У части государствоведов до сих пор существует вполне обоснованное мнение: советская Конституция РСФСР 1978 года до сих пор должным образом никем не отменена.
Да, сейчас фактически действует ельцинская Конституция от 12 декабря 1993 года, которая была продавлена по известному принципу от Козьмы Пруткова: «при виде исправной амуниции как презренны все конституции». Однако этот молчаливый элитный и народный консенсус действует лишь до поры до времени, до обострения ситуации и пока «исправна амуниция».
Вот одно из проявлений современной конституционно-политической «турбулентности». Сторонники движения «живых граждан СССР» в ряде регионов Дальнего Востока уже парализуют работу госорганов. В соцсетях можно посмотреть ролики о полемике с инспекторами ДПС лиц, предъявляющих советский права и паспорта гражданина СССР. Участники движения «живых граждан СССР» открещиваются от гражданства РФ и отказываются жить по действующим законам. Поэтому они пропагандируют отказ от официальных документов - паспорта, ИНН, медицинского полиса, мотивируя это тем, что любая бумага с печатью и гербом является «меткой рабов».
Например, недавно стало известно о том, что «Камчатскэнерго» начала получать письма от жителей региона с отказом оплачивать ее услуги. Адресанты называют себя рожденными в СССР и живущими по его конституции.
«Мы пока не можем посчитать общее количество таких писем, потому что есть отдельные обращения от рожденных в СССР жителей, а есть обращения из профсоюза «Союз ССР». Они приходят не только к нам, но и в «Водоканал», Фонд капитального ремонта и управляющие компании. Раньше такие обращения были единичными, но сейчас их становится очень много. Люди пишут, что они рождены в СССР, на них действует конституция СССР, и платить за услуги они не будут» - рассказала представитель компании Елена Симаева. Она пояснила, что по Петропавловску-Камчатскому начали распространять листовки, на которых было указано, что если человек родился в СССР, то он не должен платить за услуги ЖКХ. В пресс-службе Дальневосточной энергетической компании (ДЭК) сообщили, что письма от «граждан СССР» с обращениями, касающимися отказа оплачивать электроэнергию, поступают и в Приморском крае.
Понятно, что вышеприведенные данные СМИ уже не о единичных фактах непризнания официально действующей Конституции переоценивать не стоит. Но взять на заметку для анализа ситуации надо.
Также отметим, что Госдума в 1996 году денонсировала Беловежские соглашения, отменившие Конституцию СССР. А это реально действующий правовой акт нынешней Российской Федерации, который при изменении политической ситуации «выстрелит».
Так что конституционная проблема – «спящая». До поры до времени. Так что хотят в Кремле или не хотят, а все правовые дискуссии о легитимности действующей Конституции у нас в стране еще впереди.
Что предшествовало «танковой Конституции»
В ноябре 1993 года был опубликован проект «танковой» ельцинской Конституции для всенародного или принародного обсуждения. Де-юре на тот момент существовавшая Конституция РСФСР уже де-факто игнорировалась президентом-автократором, и в нашей стране вовсю применялось указное право. Тем более что после расстрела самого демократично избранного парламента – Верховного Совета РСФСР – была приостановлена деятельность Конституционного суда: он был обезглавлен.
В те же дни был опубликован президентский указ, отменявший прежние выборные нормы о явке избирателей в 50% для действительности любых голосований – от выборов депутатов до референдума. Президент, осуществивший госпереворот и отменивший Конституцию, установил «под себя» 25-процентный порог явки на выборы.
Для поддержки «танковых преобразований» к Ельцину в те ноябрьские дни 1993 года съехались «отъявленные демократы» – высокого ранга руководители Европейского сообщества, которые и сегодня учат нас демократии. Ельцин по праву «танкового президента» распустил Уральский совет, прекратив полномочия всех его депутатов, а также выселил Музей В.И. Ленина, якобы передав его здание в муниципальную собственность Москвы для заседаний Мосгордумы. Кстати, ау! Почему там не заседает Мосгордума? Или опять торжествует принцип «при виде исправной амуниции…»?
Напоминание об этой правде и уроках истории необходимо, так как даже в стенах Государственной думы происходит циничное переписывание истории. Достаточно сходить на второй этаж главного здания Госдумы и посмотреть выставку якобы об истории российского парламентаризма, из которого нагло вычеркнуто более 70 лет истории советских парламентских учреждений. Наверное, устроители выставки объявили недействительными свои советские дипломы о высшем образовании, вернули государству советские квартиры, раз они так стесняются советского периода парламентаризма?
Сегодня еще живы те, кто помнит, что такое реальный, а не во многом декоративный нынешний парламентаризм. Да и я, будучи в свое время молодым советским депутатом, избранным в местный Совет от избирателей деревни Обухово Буйского района Костромской области, прекрасно помню, что у меня полномочий и возможностей помогать людям и представлять их интересы было в иных случаях больше, чем было при статусе депутата Государственной думы.
«Корень зла» – 80-я статья Конституции
А теперь нам нужно осознать, в чем корень зла и причина того, что в России так и не функционируют нормальные демократические институты.
Созданная наспех в ожесточенной политической борьбе с Верховным Советом РФ, эта Конституция изначально расставила свои важнейшие приоритеты: мощную и самовольную президентскую власть и слабую, зависимую власть законодательную. Идея парламентаризма, понимаемого во всех цивилизованных странах как верховенство парламента, в Конституции 1993 года отсутствует изначально.
И главный изъян, основа для оправдания ручного управления страной, отсутствия реальных демократических, а не декоративных институтов – это пресловутая 80-я статья Конституции, которая приводит к тому, что у нас президент всех назначает и снимает, имеет полномочий больше, чем у египетского фараона, императора всероссийского или советского генсека. На недосягаемый уровень власти возводит его именно 80-я статья Конституции.
Нам говорят, что все делалось по примеру Конституции генерала де Голля (1958 г.), создававшей, как известно, сильную президентскую власть во Франции. Именно поэтому составители отечественной Конституции объявили президента РФ гарантом независимости и государственной целостности России. Однако им и этого показалось недостаточно: президент России был объявлен попутно гарантом самой Конституции и «гарантом прав и свобод человека и гражданина». Просто поразительно! Одно должностное лицо государства (президент) – гарант прав человека и гражданина! Ни в одной конституции из числа демократических государств ничего подобного нет. Такая суперконструкция власти главы Российского государства – основа нынешнего «ручного управления» страной.
Но составители Конституции не удовлетворились всеобъемлющей формулой «гаранта всего и вся» и на всякий случай добавили еще две мощные сферы власти для президента. Ему, все по той же 80-й статье, доверено определять «основные направления внутренней и внешней политики государства», и, наконец, именно президент «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти России».
Президент России стоит по смыслу 80-й статьи Конституции над принципом разделения властей, видимо, по ошибке попавшим в Конституцию (ст. 10). В этой статье фигуры президента нет неспроста. Как гарант Конституции, он остается над органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
Как охарактеризовать столь гигантский объем полномочий, сконцентрированный в руках одного должностного лица, стоящего по своему статусу над законодательной, исполнительной и судебной властью? Когда-то такую власть называли самодержавной, сегодня у политологов имеется более современное слово – авторитарная.
Следует подчеркнуть, что сама идея объявить одно должностное лицо государства гарантом Конституции – глубоко порочна. Она явно противоречит принципам народного суверенитета (ст. 3), демократии (ст. 1) и уже упоминавшемуся принципу разделения властей (ст. 10). Гарантом Конституции РФ должны быть ее народ и вся система конституционных органов государства, сформированных народом России или его законными представителями!
За 25 лет – Более 500 присвоенных президентом полномочий
Как дотошно подсчитали современные ученые-юристы, тремя президентами за период действия Конституции России было присвоено более 500 новых полномочий. Президенты «осваивают» их и будут в дальнейшем «осваивать» до бесконечности на базе одиозной статьи 80 Конституции.
Конституция РФ, таким образом, легально допускает «стягивание» власти и «освоение» все новых полномочий президентом. Действительно, уже сегодня указанное право президента охватывает и регулирует все сферы деятельности государства, постоянно дополняя, а нередко и подменяя законодательство РФ, не без помощи Конституционного суда РФ, еще в 1996 году предоставившего президенту РФ право издавать указы в любой сфере деятельности государства до принятия федерального закона. И вот уже отдельные современные политологи и юристы рассуждают об особой природе указов, предлагая вывести их из категории «подзаконных» актов.
Федеральное собрание – конституционный фантом
На фоне размашисто и любовно сконструированной президентской власти говорить о Государственной думе как о народном представительстве, наделенном Конституцией законодательными функциями, – нелегко, как и о Совете федерации.
Прежде всего, стоит отметить, что составители Конституции после разгрома Верховного Совета РФ для еще большего уничтожения законодательной власти России измыслили, по нашему мнению, коварную конструкцию. Парламентом России было провозглашено некое «Федеральное собрание» (ст. 94). Именно оно названо в Конституции «представительным и законодательным органом РФ».
И вот прошло 25 лет действия Конституции, но у этого «представительного и законодательного органа РФ» нет ни своего юридического адреса, ни своего председателя, ни своего аппарата. Федеральное собрание – это конституционный фантом! Зачем понадобилось его измышлять? Затем, чтобы, по нашему мнению, еще более ослабить действительно законодательный орган страны, представляющий ее народ: ведь по строгому смыслу Конституции, Государственная дума (как, впрочем, и Совет федерации) не является даже самостоятельным государственным органом. Они – только палаты Федерального собрания, то есть структурные части такого государственного органа, как «Федеральное собрание».
А ведь именно Государственная дума и Совет федерации являются реальными государственными структурами в отличие от эфемерного Федерального собрания. Зачем же эта конструкция введена в Конституцию РФ? Ответ однозначен: чтобы понизить статус действительного органа законодательной власти РФ.
Сказать, что Конституция действительно сконструировала Государственную думу как заведомо слабый государственный даже не «орган», а «механизм», – это почти ничего не сказать. Провозгласив в статье 10 принцип разделения властей, Конституция намеренно не создала механизмы для независимости этих властей. Устранив с политической арены своего исторического конкурента – Верховный Совет РФ, президент-победитель присвоил не только здание, занимаемое Верховным Советом, но и все системы его обеспечения и передал их своей структуре – Управлению делами президента. С этого времени и до наших дней Государственная дума – одна из палат Федерального собрания – пребывает в здании, арендуемом у Управления делами президента и пользуется услугами социального обеспечения, как правило, по остаточному принципу предоставляемыми все тем же могучим управлением.
Впрочем, справедливости ради отметим, что в таком же положении арендатора и просителя перед все тем же управлением делами выступают и другие так называемые независимые, по Конституции, органы государственной власти: Совет федерации, Конституционный, Верховный суды.
В связи с этим стоит еще раз отметить, что одна из формально базовых статей Конституции Российской Федерации – статья 10, объявившая принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, их независимость и самостоятельность, останется пустой декларацией до тех пор, пока не будет создан механизм реального обеспечения этого принципа, в частности, существенно сокращена сфера деятельности непомерно разросшегося Управления делами президента.
Государственная дума – «конституционная падчерица»
Если перейти от фактического положения «конституционной падчерицы», занимаемого Государственной думой в системе органов власти России, к ее конституционным функциям (ст. 103–105 Конституции), то следует подчеркнуть, что они сформулированы, в отличие от обширных и неопределенных полномочий президента, весьма предметно и жестко ограничительно. Цель составителей Конституции – ни одного лишнего полномочия выборному органу народного представительства – достигнута четко и успешно. Даже на фоне ослабевших в ХХ веке парламентов Западной Европы наша Государственная дума выглядит особенно «убого и сиро».
Так, реальные контрольные полномочия, и сегодня сохраняющиеся у западноевропейских парламентов, у Государственной думы по существу отсутствуют, как отсутствует и важнейший конституционный рычаг западноевропейских парламентов: механизм «ответственного правительства». И даже в законодательной сфере, прямо предписанной Конституцией Государственной думе (ст. 105), созданы эффективные блокирующие механизмы. Чего стоит одно только правило об обязательном заключении правительства на любой мало-мальский важный законопроект!
Можно еще указать одну известную норму регламента о приоритете законопроектов, вносимых в Государственную думу президентом и его правительством. С конституционной точки зрения это правило грубо нарушает принцип равенства субъектов законодательной инициативы и устанавливает право – привилегию для отдельных, избранных ее субъектов.
В итоге сегодня Государственная дума не покладая рук обеспечивает обширную и неистощимую законодательную инициативу президентских структур, лишь изредка разбавляя их – по-видимому, из эстетических соображений – законопроектами проправительственных депутатов.
«Самодержавие, обшитое парламентскими досками»
В целом ныне действующая Конституция РФ, составленная когда-то наспех в политически напряженном 1993 году отчасти из фрагментов западноевропейских конституций (Франции, ФРГ и др.) и успешно отредактированная в угоду «всенародно избранного» президента-победителя, сегодня успешно выполняет свою главную задачу – служить конституционной «крышей» для авторитарного президентского режима.
«Самодержавие, обшитое парламентскими досками» – эта формула, принадлежащая В.И. Ленину, и в начале XXI века остается как никогда актуальной конституционной характеристикой сегодняшней России.
Если мы хотим реального народовластия и реальных, а не декоративных демократических институтов, то прежде всего надо «отремонтировать» статью 80 Конституции. Вот в чем видится ключевая задача всех подлинных сторонников демократии и народовластия.
«Ослиные уши» самодержавия, законсервированные в статье 80 Конституции, должны быть представлены на общественное обозрение, а сама статья исключена. Это краеугольное требование ремонта политической системы. Без этого невозможно ограничить самовластие президента-автократора, усилить роль народного представительства, сформировать ответственное перед парламентом правительство. Без этого невозможно обуздать все разъедающую коррупцию, лихоимство и безответственность многомиллионного чиновничества, обессмысливающего любые благие начинания власти и народные устремления к правде и справедливости.
* * *
Весь опыт функционирования нынешней Конституции вопиет: статья 80 Конституции должна быть изменена или отменена!
Сергей Обухов,
доктор политических наук
Плакат – художника И.Петрыгина-Родионова