Комитет ГД по аграрным вопросам.
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина, на парламентских слушаниях на тему «Законодательные аспекты развития материально-технической базы сельского хозяйства», г. Москва, Малый зал Государственной Думы, 20.06.2018г.
Уважаемые товарищи!
Материально-техническая база должна эффективно объединять последние
достижения науки и техники, передовые технологии с производством
сельскохозяйственной продукции. При этом особое внимание должно быть уделено
обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей мобильной
сельскохозяйственной техникой, производственными зданиями и сооружениями,
оборудованием, равно как топливно-энергетическими ресурсами, удобрениями, химическими
средствами защиты растений, и др. Сегодня это один из ключевых факторов
устойчивого роста сельскохозяйственного производства.
Если посмотреть на состояние и перспективы развития
материально-технической базы в растениеводстве, то в первую очередь следует отметить
вопрос оснащенности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей
мобильной сельскохозяйственной техникой. Это один из наиболее острых вопросов, определяющий
эффективность проведения сезонных полевых работ.
Тракторов, как основного движителя сельскохозяйственных машин
и оборудования, на начало 2018 года в сельскохозяйственных организациях
эксплуатировалось не более 216,8 тыс. единиц, что в 6,3 раза меньше, чем в 1990
году!
В части тех видов техники, которыми обеспечивается
предпосевная обработка почвы и посевная кампания, ситуация аналогичная. Плугов
в сельскохозяйственных организациях осталось менее 60 тыс. шт. (в 9 раз меньше
чем в 1990 году), культиваторов – 87 тыс. шт. (в 7 раз меньше чем в 1990 году),
сеялок – 83 тыс. шт. (в 8 раз меньше).
Комбайновый парк сельскохозяйственных организаций сегодня
насчитывает всего 57,6 тыс. зерноуборочных комбайнов, 700 кукурузоуборочных
комбайнов, 2,1 тыс. картофелеуборочных комбайнов, что меньше показателей 1990
года в 7, 13 и 15 раз соответственно. Льноуборочных комбайнов в
сельхозорганизациях осталось всего 300 на всю Россию!
По каждому без исключения наименованию сельскохозяйственной
техники динамика отрицательная, и даже с учетом большей производительности
каждой новой единицы, энергообеспеченность хозяйств неизменно снижается. По
данным Росстата, сельскохозяйственные организаций с 2000 года «потеряли» 131
л.с., и к 2018 году имели 198 л.с./100 га посевов. А если в расчетах учесть еще
и микро предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных
предпринимателей, то энергообеспеченность сельхозтоваропроизводителей составит
уже 149 л.с./100 га посевов. При этом в 1990 году на каждые 100 га из 117,7
млн. га посевов, с поправкой на мощность двигателей, приходилось оценочно 217
л.с.
По уровню обеспеченности, как тракторами, так и
зерноуборочными комбайнами, мы безнадежно отстали от передовых стран. На 1000
га пашни в Германии приходится 65 тракторов, в США – 26, в Канаде – 16, в
Республике Беларусь – 9,3, а в России всего 3! Не многим лучше картина по
обеспеченности комбайнам.
Какие последствия влечет за собой такая ситуация?
Превышение нормативной нагрузки на единицу техники, ее
повышенный износ и интенсивное выбытие из эксплуатации, а главное - потери
урожая.
На каждый трактор сегодня приходится 327 га посевов, на
каждый зерноуборочный комбайн - 427 га, при нормах 73 га и 244 га
соответственно!
Остро стоит вопрос устаревания основных видов
сельскохозяйственной техники. В парке самоходных машин удельный вес техники
старше 10 лет недопустимо велик – 59,6% тракторов, 45,5% зерноуборочных
комбайнов.
Очевидно, что в сложившейся ситуации соблюсти
агротехнические сроки проведения полевых сельскохозяйственных работ не
представляется возможным, что предопределяет слабый урожай и его низкое
качество.
При поздних сроках сева яровых, растения пшеницы имеют
меньшую кустистость, длину соломины и колоса, число колосков и вес зерен, до
30% растений имеют повреждения главных стеблей. Одновременно с этим существенно
возрастают риски гибели урожая от болезней и вредителей.
Какую в этом контексте ситуацию мы видим сегодня?
В связи с низкой энергообеспеченностью весенняя посевная
кампания существенно затягивается. К примеру, для Московской области, где
средней многолетней датой начала сева яровых является 27 апреля, поздним севом считается
уже конец мая. Но по состоянию на 7 июня 2018 года в регионе было засеяно всего
65,5 тыс. га или 84,3% плана.
Если говорить о севе озимых культур, то здесь фактор времени
является не менее жестким. Излишне ранние посевы озимых подвержены порче и
гибели от вредителей и болезней. Поздние сроки сева озимых повышают риски
повреждения и гибели растений в период зимовки.
Оптимальные сроки уборки урожая составляют 7-8 дней с
момента созревания посевов, и чем позже производится сбор, тем выше
биологические потери урожая и ниже его качество. Но соблюсти эти сроки при
текущей структуре комбайнового парка не представляется возможным.
В этой связи в России ежегодно в процессе уборки урожая в
потери уходит по 10-15 млн. тонн зерна, а качество всё-таки полученной
продукции просто ни куда не годится. Яркий пример – ситуация 2017 года с
подсолнечником, когда не успели собрать более 1,5 млн. тонн урожая и оставили его
гнить на полях. При этом полученный рекордный урожай пшеницы на 75% - это
пшеница 4 и 5 класса.
Процесс обновления парка мобильной сельскохозяйственной
техники идет очень слабыми темпами. Износ уже превысил 60%, а более 10 лет эксплуатируется
59,6% тракторов и 44,9% зерноуборочных комбайнов.
В 2016 и 2017 годах нашими аграриями было приобретено по 11
тыс. тракторов (5% парка) и по 6 тыс. зерноуборочных комбайнов (10% парка). При
этом с государственной поддержкой производителям сельскохозяйственной техники в
2017 году было реализовано 1,5 тыс. тракторов и 4,3 тыс. зерноуборочных
комбайнов.
Отмечается высокий уровень зависимости от импортной техники
и технологий.
В разрезе 2016 года тракторы российской сборки занимали
всего 32% рынка. Из них 57% – это иностранные модели. В свою очередь в сегменте
комбайнов, на долю импорта в 2016 году приходилось всего 2%! И 80% из
произведенных в России комбайнов – это отечественные модели. Но утверждать при
этом, что наши модели техники являются полностью уникальными. будет ошибочно,
поскольку используемые при их производстве ключевые узлы и агрегаты все равно
являются импортными.
В результате в России сложилась структура парка сельскохозяйственной
техники в которой на импортные модели приходится 69% тракторов и 23% комбайнов.
Особого внимания при этом заслуживает фактически полное
отсутствие отечественных образцов комбайнов для уборки овощей, плодов, ягод и
винограда. Даже для уборки такой традиционной для России культуры, как
картофель, технику сегодня производит всего одно отечественной предприятие (ЗАО
«КОЛНАГ» г. Коломна). В этой связи парк картофелеуборочных комбайнов в России фактически
полностью состоит из импортной техники.
Уважаемые товарищи! Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации высоко оценивает возможность перейти к положительной
динамике развития парка мобильной сельскохозяйственной техники при условии, что
сельскохозяйственными товаропроизводителями ежегодно будет приобретаться не
менее 45 тыс. тракторов и 12 тыс. зерноуборочных комбайнов. Какую же долю от
указанной потребности мы можем обеспечить своими силами?
В 2016 году российскими предприятиями было произведено
6 256 тракторов, 6 054 зерноуборочных комбайнов. При этом, по данным официальной
статистики, уровень использования среднегодовой производственной мощности по
указанным видам продукции составляет всего 11,8% и 47,8% соответственно. Исходя
из этого, как говорится «на бумаге», мы можем производить ежегодно около 50
тыс. тракторов и 12 тыс. комбайнов, полностью удовлетворив потребности для
интенсивной модернизации парка техники. Эффективно реализовать, хотя бы часть
имеющегося потенциала – наша общая задача.
Следующим элементом материально-технической базы
производства продукции растениеводства, на который сегодня следует обратить
внимание, являются строения и сооружения, используемые в производстве, хранении
и транспортировке.
Суммарная мощность зернохранилищ на сегодняшний день
оценивается в 115 млн. т. Из них на элеваторы, обеспечивающие наиболее
качественные условия хранения, приходится лишь 38 млн. т. Да и те более чем на
60% изношены. В отдельных субъектах Российской Федерации дефицит мощностей
хранения достигает 2 млн. т. В результате на этапе хранения Россия ежегодно
теряет от 3% до 5% урожая зерна
При этом строительство новых мощностей ведется слабыми
темпами. Элеваторов в 2017 году было введено в строй на 296 тыс. тонн
единовременного хранения, зерносеменохранилищ – 557 тыс. тонн единовременного
хранения, хранилищ для картофеля, овощей и плодов – 378 тыс. тонн
единовременного хранения. За три последних года, были построены мощности для
хранения всего 2,9 млн. тонн зерна и 730 тыс. тонн плодов и овощей. С учетом особенностей
нашей логистики и текущего состояния инфраструктуры это недопустимо мало!
Кроме того, с учетом опыта 2017 года, остро стоит вопрос
обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей зерносушильными
мощностями. Зерносушильный парк сегодня насчитывает около 9 тыс. сушилок со
средней производительностью 10 плановых тонн в час, из которых примерно 6 тыс.
находится непосредственно в сельскохозяйственном производстве, а около 3 тыс. –
в логистике (элеваторы и хлебоприемные предприятия). Обновление же
зерносушильного парка происходит низкими темпами - ежегодный ввод в
эксплуатацию новых сушильных мощностей составляет не более 1,1 тыс. тонн в час.
При этом особенностью эксплуатируемых в России
зерносушильных мощностей является их высокое энергопотребление, которое, по
разным оценкам, достигает от 30% до 35% в общих энергозатратах на производство
зерна.
Внимание нужно обратить и на мелиоративную технику.
Количество дождевальных и поливных машин и установок используемых
в сельскохозяйственных организациях за период с 1990 по 2017 год снизилось
почти в 13 раз – со 110,7 тыс. ед. до 15,5 тыс. ед. Работы по орошению земель в
2017 году были проведены на площади 19,2 тыс. га, по осушению – на площади 24,6
тыс. га (в том числе на площади 23,7 тыс. га были проведены работы по
реконструкции и восстановлению осушительных систем).
При том, что объемы указанных работ в предыдущие годы были
еще меньше, доля мелиорированной пашни в России неуклонно снижается. Сегодня
этот показатель составляет всего 7,8%. В этом плане мы безнадежно отстали от
США, где мелиорировано 39,1% пашни, Китая с 54,4% мелиорированной пашни, Индии
с 35,9%, а также Франции, Германии, Англии и др.
При этом отставание стремительно увеличивается - Китай и
Индия ежегодно вводят по 1,5 млн. га мелиорируемых земель, а в России в 2017
году было введено в эксплуатацию всего 101 тыс. га таких земель.
Актуальность вопроса чрезвычайно высока. Какое количество пашни
у нас подвержено опустыниванию и заболачиванию всем хорошо известно.
При этом ситуацию усугубляют агроклиматические условия. Свежий
пример – в Республике Крым из-за засухи уже погибла половина урожая, ущерб
перевалил за 1 млрд. рублей!
Состояние материально-технической базы химической мелиорации
характеризуется также отрицательной динамикой.
Количество эксплуатируемых машин для внесения в почву
твердых органических удобрений за период с 1990 года сократилось в 19 раз (с
92,6 тыс. до 4,7 тыс. шт.), для внесения жидких органических удобрений – в 11
раз (с 41,9 тыс. до 3,7 тыс. шт.). Разбрасывателей твердых минеральных
удобрений в эксплуатации от 110,7 тыс. шт. осталось всего 15,5 тысяч.
Одновременно внесение минеральных удобрений, по сравнению с
1990 годом, сократилось в 5 раз. Получается парадоксальная ситуация – от
производимых в России 18 млн. т. минеральных удобрений (действующего вещества)
в год, мы используем лишь 13%, а остальное отправляем на экспорт.
С органическими удобрениями ситуация аналогичная – объемы их
внесения с 1990 года сократилось более чем в 6 раз. Площадь произвесткованных
кислых почв сократили в 23 раза.
Если взглянуть на состояние и перспективы развития материально-технической
базы в животноводстве, то следует выделить следующие факторы.
Производство молока и мяса говядины сегодня являются
наиболее сложными направлениями в российском сельском хозяйстве. И ключевой их проблемой
является неизменно снижающееся поголовье крупного рогатого скота.
От 57 млн. голов КРС к 2018 году во всех категориях хозяйств
осталось лишь 18,6 млн. голов. При этом, если говорить о товарном производстве,
то за 27 лет поголовье уменьшилось в 4,4 раза – с 47 млн. голов до 4,4 млн.
Если говорить о производстве сырого молока, то поголовье
коров на сегодняшний день не превышает 4,5 млн. голов (в 3,4 раза меньше чем в
1990 году), из которых к молочному направлению относится не более 3,5 млн.!
Очевидно, что работая лишь на направлениях повышения
продуктивности сельскохозяйственных животных, эффективно развивать молочное и
мясное скотоводство не получится. Обеспечить увеличение поголовья КРС – одна из
наших главных задач на среднесрочную перспективу.
Одновременно с этим необходимо интенсифицировать
строительство помещений для содержания КРС. В 2017 году было введено в строй
275 тыс. новых скотомест. Это лучший показатель за время статистического
наблюдения в современной России, но если посмотреть шире, то хорошего увидишь
мало – за 10 последних лет было построено всего 1,2 млн. новых скотомест!
Посмотрите, как это выглядит на фоне данных о строительстве
помещений для содержания. к примеру, свиней. За те же 10 последних лет было
построено почти 10 млн. новых скотомест. И это стало одним из факторов роста
производства, позволило нашим фермерам выйти по валовому производству на
уровень 1990 года – 3,5 млн. тонн.
Что касается кормовой базы.
Когда мы сегодня смотрим структуру пашни, то мы видим резкое
сокращение площади посевов кормовых культур. По однолетним травам площадь
сократилась в 4,5 раза, по многолетним - в 3,5 раза.
Да и обрабатывать кормовые культуры фактически нечем.
Кормоуборочных комбайнов в сельхозорганизациях осталось всего 12,7 тыс. ед.,
что в 9,5 раз меньше того, что было в 1990 году. Аналогично обстоят дела с
косилками и пресс-подборщиками. Соответственно сократилось производство
кормовых корнеплодов (в 19 раз), а однолетних и многолетних трав – в 3 раза. Производство
же комбикормов на территории России застыло на отметке в 2 млн. тонн.
Обеспечив стабильную, а главное, доступную кормовую базу для
наших животноводческих предприятий, мы предопределим наращивание поголовья
сельскохозяйственных животных, а равно валового производства животноводческой продукции.
Напомню, что в структуре затрат на производство, как мяса, так и молока,
расходы на корма составляют более 40%.
Какие меры, на наш взгляд, должны быть приняты в целях
интенсивного развития материально-технической базы в сельском хозяйстве?
Первое – увеличение доходности сельскохозяйственного
производства до уровня, обеспечивающего возможность ведения расширенного
воспроизводства.
Рентабельность сельскохозяйственного производства последние
несколько лет стабильно снижается. При этом по итогам 2017 года, в связи с
кризисной ситуацией на рынке, прибыль у наших сельскохозяйственных организаций
снизилась на 22,3%, а убытки увеличились на 52,3%. Только при реализации
пшеницы, семян подсолнечника и сахарной свеклы хозяйства потеряли почти 120
млрд. руб., что соответствует половине государственной поддержки развития
сельского хозяйства (242 млрд. руб.).
В текущем же году к проблемам на рынке зерна прибавились также
проблемы с ценами на сырое молоко. Мы проводили совместно с Минсельхозом,
регионами, отраслевыми союзами, представителями отдельных хозяйств заседание
конкретно по этому вопросу и сошлись во мнении о рукотворном характере
проблемы.
В этой связи, в решении вопроса повышения доходности в
сельском хозяйстве перспективным видится внедрение механизма обеспечения
гарантированных цен на важнейшую сельскохозяйственную продукцию – зерновые и
сырое молоко. Этот подход положительно зарекомендовал себя в международной
практике и эффективно работает, в том числе, в США и странах ЕС.
Наряду с этим должна быть создана система страхования
доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также единый
государственный страховщик, гарантирующий эффективность и прозрачность
страховых операций.
По аналогии с Рособоронэкспортом должна быть создана единая
государственная организация по экспорту всего спектра продукции
сельскохозяйственного производства. Необходимость этого продиктована тем, что
сегодня основная маржа от экспорта сельхозпродукции уходит трейдерам,
являющимся в абсолютном большинстве иностранными компаниями.
Важно направить усилия на ускорение темпов кооперативного
строительства и стимулировать вовлечение в кооперативное движение
производителей сельскохозяйственной продукции всех форм хозяйствования, включая
личные подсобные хозяйства. Через кооперацию откроются новые возможности
повышения товарности в сельскохозяйственном производстве, в том числе на таких
сложных направлениях, как молоко, мясо КРС, а также плодово-ягодной продукции.
Нужно также обратить внимание на необходимость корректировки
системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Свершившейся возврат к взиманию налога на движимое имущество
с предоставлением субъектам Российской Федерации права предоставления по нему
льгот горячо обсуждается отраслевыми союзами, и в первую очередь фермерами.
Ведь под этот налог попадает не только оборудование, но также крупный рогатый
скот. О положении дел в скотоводстве выше уже было сказано и увеличение
налоговой нагрузки явится фактором резко отрицательным, недаром в
бизнес-сообществе налог на движимое имущество назвали «налогом на
модернизацию».
Не меньше вопросов возникает к налогу на добавленную
стоимость и, в частности, отсутствию возможности принятия к вычету сумм такого
налога по товарам, оплаченным за счет субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Этот вопрос видится особенно актуальным в связи запланированным повышением НДС
до 20%!
Кроме того, в скором времени нам придется вернуться к
вопросу признания сельхозтоваропроизводителей - плательщиков ЕСХН также
плательщиками НДС, решение по которому отложено до конца текущего года.
Одним из ключевых шагов к обеспечению необходимого уровня доходности
сельскохозяйственного производства является совершенствование механизмов
ценообразования на рынке продовольствия в интересах справедливого распределения
прибыли от реализации продовольственных товаров.
Мы уже неоднократно вносили в Государственную Думу
законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации», который бы обуздал аппетиты посреднического звена в
стремлении поживиться на крестьянском труде. Но, к сожалению, для его принятия
в предложенной редакции, видимо, у многих еще не хватает политической воли.
Второе – обуздать диспаритет цен на сельскохозяйственную
продукцию и средства сельскохозяйственного производства.
В период смены Правительства естественные монополии
безудержным поднятием цен на энергоносители стали наживаться на весенней
полевой кампании. Стоимость дизельного топлива достигла 54 рублей, а в прогнозе
вырастет до 57 рублей. В ценовой гонке от топлива не отстают ни производители
сельскохозяйственной техники, ни поставщики электроэнергии. Неизменно растут в
цене корма, средства защиты растений,
Третье – наращивание государственной поддержки развития
сельского хозяйства.
Никто не сможет оспорить факт, что Государственная программа
существенно недофинансируется! По сравнению с исходными паспортными значениями она
недосчитывает уже 500 млрд. рублей!
В этой связи мы ставим приоритетной задачей в краткосрочной
перспективе довести объемы ее финансирования до уровня, определенного Паспортом
в 2014 году, а именно – 1 трлн. руб. на 2018-2020 годы, а в среднесрочной
перспективе увеличить до 5% расходной части федерального бюджета. Эту позицию
нам удается системно отстаивать – в текущем году Минсельхоз стал единственным
ведомством, которому были увеличены бюджетные ассигнования.
В этой связи мы считаем обязательной мерой двукратное
увеличение расходов федерального бюджета на наиболее эффективные и прозрачные
механизмы субсидирования - на погектарную поддержку и поддержку на литр молока.
Субсидии на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве должны составлять
не менее 25 млрд. рублей ежегодно, равно как и поддержка на 1 кг молока.
При этом такую поддержку должны получать все без исключения
регионы, в том числе и Краснодарский край, который, не смотря на благоприятную
географию, тоже имеет множество проблем с мелиорацией, качеством почв. А Дальний Восток, наши
северные регионы должны получать поддержку с учетом повышающих коэффициентов.
Нельзя забыть и о льготном кредитовании, и об инвестиционных
кредитах, и, конечно, о единой субсидии, раскрывающей возможности регионов
более эффективно развивать сельскохозяйственное производство. Все эти формы
поддержки так же должны быть увеличены, в том числе, в интересах малых форм
хозяйствования, получающих сегодня недопустимо малую часть от выделяемых
средств.
Что касается компенсации прямых понесенных затрат на
строительство и модернизацию объектов АПК,
то оказание данной формы поддержки должно не только возобновлено в
объемах прошлого года, но также существенно увеличено. В противном случае
проблему устаревания и выбытия основных фондов, внедрения новых высокоэффективных
технологий в сельском хозяйстве нам не решить!
В связи с тем, что потребность сельскохозяйственных
товаропроизводителей в привлечении заемных средств неизменно растет, а
зекредитованность предприятий отрасли уже давно перевалила за отметку 2,5 трлн.
рублей, необходимо рассмотреть вопрос о списании задолженностей по кредитам,
либо, в крайнем случае, их реструктуризации. По этим же причинам необходимо
увеличить не менее чем на 25 млрд. рублей расходы федерального бюджета на
обеспечение льготного кредитования.
Именно эти цели мы преследуем, призывая к увеличению
финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства.
Вместе с тем, уважаемые товарищи, в Государственную Думу
внесен проект федерального закона о корректировке федерального бюджета на
текущий год, предусматривающий уменьшение на 3,2 млрд. рублей расходов на
развитие сельского хозяйства.
В этой связи, придерживаясь ранее выработанной концепции,
нами были внесены поправки к предложенному Правительством новому бюджету,
предусматривающие выделение дополнительных средств в объемах:
- 10 млрд. рублей – на субсидии юридическим лицам на
возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов
агропромышленного комплекса;
- 5,2 млрд. рублей – на поддержку инвестиционного кредитования
в агропромышленном комплексе;
- 5 млрд. рублей – на ведомственный проект «Стимулирование
инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»;
- 11 млрд. рублей – на оказание несвязанной поддержки в
растениеводстве;
- 5 млрд. рублей – на субсидии «на литр молока»;
- 5 млрд. рублей – на докапитализацию АО «Росагролизинг»;
- 5 млрд. рублей – на субсидии производителям
сельскохозяйственной техники;
- 2,6 млрд. рублей – на проведение закупочных интервенций в
текущем году;
- 1,3 млрд. рублей – на субсидии железнодорожных перевозок
сельхозпродукции;
- 1,6 млрд. рублей – на цели устойчивого развития сельских
территорий;
- 303 млн. рублей – на субсидии на реализацию мероприятий в
области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
При том, что законопроект уже завтра будет рассматриваться
Государственной Думой во втором чтении мы будем отстаивать интересы
крестьянства через названые поправки.
Четвертое – кадровое обеспечение.
В рамках работы Государственной Думы шестого созыва нам
удалось сделать многое для того, чтобы поддержать отраслевые высшие учебные
заведения. Благодаря принятым решениям финансирование аграрных вузов
увеличивается с прежних 28-40 тыс. руб. до 100-130 тыс. руб. на каждого
студента. Это предоставляет возможность эффективно заняться самыми сложными
проблемами, в том числе в семеноводстве, технологическом развитии. Более того,
законодательную поддержку получили учебные и опытные хозяйства - был принят
Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 424-ФЗ «О внесении изменений в статьи
5 и 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», сделавший названные
хозяйства равноправными получателями государственной поддержки.
Теперь же мы должны обратить самое пристальное внимание на
возрождение системы подготовки кадров массовых профессий.
Современная техника имеет высокую производительность, но для
того, чтобы использовать ее эффективно требуется квалифицированный персонал.
Без профессиональных кадров не удастся интегрировать в производство новые
наукоемкие технологии. Это видится тем более необходимым с учетом перспектив
развития органического сельского хозяйства, внедрения в сельскохозяйственное
производство принципов цифровой экономики.
В этой связи Министерство сельского хозяйства Российской
Федерации, региональные органы управления АПК должны держать вопросы развития
профессиональных образовательных организаций на особом контроле, содействовать
повышению квалификации молодых рабочих и специалистов для удовлетворения
реальных потребностей отрасли. К решению этого вопроса следует подойти
предметно, ведь система профтехучилищ разорена – от более чем четырех тысяч
образовательных организаций такого типа сегодня осталось меньше тысячи!
Пятое – научное обеспечение.
Две трети прироста производительности труда обеспечивается
за счет внедрения в производстве новых технических и технологических решений.
Вместе с тем, в России зачастую путь научной разработки до
стадии внедрения очень долог, а зачастую и вовсе не находит применения, и таких
разработок порядка 60%. При этом, по данным прогноза научно-технологического
развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030
года, в России к началу 2016 года насчитывалось около 436 организаций,
выполняющих исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук
(10,4% всех организаций, занятых исследованиями и разработками).
Мы должны наладить эффективное взаимодействие между бизнесом
и наукой, создать условия для увеличения количества хозяйств инновационного
типа. Сегодня такие хозяйства представлены, в основном, свиноводческими и
птицеводческими комплексами, реже - хозяйствами, применяющими высокоточные и
интенсивные технологии в производстве зерна.
И шестое – законодательное обеспечение.
В Государственную Думу уже внесен ряд важнейших
законодательных инициатив, направленных на создание благоприятных условий
развития сельскохозяйственного производства, повышение доходности хозяйств,
наукоемкости и технологического развития отралси.
Особенно хочу в этой части отметить законопроект №372830-7
«О производстве органической продукции».
К этой инициативе Правительства есть множество вопросов, но
самый главный заключается в том, что органическая продукция – это не просто
нормативно-правовое понятие, за которым стоит лишь знак сертификации. Это целая
технология, требующая учета большого количества факторов, обеспечивающая
эффективное производство сельскохозяйственной продукции с ограничением
использования химических средств защиты растений, минеральных удобрений.
Органическая продукция – это совершенно новая система требований к качеству. В
решении этих вопросов определяющую роль играет научное обеспечение. Более того,
к обеспечению правоприменительной практики по этому вопросу должна подключиться
и экономическая наука, создав механизмы обеспечения рентабельности тех
предприятий, которые займутся производством органической продукции, а также
формирование, по сути, нового для России рынка.
Не менее важной является инициатива № 364444-7 «О внесении
изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и
статью 13 Федерального закона «Об
основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации». Данным законопроектом предусматривается установление запрета для
торговых сетей заключать договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему
субъекту, осуществившему поставку продовольственных товаров, таких товаров, не
проданных по истечении определенного срока.
Проект федерального закона № 276436-7 «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» направлен на совершенствование
залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Не менее важной инициативой является проект федерального
закона №19842-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации», делающей шаг к повышению эффективности развития и
обеспечению доходности садоводства в России. Данным законопроектом мы
предложили снизить НДС на операции по реализации плодово-ягодной продукции и
винограда с 18% до 10%.
Принятие данного законопроекта будет иметь синергетический эффект
и позволит существенно увеличить производство плодово-ягодной продукции и
винограда, укрепить материально-техническую базу, повысить инвестиционную
привлекательность отрасли, стимулировать потребительский спрос на фрукты,
произведенные в России, создать новые рабочие места.
Целый перечень инициатив, направленных на системное развитие
сельского хозяйства, находится в разработке.
Перспективные законопроекты - «О внесении изменений в статью
37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в целях
совершенствования организации питания обучающихся, получающих начальное общее
образование в общеобразовательных организациях)», "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" и Федеральный закон "О государственной регистрации
недвижимости", «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной
кооперации».
Уважаемые товарищи!
Вопрос, вынесенный сегодня на рассмотрение, многоплановый и
потребует для своего решения глубочайшей
межведомственной кооперации, в первую очередь, Министерства сельского
хозяйства, Министерства экономического развития и Министерства финансов
Российской Федерации, активного участия научного, экспертного и
бизнес-сообщества, а главное – создания эффективной нормативно-правовой базы.
В этой связи хочу пожелать нам всем удачи и успехов в этой
не легкой работе!