Председателю ЦК КПРФ Геннадию Зюганову
От сотрудников СПбГАУ
Мы, преподаватели СПбГАУ, открыто поддерживаем выраженный Вами протест против навязывания дистанционного обучения под прикрытием коронавируса и деградации российского образования.
Перевод обучения полностью в онлайн – это имитация учебного процесса. Связь между практической и теоретической составляющей образовательного процесса и так слаба, при дистанционном обучении ее попросту не будет и вынужденный переход на «дистант» весной-летом текущего года это абсолютно подтвердил. При введении дистанционного обучения качество подготовки специалистов для аграрного сектора экономики снизится катастрофически.
Для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса необходимо еще ВЧЕРА начинать решать «наболевшие» вопросы подготовки компетентных кадров для АПК РФ.
Формализованные подходы к оценке эффективности работы высших учебных вузов ведут к полному уничтожению образования в целом и аграрного образования в частности.
Несоответствие трудозатрат получаемой заработной плате преподавателей, лаборантов, технического персонала…, срочные до одного года, низкие доходы преподавателей и вспомогательного персонала, снижение количества часов на лекционные и практические занятия обучающихся – всё это отражается на уровне образовательного процесса, приводит к снижению его качества, профессиональному выгоранию преподавателей и отсутствию стремления к саморазвитию как самих преподавателей, так и студентов. Из аграрных вузов уходят высококвалифицированные преподаватели, истощается научный потенциал образовательных учреждений, подведомственных МСХ РФ. Происходит понижение общего уровня, а, значит, и конкурентоспособности аграрных вузов, разрушается система подготовки кадров для аграрной отрасли.
Отмена права выбора коллективом сотрудников и ОБУЧАЮЩИМИСЯ на альтернативной основе ректора вуза, замена альтернативных выборов и многоэтапной аттестации на формальное собеседование с «кандидатами» на должность ректора подведомственных образовательных учреждениях МСХ РФ, ставит аграрные вузы в неравное положение по отношению к другим высшим учебным заведениям и формируют откровенно зависимую вертикаль власти.
Назначаемые ректора ни в чем не подотчетны коллективу вуза, целиком и полностью зависят от воли учредителя. Выдвижение того или иного кандидата происходит во многом благодаря его «связям» и покровителям, при том, что его деловые качества, управленческие навыки и личные способности являются делом едва ли не третьестепенным. Более того, такой руководитель открыто демонстрирует преследование личной политической позиции преподавателей и далеко не законными способами и лучше пресмыкаться, и молчать.
Действиями МСХ РФ создается социально значимый прецедент применения права в ущерб принципам коллегиальной подготовки принимаемых решений, перечеркиваются основы демократического воспитания молодежи, которая, благодаря решению министерства, лишена права выбора руководителя вуза. Выборность ректоров в России была введена в тоже время, когда и было отменено крепостное право.
Мы полностью поддерживаем Ваши слова о том, что у нас «отняли полноценное образование, возможность учиться в современной школе, производственную форму обучения, возможность получить грамотного инженера и специалиста, возможность для талантливого ученого и молодого человека работать в родном институте или предприятии». Добавим только, что у нас отняли право выбирать и критически мыслить. Дальше – дистанционное обучение и цифровое «рабство».
На невозможность дальнейшего развития аграрного образования влияет огромное количество факторов: необоснованный показатель в части количественной характеристики системы высшего образования как «Количество студентов, приходящихся на одного преподавателя», малообоснованные требования к публикационной активности для аграрных вузов, несоизмеримая стоимость платного образования со средним доходом населения в сельской местности…, но наиболее важный из них, по нашему мнению, это отсутствие внимания к проблемам своих подведомственных образовательных учреждений нашего учредителя – МСХ РФ.
( Переход на дистанционное обучение + назначаемый «эффективный» руководитель образовательного учреждения) * атрофированный интерес власти к проблемам образования = РОССИЯ без будущего
Председатель Первичной профсоюзной организации работников ФГБОУ ВО СПбГАУ МПР ВШ «Университетская солидарность», Трушкина И.Р.
Заместитель председателя Первичной профсоюзной организации работников ФГБОУ ВО СПбГАУ МПР ВШ «Университетская солидарность» Аверьянова Е.В.
Заместитель председателя Первичной профсоюзной организации работников ФГБОУ ВО СПбГАУ МПР ВШ «Университетская солидарность» Широков С.Н.