1 августа кандидат в Мэры Москвы, Первый заместитель Председателя Государственной Думы, Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Иван Мельников встретился с представителями Шереметьевского профсоюза летного состава и профсоюза бортпроводников. Во встрече также приняли участие заместитель председателя комитета Государственной Думы по обороне, дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая и депутат Государственной Думы Владимир Родин.
Российская гражданская авиация испытывает серьезные системные проблемы: нехватка средств, отсутствие заметных инвестиций, кадровый голод, увеличение аварийности, низкие стандарты работы авиакомпаний и многие другие.
Очередной скандал разразился вокруг судебной тяжбы за выплату пилотам положенных им по закону надбавок за вредность и ночные полеты. После того, как Шереметьевский профсоюз летного состава отсудил их для 46 пилотов высшей квалификации, руководитель профсоюза Игорь Дельдюжев был уволен. Добиться его восстановления удалось только после вмешательства фракции КПРФ в Государственной Думе. Следующим шагом стала победа в суде по иску о выплате положенных надбавок всем пилотам, общая сумма иска к «Аэрофлоту» составила 1 миллиард рублей.
Как нужно решать проблемы российской авиации? Как наладить взаимодействие профсоюзов и власти? Об этом пошла речь на встрече.
Открывая встречу, Иван Мельников констатировал, что Шереметьевский профсоюз – один из немногих, которые борются за права работников.
«Нередко профсоюзы находятся в спайке с работодателем, их борьба носит имитационный характер, - отметил Мельников. – А вы сами прекрасно знаете, как ведут себя многие работодатели: хотят увеличить рабочий день – увеличивают, хотят сократить зарплату – сокращают. В этих условиях сложно переоценить значение профсоюзов».
«Я очень рад решению суда по выплате надбавок, но, скажу откровенно, предвижу очень большие трудности на пути реализации этого решения, - продолжил Иван Иванович. – Мы будем и в дальнейшем вам помогать. Мы очень заинтересованы в том, чтобы вся эта история с невыплатой надбавок закончилась вашей победой!»
Иван Иванович предложил участникам встречи ознакомиться со своей предвыборной программой и на примере транспортной проблемы показал комплексность подхода к решению вопросов. Он отметил, что бездумное строительство дорог, затеянное властями, не сможет разгрузить транспортные потоки. Чтобы избавиться от пробок, нужно, прежде всего, уйти от моноцентрического города, развивать его как полицентрический. Центр Москвы должен стать туристическим. Строительство в центре новых крупных торговых комплексов и офисов должно быть запрещено. На окраины Москвы нужно выводить таможенные терминалы, склады и автосалоны. Развивать грузоперевозки по воде с использованием Северного, Южного и Западного портов. Приоритетной задачей должно стать развитие комфортного и дешевого общественного транспорта.
Затем участники встречи задали Ивану Ивановичу вопросы. Одна из поднятых проблем – планы властей по привлечению в Россию иностранных пилотов.
По мнению первого зампреда Госдумы, эти меры ни к чему хорошему не приведут, фракция КПРФ не будет поддерживать это решение. «Мы должны обучать и обеспечивать работой своих пилотов», - отметил Иван Иванович.
По его словам, закупка иностранных машин привела к тому, что отечественный авиапром оказался в очень тяжелом состоянии.
«Развитие авиапрома могло бы дать толчок развитию всей промышленности России», - уверен Мельников. - Но, к сожалению, это не является приоритетом для действующей власти. Вдумайтесь только, в Москве на всю промышленность и науку выделяется 2,2 миллиарда рублей, это чуть больше 0,1 процента бюджета. На укладку плитки денег выделяется в два раза больше!»
Много вопросов было связано с трудовым законодательством. Так, участники встречи считают необходимым изменить пункт, где сказано, что вопросы должны решаться «с учетом мнения профсоюза» на формулировку, которая была раньше: «с согласия профсоюза». Иван Иванович это предложение поддержал.
«Я в свое время возглавлял профсоюз Московского университета, в котором было более 50 тысяч членов. И ни один вопрос из жизни университета не решался без профсоюза», - подчеркнул он.
Продолжая тему, Светлана Савицкая, которая не раз отстаивала интересы пилотов и бортпроводников, также высказалась категорически против привлечения иностранных пилотов в Россию и подчеркнула, что вопрос безопасности полетов нужно выносить на общественное обсуждение.
«Нужно буквально кричать: «Люди! Посмотрите, на чем вы летаете!», - призвала Светлана Евгеньевна. – Общество должно знать о том, как подбирается экипаж, о том, что туда попадают «специалисты», не имеющие налета. Пока вы варитесь в собственном соку, ничего не изменится».
По просьбе участников встречи она высказала свое мнение о реализации громкого проекта «Суперджет».
«С самого начала было понятно, что «Суперджет» - мертворожденное дитя, - констатировала Савицкая. - Этот проект был нужен только для получения откатов. Уже на первых испытаниях у него крыло пошло, потом еще что-то сломалось. Конечно, никто не хочет покупать такой самолет. По нашему обращению Счетная палата с 1 июля начала проверку деятельности «Объединенной авиастроительной корпорации», которая коснется и «Суперджета».
На встрече также были подняты проблемы миграции, бессмысленного развития «Сколково», реформирования РАН и многие другие. По итогам обсуждения было решено заключить договор взаимного сотрудничества между фракцией КПРФ и Шереметьевским профсоюзом и осенью провести в Государственной Думе круглый стол по вопросам развития гражданской авиации.