Комментарий к статье: Это проблема государственного масштаба: парламентарии о свалках в Подмосковье
Возможно стороннему наблюдателю покажется, что с коллапсом в мусорной отрасли (а ситуацию в Волоколамске по другому не назовешь) столкнулось только Подмосковье. На самом деле проблема свалок актуальна для всей страны и связана прежде всего с неразвитостью системы утилизации. Нам до сих пор кажется более простым выделить сотню другую гектаров земли и завалить ее отходами, нежели наладить раздельный сбор и переработку.
Экологи утверждают, что общая площадь мусорных полигонов в России — 4 миллиона гектаров. Но на мой взгляд, эта цифра не учитывает всех нелегальных свалок, которых очень много.
Если в Московской области сейчас на острие внимания крупные полигоны ТБО, которые отравляют жизнь людям, то, например у нас на Байкале другая проблема: нелегальные свалки. Это бич прибайкальской территории.
Дело в том, что побережье Байкала находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Устраивать полигоны ТБО, сортировать, перерабатывать мусор на ней нельзя. Так что у большинства поселений на Байкале в принципе нет возможностей законного складирования и утилизации мусора. Выхода два — либо вывозить на ближайший легальный мусорный полигон — а это в лучшем случае за 70, в худшем за 150-200 километров от деревень. Либо сваливать отходы в ближайший овраг, что обычно все и делают. Потому что стоимость услуг по вывозу мусора из этих территорий намного выше, чем в крупных городах: транспортное плечо огромное, объемы скромные. Вывоз каждого килограмма отходов стоит огромных денег, которых у местных жителей отродясь не бывало. В итоге даже там, где власти пытаются как-то наладить вывоз ТБО, жители накапливают внушительные долги перед организациями, занимающимися вывозом мусора. А те в свою очередь отказываются работать без оплаты. И все опять сваливается в овраг.
Одним из вариантов снижения себестоимости вывоза ТБО, может стать создание в деревнях мусоросортировочных перегрузочных станций. На них можно копить мусор с окрестных деревень, скажем, до объема КамАЗа, чтобы потом отправить на полигон. Помимо снижения тарифа, такие станции обеспечили бы и дополнительные рабочие места. Но для этого надо пересматривать ограничения в ЦЭЗ Байкала.
Другой вариант — строительство лицензированных полигонов по границе центральной экологической зоны. Сейчас в Иркутской области разрабатывается схема обращения с отходами, которая должна лечь в основу программы по обращению с отходами: что, когда и на какие средства надо построить. Такая программа позволит получать средства из федерального бюджета, решать мусорные проблемы муниципалитетов.
Ну и пожалуй стоит пересмотреть принцип взимания и распределения экологического сбора, который сегодня из регионов поступает в федеральный бюджет, откуда должен возвращаться в виде субсидий, в том числе на софинансирование региональных программ обращения с отходами. Вопрос как обычно в таких случаях заключается в том, в каком объеме эти средства будут возвращаться.
В итоге получается, что проблема мусорной отрасли разрослась до масштабов всей страны, но в каждом регионе вы найдете свою специфику. Решать ее нужно незамедлительно, но так, чтобы учесть интересы всех россиян: и жителей Волоколамска в Московской области, и жителей поселка Хужир на Байкале.