Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

В ЦИК Татарстана поступило особое мнение о непризнании итогов выборов

2019-09-11 00:27
Пресс-служба ТРО КПРФ

В Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан от члена комиссии с правом решающего голоса Кострина Валентина Ивановича

Особое мнение члена Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан В.И. Кострина о Протоколе Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан о результатах выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва (подписан 10 сентября 2019 года)

По итогам голосования на выборах Депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва 08 сентября 2019 года, комиссией был составлен протокол, который я обязан подписать в соответствии с п. 26 ст. 68 (п. 3 ст. 69) Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако я не согласен с содержанием протокола и в соответствии с п. 28 ст. 68 (п. 4 ст. 69) пользуюсь правом приложить к протоколу настоящее особое мнение:

Мое несогласие с протоколом выражается в том, что зафиксированные в нем арифметическом виде сведения об итогах выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва 08 сентября 2019 года не соответствуют волеизъявлению избирателей и не могут быть нами признаны, как соответствующие принципу свободных выборов.

1. На многих избирательных участках были произведены вбросы бюллетеней, что было зафиксировано и подтверждено видеозаписями, жалобы по данным фактам были переданы в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан. На многих участках урны были неопломбированы, а ширина щелей в урнах для голосования не соответствовала нормативам. Несмотря на написанные жалобы, в урны продолжалось вестись голосование.

2. На избирательных участках было зафиксировано многократное голосование одних и тех же граждан («карусель»).

3. На участках были зафиксированы незаконные ограничения прав наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса в рамках контроля процесса голосования.

4. На большинстве участков расположение мест для наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса не позволяло контролировать голосование и пресекать вброс бюллетеней.

5. Наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса запрещалось передвигаться по участку, что препятствовало полноценному контролю за процессом голосования.

6. Наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса незаконно запрещали производить фото- и видеосъемку, что препятствовало фиксации нарушений, данный факт при отсутствии централизованного видеонаблюдения на УИК не позволял осуществлять должный контроль над ходом голосования.

7. Члены комиссии с правом решающего голоса несвоевременно информировали о явке избирателей, либо вовсе не предоставляли эту информацию, в том случае, когда эта информация озвучивалась, она сильно расходилась с подсчетом наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса. Расхождения доходили до 50%.

8. Производились незаконные удаления с избирательных участков членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей.

9. На избирательных участках нарушалась процедура подсчета голосов, при итоговом подсчете голосов бюллетени не демонстрировались наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса, что не позволяло установить волеизъявление граждан, требования продемонстрировать бюллетень игнорировались. Своевременное внесение данных в увеличенную форму протокола не осуществлялось.

10. Требования выдать копию итогового протокола игнорировались на многих избирательных участках.

11. Требования зафиксировать факт правонарушений игнорировались сотрудниками полиции.

12. Требования обратить внимание и зафиксировать факт нарушения избирательного законодательства игнорировались сотрудниками избирательной комиссии.


На основании приведенных фактов можно сделать вывод о том, что теоретически мощный общественный потенциал избирательных комиссий фактически используется не в интересах свободных выборов. По закону от имени государства, как единственные органы, организацией и проведением выборов должны заниматься самостоятельные и беспристрастные избирательные комиссии. Однако фактически такой статус многих комиссий не обеспечен.

Большинством избирательных комиссий руководят члены или представители правящей партии, работники местных администраций и зависимых от них бюджетных организаций, выдвинутые в состав комиссий не только самой партией, но и многочисленными собраниями избирателей, порядок проведения которых законом не регламентирован, какие-либо механизмы проверки реальности таких собраний недоступны общественности. Представители других политических партий имеют значительно меньше возможностей в получении информации и документов комиссий.

В нарушение принципа коллегиальности практика работы избирательных комиссий идет по такому пути, что весьма ограниченный перечень вопросов, который содержится в пункте 13 статьи 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», чаще всего интерпретируется, как не обязывающий рассматривать на заседаниях другие вопросы компетенции комиссии. Фактически по усмотрению председателя комиссии их можно решать, как коллегиально, так и единолично.

Также прошу заметить тот факт, что увеличение количества используемых в день голосования комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), комплексов электронного голосования (КЭГ) не сопровождалось адекватным расширением юридически обеспеченных возможностей контроля функционирования заложенных в них программных продуктов. Отсутствие обстоятельств, при которых обязательно должен проводиться ручной подсчет голосов избирателей, независимо от усмотрения той или иной комиссии, снижает доверие к переносимым в протокол итогам голосования.

Прошу приложить к Протоколу о результатах выборов изложенное Особое мнение, сделать в протоколе соответствующую запись, а также — опубликовать Особое мнение вместе с Протоколом.


Член Центральной избирательной комиссии

Республики Татарстан с правом решающего голоса

Кострин В.И.