Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

​Кандидаты в президенты в телеэфире 18 – 24 февраля 2018 года. Данные мониторинга ЦИПКР.

2018-02-26 18:25
А. А. Гавалова, А.Н.Васильцова, С.П.Обухов, Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний - ЦИПКР

Кандидаты в президенты в телеэфире 18 – 24 февраля 2018 года. Данные мониторинга ЦИПКР.

Центр исследований политической культуры России и сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний ведут новый проект «Кандидаты в президенты в телеэфире».

Представленность в телеэфире кандидатов в президенты

Методика мониторинга федерального политического телеэфира разработана ЦИПКР. Используется база данных системы «Медиалогия».

Оценивается представленность на федеральных телеканалах следующих кандидатов в президенты: В. В. Путина, П. Н. Грудинина, В. В. Жириновского, Г. А. Явлинского, К. А. Собчак, Б. Ю. Титова, С. Н. Бабурина и М. А. Сурайкина.

Помимо пяти основных федеральных телеканалов («Первый», «Россия 1», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), в мониторинге учитываются сюжеты, которые выходят на каналах «Дождь», РБК, «Россия 24», «Russia Today», «Вместе-РФ», «Звезда», «МТРК МИР», ОТР, «5 канал» и других.

В период с 18 по 24 февраля 2018 года на федеральных телеканалах было показано 1109 телесюжетов с упоминанием лидеров различных политических сил (Табл.1).

Таблица 1

Количество сюжетов с упоминаниями лидеров политических сил

на федеральных телеканалах, главная роль и цитирование

ФИОВсего сообщенийДоля сюжетов в %На центральных каналахГлавная роль (%)Цитирование (%)
1. В. В. Путин52847,62324222
2. П. Н. Грудинин 1009,0564644
3. В. В. Жириновский 998,9504954
4. К. А. Собчак928,3353342
5. Б. Ю. Титов797,1413943
6. С. Н. Бабурин726,5404353
7. Г. А. Явлинский716,4403542
8. М. А. Сурайкин686,1383844
ВСЕГО:1109100%532--

Таким образом, наибольшее число упоминаний в телесюжетах получил В. В. Путин. Президент России был представлен в 528 телесюжетах (47,6%), из них 232 сюжета вышло на центральных федеральных телеканалах. В 42% сообщений Президент играл главную роль, в 22% был процитирован.

П. Н. Грудинин переместился с третьего на второе по количеству упоминаний место: 100 телесюжетов (9%), из них 56 на центральных каналах. В 46% сюжетов П. Н. Грудинин занимал главную роль, в 44% был процитирован.

В. В. Жириновский был упомянут в 99 сообщениях (8,9%), 50 из них вышли на центральных каналах. В 49% сюжетов лидер ЛДПР играл главную роль, в 54% был процитирован.

К. А. Собчак упоминалась в 8,3% сюжетов, Б. Ю. Титов в 7,1% сообщений, С. Н. Бабурин в 6,5%, Г. А. Явлинский в 6,4%, М. А. Сурайкин – в 6,1% всех телесюжетов.

Несколько иначе выглядит ситуация, если ограничить исследование телеприсутствия политиков пятью центральными федеральными телеканалами (Табл.2).

Таблица 2

Количество сюжетов с упоминаниями лидеров политических сил

на центральных федеральных телеканалах (%)

ФИО«Первый»«Россия»НТВТВЦРен-ТВВсего
В. В. Путин454061394543,6
П. Н. Грудинин 8118101810,5
В. В. Жириновский 910510159,4
Б. Ю. Титов7858157,7
Г. А. Явлинский795837,5
9. С. Н. Бабурин895807,5
10. М. А. Сурайкин876907,1
К. А. Собчак775836,6

Основной объём сюжетов на каждом из данных телеканалов был выделен В. В. Путину. Президенту РФ было предоставлено 39-61% сообщений каждого из телеканалов (на прошлой неделе было 56-75%). Доля В. В. Путина в эфире пяти центральных каналов составила 43,6% сюжетов.

П. Грудинин остался на втором по упоминаемости месте среди восьми кандидатов на пост Президента. Доля посвящённых кандидату от КПРФ сообщений возросла с 9,2% до 10,5% всех сообщений. П. Н. Грудинин присутствовал в 18% сюжетов Рен-ТВ, 11% сообщений «России», 10% сюжетов ТВЦ, 8% сюжетов «Первого» и НТВ.

В. Жириновский получил 9,4% всех сообщений центральных телеканалов. Доля лидера ЛДПР колебалась в пределах 5-15%, тогда как на прошлой неделе была 5-14% сообщений каждого из каналов.

Б. Титов упоминался в 7,7% сюжетов пяти центральных каналов, Г. Явлинский и С. Бабурин – по 7,5%, М. Сурайкин – 7,1%, К. Собчак – в 6,6% сообщений.

Что касается рейтинга лидеров по медиаиндексу, то он выглядит следующим образом (таблица 3).

Таблица 3

Рейтинг по медиаиндексу на всех федеральных каналах

КандидатМедиаиндексНегативный характерПозитивный характер
В. В. Путин200132830
В. В. Жириновский 7581011
П. Н. Грудинин 6838515
11. С. Н. Бабурин528804
Г. А. Явлинский506403
К. А. Собчак4992416
12. М. А. Сурайкин466704
Б. Ю. Титов448943

Рассмотрим, сколько сообщений, посвящённых кандидатам на пост Президента, вышло на федеральных каналах в период с 22 декабря 2017 года по 24 февраля 2018 года (для С. Бабурина и М. Сурайкина – с 1 января 2018 г.) (график 1)

График 1

Распределение телесюжетов с упоминаниями кандидатов на пост Президента, 22 декабря – 24 февраля

Таким образом, наибольшую долю эфира занимают сообщения с упоминанием В. В. Путина (59%). На втором месте по упоминаемости В. Жириновский (9% сюжетов). П. Н. Грудинин разделил с К. Собчак третье по упоминаемости в телеэфире место (по 7% сообщений).

Б. Титов получил 6% всех сообщений, Г. Явлинский – 5%, М. Сурайкин – 4%, С. Бабурин – 3% сюжетов.

Рассмотрим, как изменялась представленность кандидатов на пост Президента в течение избирательной кампании (график 2):

График 2

Динамика представленности кандидатов в эфире федеральных каналов (кол-во сообщений)

Таким образом в период с 18 по 24 февраля снизился объём сообщений с упоминаниями В. Путина (с 56,5 до 47,6%) и Г. Явлинского (с 7 до 6,4%).

За счет этого возросли доли упоминаний: П. Грудинина (с 7,3 до 9%), В. Жириновского (с 7,9 до 8,9% сообщений), Б. Титова (с 5,7 до 7,1%), К. Собчак (с 5,6 до 8,3%), С. Бабурина (с 4,9 до 6,5%) и М. Сурайкина (с 5 до 6,1%).

Хронометраж представленности в телеэфире основных федеральных телеканалов кандидатов в президенты – оппонентов Путина

Доминирование В.В. Путина в телеэфире – это политическая константа. Поэтому в настоящем мониторинговом проекте рассматривается хронометраж упоминаемости только его основных оппонентов. В методике мониторинга определено - не учитывать политический телеэфир с упоминанием В.В.Путина. В целом, подсчитывается продолжительность освещения деятельности пяти кандидатов на пост Президента Российской Федерации (П. Н. Грудинин, В. В. Жириновский, Г. А. Явлинский, Б. Ю. Титов и К. А. Собчак – с 22 декабря 2017 г., С. Н. Бабурина и М. А. Сурайкина – с 1 января 2018 г.) в новостных и аналитических передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также ведется хронометраж «синхрона» (прямой речи) данных лидеров (табл.4).

Таблица 4

Структура суммарного лидерского эфира, 18 – 24 февраля

КандидатПродолжительность эфира, сек%Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, сек%
П. Н. Грудинин 479034,6110219,1
В. В. Жириновский 221516,0117720,4
К. А. Собчак143110,379113,7
Б. Ю. Титов138910,066511,5
М. А. Сурайкин138510,073412,7
С. Н. Бабурин13289,669612,1
Г. А. Явлинский13019,460210,4

В период с 18 по 24 февраля на пяти федеральных телеканалах кандидатам на пост Президента было посвящено 3 часа 50 минут 39 секунд лидерского эфира (Гр. 3).

График 3

Структура суммарного лидерского эфира, 18 – 24 февраля

Наибольшую долю лидерского федерального телеэфира получил П. Н. Грудинин (35% или 1 час 19 минут 50 секунд).

В. В. Жириновскому досталось 16% эфира, М. А. Сурайкину, С. Н. Бабурину, К. А. Собчак и Б. Ю. Титову – по 10%, Г. А. Явлинскому – 9% эфирного времени.

Что касается синхрона (прямой речи) партийцев, то его структура иная: В. Жириновскому было предоставлено 20% суммарного времени. К. Собчак – 14%, М. Сурайкину – 13%, С. Бабурину и Б. Титову – по 12% Г. Явлинскому – 10%,

П. Грудинин получил 18 минут 22 секунды синхрона или 19% времени для прямой речи, что на один процентный пункт меньше, чем было выделено В. Жириновскому (Гр.4).

График 4

Структура суммарного лидерского синхрона, 18 – 24 февраля

Рассмотрим распределение эфирного времени на пяти федеральных телеканалах (Табл.5):

Таблица 5

Структура эфирного времени федеральных телеканалов

ТелеканалП. ГрудининВ. ЖириновскийГ. Явлинский Б. ТитовК. СобчакС. БабуринМ. Сурайкин
«Первый»сек962463301260314350408
%3115109101113
«Россия»сек18901002506519560457373
%361910101197
НТВсек374546080575851
%517811887
ТВЦсек1001579432464491461551
%25151112121214
Рен-ТВсек563117266922
%741509100

П. Грудинин получил наибольшее количество эфирного времени на Рен-ТВ и НТВ (74 и 51%), наименьшее – на ТВЦ (25%). На каждом из каналов кандидату от КПРФ было предоставлено эфирного времени больше, чем остальным кандидатам. В. Жириновскому наибольшая доля эфирного времени была предоставлена на «России» (19%), Г. Явлинскому на ТВЦ (11%), Б. Титову, К. Собчак и С. Бабурину на ТВЦ (по 12%), М. Сурайкину на ТВЦ (14%) (График 5)

График 5

Структура эфира федеральных телеканалов, 18 – 24 февраля

Суммарный синхрон федеральные телеканалы распределяли следующим образом (Табл. 6):

Таблица 6

Структура суммарного синхрона федеральных телеканалов

ТелеканалП. ГрудининВ. ЖириновскийГ. Явлинский Б. ТитовК. СобчакС. БабуринМ. Сурайкин
«Первый»сек253247154152192197249
%18171111131417
«Россия»сек507561209253338241185
%222491115118
НТВсек5925263527320
%2912131713160
ТВЦсек237309213225234226300
%14181213131317
Рен-ТВсек463500000
%574300000

Наибольшую долю лидерского синхрона П. Грудинину предоставил Рен-ТВ (57%), наименьшую – ТВЦ (14%).

Предпочтение В. Жириновскому отдал телеканал Рен-ТВ (43%), Г. Явлинскому и Б. Титову – НТВ (13 и 17%). К. Собчак – «Россия» (15%), С. Бабурину – НТВ (16%), М. Сурайкину – ТВЦ и «Первый» (по 17%) (График 6).

График 6

Структура синхрона федеральных телеканалов, 18 – 24 февраля

В аналитические передачи кандидаты на пост президента в данный период не приглашались.

Рассмотрим, кто из кандидатов на пост Президента упоминался 23 февраля в связи с празднованием Дня Защитника Отечества (График 7):

График 7

Структура суммарного непутинского лидерского эфира, 23 февраля, в День Защитника Отечества

23 февраля телесюжеты, посвящённые празднованию, выходили на «Первом», «России», НТВ и ТВЦ. Все данные телеканалы упоминали митинг КПРФ, только НТВ не предоставил на нём слово П. Грудинину.

Наибольшую долю эфирного времени при освещении мероприятий 23 февраля получила К. Собчак (26%). Упоминаниям В. Жириновского и Б. Титова было посвящено по 17% эфира, П. Грудинина – 16%, М. Сурайкина – 13%, С. Бабурина – 11%. Г. Явлинский 23 февраля в эфире пяти центральных федеральных телеканалов не упоминался.

Рассмотрим, как изменялась структура суммарного лидерского эфира с 22 декабря 2017 года и по настоящее время (График 8):

График 8

Динамика суммарного лидерского эфира, 22 дек 2017 г. – 24 февраля 2018 г.

Таким образом, в период с 18 по 24 февраля по сравнению с предыдущей неделей доля П. Грудинина в эфире центральных телеканалов возросла с 24 до 35%. Одновременно упали доли В. Жириновского (с 28 до 16%) и Г. Явлинского (с 22 до 9%). Возросли доли Б. Титова (с 7 до 10%), К. Собчак (с 6 до 10%), С. Бабурина (с 6 до 10%) и М. Сурайкина (с 7 до 10%).

Рассмотрим вклад эфира каждого из кандидатов в общий объём выделенного эфирного времени, начиная с 22 декабря и по настоящее время (График 9)

График 9

Структура суммарного лидерского эфира, 22 декабря – 24 февраля

Таким образом за период с 22 декабря 2017 года по 24 февраля 2018 года наибольшая доля эфирного времени была предоставлена В. В. Жириновскому (29%). На втором по освещению месте П. Н. Грудинин (28% эфира).

С огромным отрывом от них были представлены остальные кандидаты: К. А. Собчак (11%), Г. А. Явлинский и Б. Ю. Титов (по 10%), С. Н. Бабурин (7%) и М. А. Сурайкин (5%).

Рассмотрим, как выглядело соотношение эфирного времени, выделенного кандидатам, в синхроне (График 10)

График 10

Структура суммарного лидерского синхрона, 22 декабря – 24 февраля

Таким образом, наибольшая доля времени для прямой речи была выделена выступлениям В. Жириновского (38%). Он чаще других кандидатов был приглашён в аналитические передачи.

П. Н. Грудинину досталось 16% всего синхрона, К. А. Собчак и Г. А. Явлинскому – по 11%, Б. Ю. Титову – 10%, М. Сурайкину – 8%, С. Бабурину – 6%.

Рассмотрим соотношение сюжетов с негативом и позитивом по отношению к кандидату от КПРФ (График 11)

График 11

Общая оценка тональности «информационных» сюжетов о кандидате П.Н.Грудинине и членах его штаба на ведущих телеканалах

Таким образом, в период с 18 по 25 февраля 2018 года поток негатива значительно превзошёл число позитивных сообщений о кандидате. Пик позитива пришёлся на 19 февраля, негатива – на 20 и 25 февраля.

Рассмотрим общий объём сюжетов различной тональности на едином графике (График 12).

График 12

Общая оценка тональности сюжетов по отношению к П.Н. Грудинину на пяти основных федеральных телеканалах в период с 14 января по 25 февраля 2018 года (количество сюжетов)

Т.е. за период с 14 января по 25 февраля преобладали резко негативные сюжеты о П. Н. Грудинине (50%). На позитивные сообщения пришлось всего 18% сюжетов, а на очень позитивные – 4%. Кроме того, в 77 сюжетах, посвящённых выборам, П. Н. Грудинин был проигнорирован.

Некоторые выводы:

* * *

- якобы «иностранные счета и офшоры», приписываемая ему «собственность за рубежом»,

- «обманутые пайщики» Совхоза им. Ленина,

- посещение швейного предприятия «Большевичка»,

- отправка гуманитарного конвоя на Донбасс,

- вручение памятной медали к столетию Красной армии,

- пресс-конференция,

- посещение Московского инструментального завода,

- возвращение Удальцова на роль доверенного лица, уход из доверенных лиц Н. Исаева,

- посещение производства сантехники в Подмосковье,

- День Защитника Отечества.

Исполнитель исследования:

А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.

Методика – А.Н.Васильцова

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России

Иллюстрации к материалу: