодая аудитория. Но тут дело даже не в агитматериалах, а в самом Даванкове. Ну не станут люди до 30-35 на полном серьезе голосовать за того, кого называют «дедом»! А вот за 40-летнего – вполне можно и отдать голос.
Он выглядит современным, нацеленным не в прошлое, как остальные три кандидата, а в будущее. Он идет вперед, смотрит вперед, он «отбивает пять» роботу – это очень удачный кадр, акцент на технические достижения. За него может пойти проголосовать средний класс, наемные работники (особенно таких отраслей, как IT, медиа, наука, креативные индустрии), мелкий-средний бизнес, стартаперы, студенты.
Вторая важнейшая деталь: кандидат Даванков подчеркивает, что хочет, чтобы мы жили «в мирной стране». Это по нынешним временам достаточно смелое заявление и месседж, отправленный в совершенно понятном направлении. Ясно, что Даванков хочет представлять «партию мира», привлечь ту категорию россиян, которая выступает против СВО (давайте признаем, что такие люди существуют), которая хочет мира. Его же аудитория – те самые «жены мобилизованных», которые так хотят возвращения своих мужчин с фронта. Фактически он пытается привлечь аудиторию несостоявшихся кандидатов Надеждина и Дунцовой, которые совершенно явно говорили, что выступают «за мир». На 100% не получится, конечно – все-таки он причастен и к началу той самой СВО, и к ряду принимаемых законов (хотя и не ко всем).
И точно так же очевидно, что эти выборы покажут нам якобы слабость волеизъявления молодых и якобы слабость «либеральной идеи» – соответственно, и Даванкову вряд ли отдадут высокий процент. Хотя, конечно, это никак не связано с реальными результатами выборов.
Кроме традиционных для Путина провластных пенсионеров, бюджетников, курсантов и студентов военных/ведомственных вузов, солдат-срочников в эту кампанию добавилась еще одна категория избирателей. Те, кто по разным причинам хотят продолжения СВО. При этом, заметьте, про СВО у него в роликах вообще ничего нет. Он обходит эту тему стороной.
Ясно, что штаб Слуцкого второй год едет на аудитории Жириновского. Но, во-первых, это аудитория политика-харизматика, который при этом ничего не делал, фактически не будучи допущенным к власти. А во-вторых, политтехнологи явно переоценивают глубину народной памяти.
Скорее всего, тут аудитория одна – политтехнологи кандидата №1, которые, видимо дозволили выпустить такую агитпродукцию и должны быть ею совершенно довольны.
Пенсионеры (ровесники Харитонова), которые помнят СССР и считают, что раньше было лучше – это аудитория «красных». В этом смысле лозунг «Поиграли в капитализм и хватит» – очень удачный. Все те, кого раньше цепляла риторика КПРФ, в принципе не будут разочарованы: партия от своей линии не отходит. Очень важно, что люди хотят сосредоточиться на мирных темах – но им надо дать какое-то понимание решения «основного вопроса». В роликах его нет.
С другой стороны, очень важно, что в условиях, когда СВО идет как будто отдельно и не влияет на жизнь многих людей, и это играет на руку Харитонову, чьи ролики напоминают населению о несовершенстве действующей системы.
М.А.АМЕЛИН:
Безусловно обращение Слуцкого рассчитано на поклонников Жириновского. Считаю, однако, что за Жириновского голосовали не из-за его «дела», а из-за его личности, образа и харизмы. Слуцкий совсем не похож на Жириновского. Думаю, у него будут проблемы даже с электоральным ядром ЛДПР.
Безусловно Путин обращается к самой разной и широкой аудитории – хочет максимального охвата.
Агитация КПРФ немного выходит за рамки своего электорального ядра, но в целом обращение рассчитано на стойких противников капитализма. И при отсутствии других идейных конкурентов должна найти адресата.
Ролик Даванкова – это обращение для среднего возраста и молодежи, попытка забрать недовольного и либерального избирателя. Для них в ролике мало протеста, но возможно сработает при отсутствии других альтернатив.
А.С.МУРАТ:
Путин имеет тот или иной уровень поддержки в разных возрастных и социальных группах. Вряд ли он будет апеллировать к крайне радикально настроенному избирателю – ультралевым, ультраправым, несистемным либералам и пацифистам. Главные избиратели Путина – это пенсионеры со средним образованием и ниже, бюджетники, работники органов публичной власти, умеренные националисты, ностальгирующие по «былому величию» страны, а также та часть левой аудитории, которая готова довольствоваться (обманываться) символами, но не смыслами, типа «Движение первых», «советский» гимн и т.д.
В одном из роликов Путин эксплуатирует медведя, как один из русских символов. Но ведь это довольно непредсказуемое животное, которое своим поведением может напугать не только внешнюю, но и внутреннюю аудиторию, а потому целесообразность использования этого образа сомнительна. Как и тезис о «безальтернативности» кандидата, сквозящий в других роликах. Зачем же тогда проводить выборы, если, как в старом антисоветском анекдоте, «и так всё ясно»?
Харитонов, напротив, может рассчитывать на ту часть лево-ориентированного электората, для которой больше важны как раз смыслы, а не символы. А вот его слоган «Поиграли в капитализм, и хватит!» нишевой. У части потенциальной аудитории кандидата он может породить недоумённые вопросы типа «Что значит поиграли? Так это игра была? Капитализм – это нечто несерьёзное? Но ведь он столько проблем доставил десятками миллионов людей в нашей стране!» Кто-то из аудитории постарше, возможно, вспомнит «завлабов» из ельцинско-гайдаровского правительства или «педократов» уже черномырдинского призыва, но таких будет немного. Кроме того, «хватит!» – это уже было когда-то у Жириновского «Хватит это терпеть!», причём, не столь давно. К тому же, отвергая капитализм, кандидат прямо не говорит и о социализме, словно опасаясь, что оттолкнёт часть потенциального избирателя. Но свиридовское «Время, вперёд!», с одной стороны, отсылает к советским достижениям, а с другой, призвано убедить аудиторию, что кандидат всё-таки зовёт в будущее, предлагая и образ этого самого будущего – единственный из четырёх соискателей президентского поста.
У Слуцкого всё предельно просто: удержать аудиторию Жириновского и ЛДПР за счёт эксплуатации соответствующих брендов (прежде всего - покойного лидера партии).
Даванков, судя по цвету партийного аквамаринового флага, апеллирует к той части электората, которая имеет казахстанские корни, поскольку флаг соседней республики практически такого же цвета. Иного объяснения такому выбору найти сложно.
Кандидат, видимо, ещё рассчитывает на голоса и той части электората, которая хотела бы видеть среди соискателей президентского кресла не просто новое лицо, но и новое лицо от новой партии. Возможно, кандидатура Даванкова приглянется и части системно-либеральной публики в отсутствии другого кандидата от этой части партийно-политического спектра.
М.А.ТАРАНЦОВ:
Ролик Слуцкого призван сориентировать традиционного избирателя ЛДПР, донести мысль, что вместо Жириновского теперь Слуцкий. Это максимум.
Ролик Даванкова адресован прежде всего молодым избирателям и тем критически настроенным людям, кто недоволен властью, но они хотят изменения не системы, а смены конкретных лиц во власти и реформирования системы.
Ролики Харитонова адресованы тем, кто положительно оценивает историю СССР, советский опыт и хотел бы кардинальных изменений с опорой на достижения советской эпохи. И это вне зависимости от возраста, то есть наличия или отсутствия личного опыта жизни при социализме.
Если смотреть с этих позиций, то наиболее работающим будет ролик, который рисует образ государства, каким его видит кандидат от КПРФ: «государство должно лечить, учить, защищать» и т.д.
Ролики Путина, думаю, по мысли авторов, должны работать на все аудитории. Но повторюсь отчасти, считаю, что они не столько «зацепят» аудиторию и убедят её в выборе именно этого кандидата, сколько мобилизуют сторонников.
3. У каких групп населения данные ролики могут вызвать наибольшее неприятие и отторжение?
Д.А.БУЛАНОВ:
Ролики Путина могут вызвать неприятие у той части населения, которая обладает критическим мышлением. Причём, вне зависимости от идеологии. Таких людей не мало, на самом деле. По разной социологии всегда вылезает треть опрошенных, которая по тем или иным вопросам демонстрирует свою оппозиционность. Другое дело, что эта треть в массе своей игнорирует выборы или распыляется между несколькими кандидатами. Но тем не менее, 30% – это значительно!
Вторичный по отношению к Жириновскому Слуцкий – это прям заявка на провал и четвёртое место. Электоральное ядро по привычке проголосует за «дело Жириновского», но часть может и уйти к остальным трём кандидатам.
По Харитонову сложный вопрос. Часть электората КПРФ разумеется и так отходит к кандидату Путину, в силу объективных и не очень причин. Вряд ли ролики сильно скажутся на динамике этого процесса. Хотя, апеллирование к теме «СССР» (надпись на здании) может и негативно сказаться на желании тех из 30%, которые могли бы потенциально проголосовать за него. Молодёжь (основная часть этой «несогласной трети») может не захотеть жить в «СССР».
У Даванкова есть вероятность не получить голоса, которые могли бы уйти незарегистрированному кандидату Надеждину: главный посыл Надеждина не так громко звучит у Даванкова, хотя кандидат и работает в этом направлении, но за пределами ролика. А в целом, из-за особенностей ролика вряд ли он вызовет у кого-то отторжение или неприятие – аккуратная «презенташка», не несущая идеологии, и нечему отторгаться по большому счёту.
М.С.СИКАЧ:
Я не могу предположить, кого могут оттолкнуть ролики Николая Харитонова. Возможно только ярых антикоммунистов и избирателей, которые недовольны решением Съезда КПРФ о выдвижении его кандидатуры. Однако эти антипатии лежат в иной плоскости. Гармонично взвешенные ролики без попытки обидеть или задеть какую-либо группу электората.
Ролики Владимира Путина не понравятся гражданам, которые видят реальное положение дел в стране, т.к. видеоряды состоят из старых достижений. Также может не понравиться регионам: с одной стороны, в «достижениях» показывается похорошевшая Москва, олимпиада в Сочи 2014 года и Крым. Складывается впечатление, что в стране больше нет регионов, которые стали лучше за четверть века. С другой, мы получили видеоряд о медведе, будто бы вся остальная страна – это сырьевой придаток и тайга, на которую хотят покуситься другие страны. Выходит, что в стране три точки притяжения науки и прогресса, качества жизни, а вся остальная часть страны – безлюдная сырьевая тайга.
У Слуцкого проблема в том, что он ничего не предлагает: такие люди в целом неприятны окружающим. Особенно, если они пытаются взять чужое и выдать за своё или приписать рядом свою фамилию. Думаю, это может оттолкнуть и даже ярых сторонников ЛДПР.
Владислав Даванков показывает уровень жизни, который недоступен многим гражданам. В первую очередь, это будет раздражать бедные слои жителей России, а также тех, у кого не получилось разбогатеть из-за внешних факторов: налоговые проверки, экономический кризис, рэкет и т.д.
В.П.ФЕДОРЕНКО:
Пенсионеры. Вот кто не поймет ролики Даванкова. А еще те, кто не понимает про роботов и технологии, но прекрасно понимает про «жировки». Избиратели, нацеленные на прошлое, а не на будущее. Ностальгирующие. Ультра-патриоты. Люди, убежденные, что СВО надо продолжать «до победного».
И, думаю, неприятие от определенной части ультра-оппозиции тоже возникнет. Ведь Даванков пытается заигрывать с «партией мира», но не выходит с явным и твердым осуждением фундаментальных вещей, которыми недовольна значительная часть населения.
Молодая аудитория не поймет ролики Путина. Все, кому надоела СВО. Родственники мобилизованных. Родственники и друзья релокантов. Все, кто недоволен развалом в сферах ЖКХ, ростом цен, плохими дорогами.
Тут еще стоит заметить, что ролики Путина – это ролики с враньем. Красивые поликлиники? Хорошие дороги? Успешные запуски ракет? Автомобилестроение? Так ведь этого всего нет! Это, на мой взгляд, тонкий момент. Достаточно молодым людям посмотреть ролик вместе со стариками и указать на недостатки и явную ложь – этой искры хватит, чтобы кандидат-пенсионер пошел голосовать за кого-нибудь другого (Слуцкого или Харитонова; но скорее Харитонова, т.к. Слуцкий вообще не показывает ничего самостоятельного).
Сложнее с роликами Слуцкого: думаю, отторжение возможно, как ни странно, у аудитории Жириновского и той, старой ЛДПР, включая самих партийцев. Людям хочется чего-то в духе «Джордж, давай вместе долбанем по Тбилиси», а они видят пустоту полутемного кабинета и возню с табличками. Это полный провал.
Продукцию Харитонова не воспримет молодежь, которая и так могла бы зарабатывать более 100 тысяч рублей. Вся «партия мира» не примет, которая не простит компартии полную и безоговорочную поддержку всех решений власти по СВО.
Тут важно отметить, что немалая часть аудитории КПРФ в свете главного события последних двух лет ушла к «ЕР» или в никуда (правда, «никуда» в последнее время – это «Новые люди»). С одной стороны, с началом СВО произошла «консолидация вокруг флага», с другой – разочаровалась молодая аудитория, для которой КПРФ виделась реальной оппозицией и голосование за коммунистов было легальным способом выразить несогласие с политикой действующей власти. И вот для этой аудитории никакого месседжа видеоролики, увы, не предоставляют. У нее, на мой взгляд, позиция «мы живем, словно ничего не происходит» как раз и может вызвать отторжение.
М.А.АМЕЛИН:
Сильно любившие Жириновского могут возмутиться, что человек непохожий и ранее неизвестный пытается эксплуатировать «светлый образ» Жириновского.
Путин старается не вызвать раздражения ни у кого, и это получается.
Ролики КПРФ не понравятся антикоммунистам и отсекут часть либеральной общественности.
Ролик Даванкова может вызвать негатив своей безыдейностью и отсутствием нормальной концепции будущего.
А.С.МУРАТ:
Вряд ли кандидаты могут вызвать неприятие или отторжение в силу представленных ими роликов. Это может произойти по другим причинам, которые касаются, скорее, личности кандидата, его послужного списка, деловых качеств, статуса, возраста, политических взглядов и т.д.
М.А.ТАРАНЦОВ:
Ролик Слуцкого, думаю, будет восприниматься негативно большинством избирателей, в том числе и избирателями ЛДПР. Логика этого негатива – «кто Жириновский и кто ты?»
Ролик Даванкова будет хуже всего восприниматься возрастной аудиторией из числа пожилых граждан, убеждённых сторонников Путина или даже нейтрально к нему относящихся: мол, «Куда тебе молодому тягаться с опытным человеком, признанным лидером?»
Ролики Путина наибольшее отторжение будут вызывать у его убеждённых критиков и противников. Каждый кадр ролика об успехах России при Путине будет восприниматься, как новый раздражитель по принципу «всё неправда, всё наоборот!»
Ролики Харитонова будут восприниматься негативно прежде всего теми, кто негативно оценивает советский опыт и всё, что связано с коммунистами.
***
Окончание следует
Предыдущая часть экспертизы