Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Экономическая программа Валентина Коновалова - реалистичный путь преобразований в интересах большинства жителей Хакасии

2018-11-09 11:32
Д.А.Стрелков, Н.Ю.Волков

Публикуем аналитический материал, посвященный анализу экономической программы кандидата КПРФ на выборах главы Хакасии Валентина Коновалова. А также разбор недобросовестной критики этого документа.


Где и как публиковалась экономическая программа Коновалова

Экономическая программа Валентина Коновалова в ходе избирательной кампании неоднократно, достаточно подробно и образно представлялась в АПМ нашего кандидата. В частности, в 8-полосном информационном бюллетене Коновалова его экономическая программа изложена как в целом в формате программы, так и тезисно, а также проиллюстрирована на примерах. Однако, следует заметить, что в электронных СМИ экономическая программа Коновалова практически не представлена. В Сети опубликована лишь общая предвыборная программа Хакасского рескома на 2018 год. Формулировки именно из этого документа приводились В.М. Зиминым во время дебатов с Коноваловым:

Программа была опубликована в начале августа на сайте Хакасского рескома и дружественных КПРФ сайтах. К сожалению, на сайте Хакасского рескома партии личная страница кандидата Коновалова давно не обновлялась. Материалы штаба кандидата на сайте выкладываются в виде электронной версии бумажной газеты, не адаптированные под формат Интернет.

Вероятно, приоритетная ставка на бумажный АПМ – это правильное решения штаба кандидата, учитывая, что в Республике Хакасия очень значимая часть избирателей предпочитает традиционные источники информации. Однако, у этого решения есть минус. «Отложенные вторые туры» в Хакасии и Приморском крае вызывают огромный интерес со стороны многих политически активных граждан России и потенциальных сторонников КПРФ по всей стране. Эти избирательные кампании многими рассматриваются как маркер потенциала КПРФ и кризиса существующей системы власти. Фактически, при всей региональной сути этих избирательных кампаний, они в значительной степени являются и федеральными, т.к. имеют федеральный резонанс. А активные жители из других регионов узнают о событиях в Хакасии и Приморье, в основном, через Интернет.

Пример. Поисковый запрос в сети Интернет «экономическая программа Коновалова» выдаёт огромное количество ссылок по экономической программе министра-капиталиста А.И. Коновалова (времён русской Революции 1905-1917 гг) и ни одной – по программе Валентина Коновалова. Приведём и положительный пример. Видеоролики Коновалова, особенно его дебаты в В.М. Зиминым, как целиком, так и отдельные фрагменты, имеют самое широкое хождение в сети Интернет. При этом очевиден дефицит в сети интернет программы Коновалова в текстовом формате.

Стоит отметить, что в интернет-пропаганде кандидата Коновалова значительную роль играют личные страницы Вконтакте В.О. Коновалова и Ю.В. Афонина. В то же время, партийные сайты явно отстают от темпа самой агитационной кампании.

Суть программы В.О. Коновалова

1. Повышение сбора налогов с олигархов и увеличение социальной нагрузки на крупные корпорации. Командой Коновалова проведён отличный анализ объёма и структуры социальной нагрузки корпораций РУСАЛ и СУЭК в Кемеровской области и Хакасии. Уже предпринят первый важный шаг для реализации программы: опубликовано открытое обращение кандидата на пост главы Хакасии В.О. Коноваловым к собственникам этих корпораций О.В. Дерипаске и А.И. Мельниченко о необходимости повысить затраты РУСАЛА и СУЭКа на социальные проекты в Хакасии хотя бы до того уровня, на котором они вкладываются в развитие Кемеровской области.

В программе проработаны повышение налога на прибыль и налога на имущество корпораций. Работа по возвращению в регион юридической «прописки» хакасских предприятий.

2. Промышленность и рабочие места. Восстановление и развитие в первую очередь тех отраслей промышленности, которые не увеличивают экологическую нагрузку (машиностроение, лёгкая промышленность). Новая индустриализация XXI века. На этой основе – искоренение безработицы. Эффективная система трудоустройства для молодых специалистов.

Поддержка малого бизнеса. В частности, снижение вдвое энерготарифов для малых и средних предприятий (тарифы будут на уровне Иркутской области, которая, как и Хакасия, крупнейший производитель гидроэнергии).

3. Поддержка и возрождение села. За годы капитализма в Хакасии заброшено 60% пашни! Почти вдвое сократилось производство мяса. На поддержку сельского хозяйства будет, как в советское время, выделяться не менее 10% бюджета. Контроль над закупочными ценами на сельхозпродукцию. Цены будут ориентированы на интересы производителей, а не посредников.

Привнесение в республику опыта народных предприятий, в т.ч. Совхоза им. Ленина.

4. Сокращение расходов. Сокращение госаппарата. Сейчас число чиновников в республике более чем вдвое превышает советские показатели, только за время правления Зимина их стало на 25% больше.

5. Кадровая политика и контроль.

Восстановление доверия между властью и народом. Изменение принципов кадрового формирования органов власти: «на основе профессионализма и высоких моральных качеств претендентов на руководящие посты, а не по принципу знакомства или родства». Будет усилена роль и контрольные функции Верховного Совета «как органа подлинного народовластия».

«Мы усилим контроль на всех стадиях формирования бюджета. Особое внимание – отчёту об исполнении. Отчёты будут рассматриваться не раз в год, когда уже ничего поправить нельзя, а не менее чем два раза – так мы предотвратим нарушения Закона о бюджете в течение года».

6. Прекращение оптимизации социальной сферы. Бездумная ликвидация медучреждений на селе будет закончена, при КПРФ система развернется в обратную сторону – «Будут восстановлены все фельдшерско-акушерские пункты. Мы разработаем и реализуем программу их ремонта, модернизации всех медицинских учреждений и комплектования их кадрами». Решение проблемы очередей в детсады и школы, создаст «условия для полноценного функционирования районных домов культуры, библиотек, школ искусств, музеев, улучшена их материально-техническая база». Выпускникам будут помогать с первым трудоустройством. На должном уровне будут поддержаны Дети Войны.

Следует отметить большую эволюцию экономической программы В.О. Коновалова с августа по ноябрь без изменения её сути. Все положения программы, от первой её публикации, как общепартийного документа до последней недели – одни и те же по существу неизменны. Они основаны на Программе КПРФ, 10 шагах Геннадия Зюганова, 20 шагах Павла Грудинина, на опыте народных предприятий и «красного губернатора» С.Г. Левченко, а также на понимании В.О. Коноваловым механизмов вывода денег из республики финансовыми воротилами. При этом, если в августе программа была очень похожа на общефедеральные программы КПРФ и её детализация и регионализация были незначительны, то в результате публичных дебатов с В.М. Зиминым и необходимости подтвердить практическую готовность к реализации программы, программа обрела намного лучшую форму изложения. Её основные пункты стали иллюстрироваться как реальными примерами из реальности Хакасии, сравнениями с соседними регионами, так и публичными заявлениями Коновалова, которые уже сейчас имеют значимую политическую силу и могут влиять на события не только в Республике, но и в стране в целом. Например, обращение к олигархам – собственникам РУСАЛа и СУЭКа с требованием больше средств вкладывать в развитие социальной сферы.

Анализ и критика программы Коновалова его оппонентами

В электронных СМИ и даже в системе «Медиалогия» почти отсутствует разбор критиками программы Коновалова. Обвинения в адрес Коновалова, как правило, сводятся к его молодости, «неопытности и популизму», а также слова о том, что он никак не инкорпорировал в региональные властно-олигархические элиты – «нигде не сможет договориться». Что не мешает параллельно другим авторам обвинять его в работе на семейство Хоров – крупных угольных собственников в республике.

Попытку разобрать саму Программу предпринял эксперт Центра ПРИСП (Центр прикладных исследований и программ) Николай Пономарев. Его статьи публикуются на сайте этой организации – откровенно провластные, имеют все признаки политического заказа.

Этот эксперт зациклился только на двух пунктах документа, пытаясь представить их как «отнять и поделить»: сокращение расходов на госаппарат и «перепрописка» крупного бизнеса в республике. Вот что они пишет по первой теме:

«Речь идет об очевидно популистской мере. Для многих жителей не самого благополучного региона сокращение расходов на госаппарат наверняка покажется актом справедливости (хотя в действительности будет лишь ее суррогатом). Даже тотальное сокращение трат не приведет к существенной экономии. Клерки из аппарата правительства республики вряд ли приезжают на работу на «Феррари». Также сложно представить, что посетители местной столовой тоннами поедают икру. Это означает, что экономия на госаппарате не даст существенной прибыли. Скорее она послужит сигналом «пора валить» для всех конкурентоспособных специалистов».

О «перепрописке» бизнеса: «У регионального руководства в принципе нет законных инструментов, чтобы принудить алюминиевые и угольные корпорации к переносу головных офисов в республику. Представить, что Коновалов сумеет договориться с их руководством «полюбовно», достаточно сложно.

Претензии Коновалова в отношении угольных и алюминиевых компаний можно было бы отнести к категории «планы проведения межгалактического турнира по шахматам в Нью Васюках». Т.е. относительно безобидному и привычному популизму. Если бы не одно «но». Крупный бизнес имеет связи и на республиканском, и на федеральном уровне. Вряд ли коммерсантам понравится очередной выпад со стороны кандидата КПРФ. Это означает, что в случае победы Коновалова Хакасия получит не большие деньги, а большие проблемы».

Автор рассмотрел лишь 10% документа, и в итоге призывал не изыскивать методы воздействия на олигархов, уничтожающих экологию Хакасии, а отвергнуть кандидата, который пытается заставить их вкладываться в развитие региона.

Некоторый интерес представляет интервью провластного политолога Андрея Колядина порталу «dailystorm.ru». Никакого попунктного разбора Программы Коновалова он не дал, но предложил аудитории «страхи власти по поводу Коновалова», которые, по логике его слов, должны стать «страхами хакассцев». Мол, Кремль не может доверить молодому и неопытному человеку огромные деньги на спасение республики, поэтому в случае победы Коновалова республике никто не поможет:

«Коновалов не обладает ни опытом, ни задатками для того, чтобы управлять банкротным регионом. Мы имеем дело с регионом, который находится под прямым управлением Минфина РФ. И вдруг федеральный центр понимает, что там выигрывает человек, которому не то что деньги невозможно доверить, а вообще непонятно, как с ним общаться. (…) Истерика в том, что человеку, которому нужно будет выделять финансовые и прочие ресурсы для того, чтобы он спас этот регион, никто не доверяет.

В результате мы имеем чиновников, опешивших от перспективы, что вместо Зимина, у которого есть странности, но он по крайней мере понятен и вменяем, придет человек, которому придется давать ресурсы, финансы, чтобы он спасал регион, чего он никогда не делал и подобным опытом не обладает. Непонятно, что будет с регионом. (…) Федеральный центр не сможет бросить население республики, но и не сможет вкладывать те ресурсы, которые планировал, потому что абсолютно не уверен, что они будут использованы по назначению. (…)

Минфину наплевать на партийность, они исходят из простой вещи: целесообразно выделять деньги под данную структуру или они исчезнут, неквалифицированно распределятся? Простая утилитарная вещь: деньги дают тем, кто в состоянии ими распоряжаться в соответствии с установками, которые дает Минфин».

Ремарку корреспондента о том, что в команде Коновалова может работать ряд опытных специалистов, Колядин по факту проигнорировал.

Высказанные Колядиным установки во множестве вариаций составляют главный массив публикаций провластных СМИ о ситуации в Хакасии. Идет не разбор Программы Коновалова – что в ней исполнимо, а что проблематично, а акцентирование на том, что «он молодой и у него нет хозяев в Кремле, деньги дает только Кремль, без денег Кремля республике не выжить».

7 ноября в соцсетях опубликовано видео, где программу Коновалова «анализирует» замминистра экономического развития Хакасии Е. Мамаев. Само видео будто снято «на коленке», камеру постоянно трясет, Мамаев лишь более развернуто и с серьезным лицом повторил ранее озвученные установки.

Сперва он раскритиковал тезис, что бюджет региона недополучает 30 млрд. руб. налогов от угольной отрасли. Чиновник хитро заключает – чтобы получить эти деньги, нужно будет поднять цену на уголь, а не урезать сумасшедшие бонусы и непрофильные траты угольного бизнеса. «Кто купит наш уголь за 10-12 тыс. руб. за тонну, когда соседняя Кемеровская область продает за 2-4 тыс?»

Потом Мамаев говорит, что Коновалову не удастся договориться о преференциях для региона с помощью трех членов комитета по бюджету Госдумы от КПРФ, «т.к. большинство членов и комитета, и Госдумы – от другой партии».

Больше всего чиновник говорил о «перепрописке бизнеса». Он повторил ранние тезисы, что у региона нет рычагов влияния на процесс – все решается на федеральном уровне. Он считает, что кроме угольных королей другого крупного бизнеса в Хакасии нет, только РУСАЛ, спрос на продукцию которого падает. При этом здесь РУСАЛ не добывает, а перерабатывает алюминий. «И если на фоне падения спроса перед Дерипаской встанет вопрос, какой из заводов закрыть – вы хотите, чтобы он закрыл завод в Хакасии?»

При этом «родоначальником» темы перепрописки является Зимин...

Относительно дороговизны тарифов ЖКХ Мамаев рассказал, что текущие цены – это вообще благотворительность властей, т.к. «экономически обоснованный тариф – в 3 раза больше. Гигакалория тепла поставляется населению за 1 тыс. рублей, когда на самом деле стоит 3 тысячи. Разница оплачивается региональным бюджетом». Он посетовал, что за последние годы доллар и уголь подорожали в 2 раза, а тарифы ЖКХ – «на несколько процентов».

В заключение чиновник повторил банальное уже утверждение, что «коммунисты не понимают суть проблем и как работает экономика». При этом признался, что рост доходов последнего бюджета – выплата НДФЛ единственного человека, олигарха Худайнатова. Только налог с его прибыли составил 20% бюджета республики.

Мамаева так и не спросили, почему же регион оказался в предбанкротном состоянии после 10 лет управления таких «понимающих» и «грамотных» людей как он и Зимин. По сути же Мамаев повторяет тезисы Пономарева – нужно «стелиться» под бизнес и радоваться тому, что всё не так плохо, как могло быть.

Любопытна реакция аудитории на ролик. Люди задают тот же вопрос – «что же вы такие умные делали все 10 лет?» Подавляющее большинство комментариев – в пользу Коновалова. В адрес республиканских чиновников, «ЕР» и власти в целом – комментарии негативные, часто оскорбительные.

Программа же Коновалова размещается в предвыборных буклетах и раздается избирателям на улицах. Если изучить её подробно, можно заключить, что это весьма реалистичный, сбалансированный документ, а не популизм, как её очерняют провластные пропагандисты. Можно выделить главный посыл в экономике – прекратить порочную практику «кормить олигархов» и «залазить в долги» (сама республика в предбанкротном состоянии, в пересчете каждая хакасская семья должна 150 тыс. рублей). Альтернативой программе Коновалова является политика, проводимая В.М. Зиминым. Он и на дебатах представлял подход республиканской власти и элит – набрать еще больше кредитов у Центра, при этом «расплачиваться за них будет не надо». На просьбу Коновалова разъяснить такое «чудо» - внятных комментариев не последовало…

Выводы

1. Экономическая программа В.О. Коновалова за время избирательной кампании прошла огромную эволюцию. Сохранив свою сущность, она стала намного более понятно излагаться, стала сопровождаться примерами, стала намного больше «заземлена» на уровень региона и больше «заточена» под конкретные достижимые цели.

2. Эта программа распространяется через печатные АПМ кандидата большими тиражами и уже известна значительной части населения республики.

3. К сожалению, в сети Интернет экономическая программа Коновалова не видна. Колоссальный интерес жителей всей страны к выборам в Хакасии и Приморье пока не удалось развернуть в сторону обсуждения экономической программы кандидатов-коммунистов.

4. Между тем, за время избирательной кампании экономическую программу Коновалова удалось довести до уровня, когда она представляет интерес не только в рамках одной республики, но и в масштабе всей страны, наряду с опытом лучших народных предприятий, опытом «красных губернаторов» и т.д.

5. Программа Коновалова может быть востребована во всех регионах, жители которых хотели бы сменить власть по модели Хакасии или Приморья.

6. Если в первом туре голосование за Коновалова имело, преимущественно протестный характер, то высокий процент (заведомо более 40%) Коновалова во втором туре следует однозначно связывать с поддержкой населением его экономической программы. Во-первых, с момента победы Коновалова в первом туре, он рассматривается не просто как перспективный политик, а как потенциальный глава региона. С каждой неделей после 9 сентября он всё меньше рассматривается как «анти-Зимин» и всё больше с точки зрения его собственных качеств и собственной программы. Во-вторых, «благодаря» информационному давлению, пиар-кампании и провокациям против Коновалова уже не местного, а федерального уровня, жители региона узнали обо всех его реальных (небольшой управленческий опыт) и вымышленных (большое число несуразных обвинений) недостатках. В третьих, сейчас коммунисты агитируют «за» единственно-возможного кандидата, а «партия власти» идёт под флагом протестного голосования (см. видеоролики с ленточками «Хакасия – против»).

7. Таким образом, за 5 месяцев избирательной кампании мотивация ядра сторонников Коновалова выросла от «поменять власть» до принятия основных положений экономической программы своего кандидата. А сама команда Коновалова выросла от возможности аргументированно оспаривать прежний курс до способности предложить региону реальную программу развития.

8. Это пример является блестящим ответом на распространённый вид критики программы КПРФ. Часто, признавая справедливость основных положений нашей программы, нас упрекают, что она слишком общая, «рамочная», недостаточно конкретная и не поможет в практических делах. Пример Коновалова показывает, как при появлении реального шанса на крупную политическую победу за несколько месяцев программа регионального отделения КПРФ обретает намного большую стройность изложения, детализацию, нацеленность на осязаемые реалистичные цели.

9. Популяризация экономической программы Коновалова важна не только для Хакасии. Здесь много интересных предложений, которые могут использовать кандидаты КПРФ в других регионах.

Подготовили:
Д.А. Стрелков, зав. сектором

Координатор – Н.Ю. Волков, зам. зав. Отдела ЦК КПРФ

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, Секретарь ЦК КПРФ, член Президиума ЦК

Иллюстрации к материалу: