Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Кандидаты в президенты в телеэфире. 4 – 10 марта 2018 года

2018-03-11 23:53
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний - Центр исследований политической культуры России

Кандидаты в президенты в телеэфире. 4 – 10 марта 2018 года. Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний совместно с ЦИПКР во время избирательной кампании ведет проект «Кандидаты в президенты в телеэфире».

Представленность в телеэфире кандидатов в президенты

Методика мониторинга федерального политического телеэфира разработана ЦИПКР. Используется база данных системы «Медиалогия».

Оценивается представленность на федеральных телеканалах следующих кандидатов в президенты: В. В. Путина, П. Н. Грудинина, В. В. Жириновского, Г. А. Явлинского, К. А. Собчак, Б. Ю. Титова, С. Н. Бабурина и М. А. Сурайкина.

Помимо пяти основных федеральных телеканалов («Первый», «Россия 1», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), в мониторинге учитываются сюжеты, которые выходят на каналах «Дождь», РБК, «Россия 24», «Russia Today», «Вместе-РФ», «Звезда», «МТРК МИР», ОТР, «5 канал» и других.

В период с 4 по 10 марта 2018 года на федеральных телеканалах были показаны 1871 телесюжет с упоминанием лидеров различных политических сил (Табл.1).

Таблица 1

Количество сюжетов с упоминаниями лидеров политических сил

на федеральных телеканалах, главная роль и цитирование

ФИОВсего сообщенийДоля сюжетов в %На центральных каналахГлавная роль (%)Цитирование (%)
1. В. В. Путин109158,34314938
2. П. Н. Грудинин 1618,6605440
3. К. А. Собчак1528,1404547
4. В. В. Жириновский 1427,6483735
5. Г. А. Явлинский884,7323234
6. М. А. Сурайкин804,3354344
7. Б. Ю. Титов784,2313741
8. С. Н. Бабурин794,2293734
ВСЕГО:1871100%706--

Таким образом, наибольшее число упоминаний в телесюжетах получил В. В. Путин. Президент России был представлен в 1091 телесюжете (58,3 вместо 63,5% на прошлой неделе), из них 431 сюжет вышел на центральных федеральных телеканалах. В 49% сообщений Президент играл главную роль, в 38% был процитирован.

П. Н. Грудинин переместился с четвёртого на второе по количеству упоминаний место: 161 телесюжет (8,6 вместо 5,3%), из них 60 на центральных каналах. В 54% сюжетов П. Н. Грудинин выступал в главной роли, в 40% был процитирован.

К. А. Собчак упоминалась в 8,1 вместо 6,1% сюжетов, на центральных каналах она упоминалась в 40 сюжетах, в 45% сообщений занимала главную роль, в 47% была процитирована. В. В. Жириновский был упомянут в 142 сообщениях (7,6 вместо 8%), 48 из них вышли на центральных каналах. В 37% сюжетов лидер ЛДПР играл главную роль, в 35% был процитирован. Б. Ю. Титов упоминался в 4,2 вместо 4,6% сообщений, С. Н. Бабурин в 4,2 вместо 4,1%, Г. А. Явлинский в 4,7 вместо 4,4%, М. А. Сурайкин – в 4,3 вместо 4% всех телесюжетов.

Несколько иначе выглядит ситуация, если ограничить исследование телеприсутствия политиков пятью центральными федеральными телеканалами (Табл.2).

Таблица 2

Количество сюжетов с упоминаниями лидеров политических сил

на центральных федеральных телеканалах (%)

ФИО«Первый»«Россия»НТВТВЦРен-ТВВсего
В. В. Путин735670486961,0
П. Н. Грудинин 6978188,5
В. В. Жириновский 495876,8
К. А. Собчак483655,7
9. М. А. Сурайкин463805,0
Г. А. Явлинский453804,5
Б. Ю. Титов354704,4
10. С. Н. Бабурин434804,1

Основной объём сюжетов на каждом из данных телеканалов был выделен В. В. Путину. Президенту РФ было предоставлено 48-73% сообщений каждого из телеканалов (на прошлой неделе было 51-75%). Доля В. В. Путина в эфире пяти центральных каналов составила 61 вместо 61,5% сюжетов.

П. Грудинин переместился с третьего на второе по упоминаемости место среди восьми кандидатов на пост Президента. Доля посвящённых кандидату от КПРФ сообщений возросла с 6,2 до 8,5% всех сообщений. П. Н. Грудинин присутствовал в 18% сюжетов Рен-ТВ, 9% сообщений канала «Россия», 8% ТВЦ, 7% НТВ и 6% сюжетов «Первого» канала.

В. Жириновский получил 6,8 вместо 8,5% всех сообщений центральных телеканалов. Доля лидера ЛДПР колебалась в пределах 4-9%, тогда как на прошлой неделе была 6-10% сообщений каждого из каналов.

К. Собчак упоминалась в 5,7% сюжетов пяти центральных каналов, М. Сурайкин – в 5%, Г. Явлинский – в 4,5%, Б. Титов – в 4,4%, С. Бабурин – в 4,1%.

Что касается рейтинга лидеров по медиаиндексу, то он выглядит следующим образом (таблица 3).

Таблица 3

Рейтинг по медиаиндексу на всех федеральных каналах

КандидатМедиаиндексНегативный характерПозитивный характер
В. В. Путин517332742
11. М. А. Сурайкин510211
Б. Ю. Титов431554
Г. А. Явлинский427810
12. С. Н. Бабурин421811
В. В. Жириновский3919362
К. А. Собчак3829296
П. Н. Грудинин553474

Рассмотрим, сколько сообщений, посвящённых кандидатам на пост Президента, вышло на федеральных каналах в период с 22 декабря 2017 года по 10 марта 2018 года (для С. Бабурина и М. Сурайкина – с 1 января 2018 г.) (график 1)

График 1

Распределение телесюжетов с упоминаниями кандидатов на пост Президента, 22 декабря – 10 марта

Таким образом, наибольшую долю эфира занимают сообщения с упоминанием В. В. Путина (60%). На втором месте по упоминаемости В. Жириновский (8% сюжетов). П. Н. Грудинин разделил с К. Собчак третье по упоминаемости в телеэфире место (по 7% сообщений).

Б. Титов получил 6% всех сообщений, Г. Явлинский – 5%, М. Сурайкин – 4%, С. Бабурин – 3% сюжетов.

Рассмотрим, как изменялась представленность кандидатов на пост Президента в течение избирательной кампании (график 2):

График 2

Динамика представленности кандидатов в эфире федеральных каналов (кол-во сообщений)

Таким образом, в период с 4 по 10 марта несколько снизился объём сообщений с упоминаниями В. Путина (с 63,5 до 58,3%), В. Жириновского (с 8 до 7,6% сообщений) и Б. Титова (с 4,6 до 4,2%).

Одновременно возросли доли упоминаний П. Грудинина (с 5,3 до 8,6%), Г. Явлинского (с 4,4 до 4,7%), К. Собчак (с 6,1 до 8,1%), С. Бабурина (с 4,1 до 4,2%) и М. Сурайкина (с 4 до 4,3%).

Хронометраж представленности в телеэфире основных федеральных телеканалов кандидатов в президенты – оппонентов Путина

Доминирование В.В. Путина в телеэфире – это политическая константа. Поэтому в настоящем мониторинговом проекте рассматривается хронометраж упоминаемости только его основных оппонентов. В методике мониторинга определено - не учитывать политический телеэфир с упоминанием В.В.Путина. В целом, подсчитывается продолжительность освещения деятельности семи кандидатов на пост Президента Российской Федерации (П. Н. Грудинин, В. В. Жириновский, Г. А. Явлинский, Б. Ю. Титов и К. А. Собчак – с 22 декабря 2017 г., С. Н. Бабурина и М. А. Сурайкина – с 1 января 2018 г.) в новостных и аналитических передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также ведется хронометраж «синхрона» (прямой речи) данных лидеров (табл.4).

Таблица 4

Структура суммарного лидерского эфира, 4 – 10 марта

КандидатПродолжительность эфира, сек%Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, сек%
П. Н. Грудинин 519941,373815,7
В. В. Жириновский 183614,6109523,4
М. А. Сурайкин125410,071115,2
К. А. Собчак12519,961713,2
Г. А. Явлинский10658,550510,8
Б. Ю. Титов9977,950410,8
С. Н. Бабурин9787,851811,0

В период с 4 по 10 марта на пяти федеральных телеканалах кандидатам на пост Президента было посвящено 3 часа 29 минут 40 секунд лидерского эфира (Гр. 3).

График 3

Структура суммарного лидерского эфира, 4 – 10 марта

Наибольшую долю лидерского федерального телеэфира получил П. Н. Грудинин (41% или 1 час 26 минут 39 секунд).

В. В. Жириновскому досталось 15% эфира, М. А. Сурайкину и К. А. Собчак – по 10%, Б. Ю. Титову, Г. А. Явлинскому и С Н. Бабурину – по 8% эфирного времени.

Что касается синхрона (прямой речи) партийцев, то его структура иная: В. Жириновскому было предоставлено 23% суммарного времени. М. Сурайкину было выделено 15% эфира, К. Собчак – 13%, Б. Титову, Г. Явлинскому и С. Бабурину – по 11%,

П. Грудинин получил 12 минут 18 секунд синхрона или 16% времени для прямой речи, что почти в полтора раза меньше, чем было выделено В. Жириновскому (Гр.4).

График 4

Структура суммарного лидерского синхрона, 4 – 10 марта

Рассмотрим распределение эфирного времени на пяти федеральных телеканалах (Табл.5):

Таблица 5

Структура эфирного времени федеральных телеканалов

ТелеканалП. ГрудининВ. ЖириновскийГ. Явлинский Б. ТитовК. СобчакС. БабуринМ. Сурайкин
«Первый»сек1033349205193239170252
%42148810710
«Россия»сек1673844398394491299491
%36189911711
НТВсек43610142411297888
%48115414910
ТВЦсек890455420369378431423
%26141211111313
Рен-ТВсек116787001400
%92700100

П. Грудинин получил наибольшее количество эфирного времени на Рен-ТВ (92%), наименьшее – на ТВЦ (26%).

В. Жириновскому наибольшая доля эфирного времени была предоставлена на «России» (18%), Г. Явлинскому на ТВЦ (12%), Б. Титову на ТВЦ (11%), К. Собчак на НТВ (14%), С. Бабурину и М. Сурайкину на ТВЦ (по 13%) (График 5)

График 5

Структура эфира федеральных телеканалов, 4 – 10 марта

Суммарный синхрон федеральные телеканалы распределяли следующим образом (Табл. 6):

Таблица 6

Структура суммарного синхрона федеральных телеканалов

ТелеканалП. ГрудининВ. ЖириновскийГ. Явлинский Б. ТитовК. СобчакС. БабуринМ. Сурайкин
«Первый»сек137186999014193149
%15211110161017
«Россия»сек299591224217270177295
%1429111013914
НТВсек153320002036
%122716001629
ТВЦсек225251162197206228231
%15171113141515
Рен-ТВсек623400000
%653500000

Наибольшую долю лидерского синхрона П. Грудинину предоставил Рен-ТВ (65%), наименьшую – НТВ (12%).

Предпочтение В. Жириновскому отдали телеканалы Рен-ТВ и «Россия» (35 и 29%), Г. Явлинскому – НТВ (16%), Б. Титову – ТВЦ (13%). К. Собчак – «Первый» (16%), С. Бабурину и М. Сурайкину – НТВ (16 и 29%) (График 6).

График 6

Структура синхрона федеральных телеканалов, 4 – 10 марта

Кандидаты на пост президента в данный период не были приглашены в аналитические передачи.

Рассмотрим, как изменялась структура суммарного лидерского эфира с 22 декабря 2017 года и по настоящее время (График 7):

График 7

Динамика суммарного лидерского эфира, 22 дек 2017 г. – 10 марта 2018 г.

Таким образом, в период с 4 по 10 марта по сравнению с предыдущей неделей доля П. Грудинина в эфире центральных телеканалов возросла с 27 до 41%. Возросли доли К. Собчак (с 9 до 10%) и С. Бабурина (с 7 до 8%). Одновременно упали доли В. Жириновского (с 28 до 15%), Г. Явлинского (с 9 до 8%) и Б. Титова (с 11 до 8%). Доля М. Сурайкина осталась на уровне 10%.

Рассмотрим вклад эфира каждого из кандидатов в общий объём выделенного эфирного времени, начиная с 22 декабря и по настоящее время (График 8)

График 8

Структура суммарного лидерского эфира, 22 декабря – 10 марта

Таким образом за период с 22 декабря 2017 года по 10 марта 2018 года наибольшая доля эфирного времени была предоставлена П. Н. Грудинину (28% эфира). На втором по освещению месте В. В. Жириновский (27%).

С огромным отрывом от них были представлены остальные кандидаты: К. А. Собчак (11%), Г. А. Явлинский и Б. Ю. Титов (по 10%), М. А. Сурайкин (8%) и С. Н. Бабурин (6%).

Рассмотрим, как выглядело соотношение эфирного времени, выделенного кандидатам, в синхроне (График 9)

График 9

Структура суммарного лидерского синхрона, 22 декабря – 10 марта

Таким образом, наибольшая доля времени для прямой речи была выделена выступлениям В. Жириновского (36%).

П. Н. Грудинину досталось 16% всего синхрона, К. А. Собчак и Г. А. Явлинскому – по 11%, Б. Ю. Титову – 10%, М. Сурайкину – 9%, С. Бабурину – 7%.

Рассмотрим соотношение сюжетов с негативом и позитивом по отношению к кандидату от КПРФ (График 10)

График 10

Общая оценка тональности «информационных» сюжетов о кандидате П.Н.Грудинине и членах его штаба на ведущих телеканалах

Таким образом, в период с 4 по 10 марта 2018 года поток негатива усилился Позитив о кандидате вообще не выпускался в эфир, пик негатива пришёлся на 4 и 7 марта, 9 марта П. Грудинин был проигнорирован всеми пятью центральными федеральными телеканалами.

Рассмотрим общий объём сюжетов различной тональности на едином графике (График 11).

График 11

Общая оценка тональности сюжетов по отношению к П.Н. Грудинину на пяти основных федеральных телеканалах в период с 14 января по 10 марта 2018 года (количество сюжетов)

Т.е. за период с 25 февраля по 10 марта преобладали резко негативные сюжеты о П. Н. Грудинине (52%), на негативные пришлось ещё 11%. Позитивные сообщения составили всего 15% сюжетов, а очень позитивные и того меньше – 3%. 19% сюжетов были выдержаны в нейтральном тоне.

Некоторые выводы:

* * *

- незакрытые зарубежные счета кандидата,

- отказ от дебатов, поздравление К. Собчак на дебатах,

- мероприятия на Красной площади, посвящённые дню смерти И. В. Сталина,

- посещение Павлово-Посадской фабрики платков,

- митинг «За честные и чистые выборы» в Москве 10 марта.

Исполнитель исследования:

А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.

Методика – А.Н.Васильцова

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России

Иллюстрации к материалу: