Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Психолог Светлана Грищенкова: И вновь вернулись к воспитанию

2020-07-31 21:25
Светлана Грищенкова, кандидат психологических наук

Не успела российская школа вынырнуть из пучины дистанционного обучения, как ее снова погружают в долгоиграющий эксперимент. Государственная Дума, аккурат перед уходом на каникулы, в режиме форс-мажора (сразу во втором и третьем чтении) приняла инициированный Президентом Закон «О воспитании». Заметим, Закон вступит в силу уже с 1 сентября 2020 года. 

Правда, у школ, колледжей и вузов будет год (до 1.09.21) на то, чтобы скорректировать свои образовательные программы и включить туда рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы.

Обидно за Президента. Через 20 лет своего правления он вынужден в ручном режиме по собственной инициативе возвращать в школу воспитание, когда-то распятое и деформированное новоявленными шептунами-реформаторами.  

Это они, советники  и помощники руководителя великого государства  превратили  образовательные учреждения  в  фабрики по натаскиванию  к ЕГЭ, Это, согласно их «научным парадигмам», школы стали не учить и воспитывать, а оказывать образовательные УСЛУГИ. Это благодаря их стараниям, педагоги, превратились в роботов по написанию программ, проектов, стали невольными участниками пустых конкурсов и навороченных конференций. Результат? Разрушение признанной в мире советской системы образования, «с изжившей себя  старой и ненужной коммунистической идеологией».   

Ломать, не строить… А у тех, кто пришел строить, по-прежнему лом в руках и папка с документами под мышкой. До сегодняшнего дня народ не знает, что за государство мы строим, и какие люди этому государству нужны в будущем. 

Отсутствие  системы в формировании подходов к воспитанию молодежи в современных условиях привели к  серьезным проблемам, а  статистика «больного общества» такова.

Ежегодно  родители  оставляют в роддомах от 30 до 50 000 малышей, около 700 тыс. детей–сирот и детей, остаются без попечения родителей. По официальным данным количество самоубийств с 2020 года в России составляет около 2000 человек, из которых более трети- дети и подростки. Ежегодно в России из-за собственного алкоголизма и наркомании 50 000 отцов и матерей лишают родительских прав. Из 100% сирот, покинувших стены детского дома или интерната- 90% по оценкам экспертов никогда не адаптируются к нормально взрослой жизни. Не решается проблема с детской наркоманией, за последние 10 лет идет явная тенденция к омоложению: число взрослых наркоманов увеличилось в 8 раз; подростков – в 18 раз; детей – 24,3 раза. 

Последние три года растет подростковая преступность. По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысячах преступлений. 

О чрезвычайной ситуации в обществе говорит и выросшее почти до 145 тысяч число подростков, поставленных в прошлом году на учет подразделениями по делам несовершеннолетних. Из них более чем 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста. 

Около половины осужденных в прошлом году несовершеннолетних воспитывались в семье с одним родителем. Почти десять процентов - воспитывались вне семьи и подавляющее большинство имело низкий уровень образования. Так, 80 % из них имели начальное или основное общее образование, еще 15% - среднее общее, и только 2% - среднее профессиональное. При этом четверть всех несовершеннолетних, как пишет «Российская газета» на момент совершения преступления нигде не учились и не были студентами.

Наши дети все чаще становятся «героями» криминальной хроники- они бьют и убивают друг друга, издеваются над животными и над взрослыми, идут наперекор родителям, друзьям и здравому смыслу – и на этой дороге все чаще не могут остановиться… Сотни случаев неконтролируемой детской агрессии.  Не проходит и дня, чтобы в новостных лентах и социальных сетях не появлялись сообщения о том, что подростки жестоко избили или убили сверстника, прохожего, растерзали животных…

Несмотря на гневные комментарии общественности, возмущение школьных педагогов и родителей, программы и проекты, число таких случаев продолжает множиться. 

С каким открытым презрением, на голубом глазу взрослые сами  клеймят «совковое» прошлое, обсуждают и высмеивают педагогов, которые не соответствуют сегодняшним требованиям и надуманным стандартам. .Свобода  приобрела невиданные размеры и больше напоминает вседозволенность. Хамство,  грубость, надменность и невежество все чаще становятся атрибутами сегодняшней жизни. 

Изгнав из школьной программы Павку Крчагина, Зою Космодемьянскую, летчика Мересьева, героев-молодогвардейцев наших детей стали готовить к новой «успешной» жизни. Той, которая отрицает героизм, искренность, честь, совесть. Все то, что делает Человека - Человеком!
Станет ли новый закон новым ориентиром в спасении наших детей? Пока непонятно. Честно говоря, проект очень тяжело читается и воспринимается, суть тонет в потоке слов и формулировок.

Советская власть последовательно  работала с детьми, привлекая к написанию программ развития школы лучших педагогов- практиков. Не было шатания из стороны в сторону. Зарплата, нагрузка, программы- все было понятно педагогам. Школа была храмом знаний. Уважение к личности ребенка и учителя было главным ориентиром в работе. 

Растерзанная, без кадров и притока свежей силы, как справится она с новыми задачами?
На примере Подмосковья совершенно очевидно, что оптимизация образования, постоянные лозунги и борьба за победителей олимпиад, упор на поиск одаренных  оставляют за бортом огромное число обычным детей. 

Пусть скажут чиновники от регионального образования, как учитель в первом классе может работать с переполненным классом, где вопреки всем санитарным нормам сидит больше 35 учеников? Какие глубокие воспитательные  программы он может реализовать на деле? 
Почему  уменьшается количество бесплатных кружков, и кто устанавливает финансовые нормативы? 

Где те, так и не созданные детские объединения и общественные организации взамен красногалстучной пионерии, которые смогут решать вопросы воспитания школьников? Почему вопреки мощной поддержке государства детское движение Юнармия так и не стало для ребят массовой организацией? Может потому, что создавалась она не для ребят, а  в рамках очередного проекта- улучшить, расширить, охватить…?

Почему новоявленные эксперименты, пройдя апробацию на выборке в 100 человек, становятся ориентирами в преодолении  проблем воспитания молодежи? Почему обычный разбор конфликтов превращается в школе в  настойчивое  предложение создать целые службы медиации? Зачем все эти искусственные формы охвата? Мы можем сколь угодно громко говорить о том, что финансовая поддержка выпускников педагогических вузов ведет  в школы молодых учителей. Но это неправда. Учительский состав подмосковных учителей по-прежнему стареет. Школа держится на  педагогах с 30-летним и более стажем работы, имеющих большой коэффициент психологического выгорания. 

И в какой такой момент воспитанием перестали заниматься, что потребовалось вмешательство президента?

Да, воспитанием заниматься надо. Всем вместе. Не отгораживаясь четко прописанным функционалом, не переваливая на одну школу задание государственной важности. 
И уж, если мы говорим о важности воспитания молодежи, давайте также громко скажем и о результатах государственной программы 2016-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ 3.12.2015 г. и подписанной Д.Медведевым. С громким названием «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Миллиарды, выделенные на ее реализацию, а, что кардинально изменилось в обществе, сколько в рублевом эквиваленте стоит привить этот патриотизм молодежи? Кто поименно ответил за ее реализацию?  Основной исполнитель- несуществующее уже Министерство образования и науки. 

Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, объединяют общество, - сказал в своем выступлении председатель Госдумы Вячеслав Володин. - Важно избежать формального подхода, органично включить воспитание в образовательный процесс, не добавляя излишней бюрократической нагрузки на школы и вузы. Вопрос реализации закона на практике необходимо обсудить с профессиональным сообществом». 

Правильно на все сто! А на деле в новом законе – ответственность отдана школе. 

А и то, она ведь не исчезнет в ближайшее десятилетие, и, как показывает жизнь, поименно будет отвечать за все  обозначенные ориентиры и показатели. 

Пожелаем ей удачи в этой схватке за будущее наших детей.