Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

В странах капитала. "Эстетические мерзости" в Русском драматическом театре в Вильнюсе

2018-01-02 17:37
По материалам baltnews.lt

Активисты Русского мира Литвы бьют тревогу: Русский драматический театр в Вильнюсе стремительно превращается в некое "чудище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй".

Фраза означает "Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее". Это эпиграф к книге Александра Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", впервые опубликованной в 1790 году.

"Театр наций" с "эстетическими" мерзостями

Дело дошло до того, что на конференции руководителей русских общественных организаций Литвы было принято открытое письмо-обращение к президенту Дале Грибаускайте, премьер-министру Саулюсу Сквернялису (Saulius Skvernelis) и главе Минкульта Лиане Руоките-Джонсон (Liana Ruokytė – Jonsson) по поводу превращения классического русского театра в "Театр наций" с "эстетическими" мерзостями.

Русдрамы в Вильнюсе – единственный из 13 государственных театров, где зритель знакомится с русской классикой на языке оригинала, чтобы понять и воспринять её мировую ценность. Театр, которому более 150 лет, – важнейшая часть культуры русской диаспоры.

По меньшей мере, был такой частью, пока в 2008 году в театр не пришёл новый руководитель и режиссёр Йонас Вайткус. К сожалению, надежды на то, что театр будет успешно развиваться, не оправдались. Руководитель театра активно смешивает политику с искусством, отчего всем становится только хуже.

Недоумение у русских Литвы вызвало в 2016 году неожиданное решение руководства запретить отмечать 70-летие возрождения русского театра Литвы (хотя 60-летие театр отмечал) и "разъяснительная" статья заведующего литературной частью театра Юлюса Лозорайтиса, в которой вся предыдущая история театра до Вайткуса была обильно облита грязью. Ещё один политический фортель – отказ от участия по политическим мотивам в театральном фестивале "Балтийский дом" в Санкт-Петербурге.

Гений гению рознь

Сегодня очевидно, что театр стал заложником однобоких амбиций "гения" Вайткуса. В своих интервью он декларирует "борьбу со зрителем" и намерение приучить публику к "своей эстетике". Эти ничем не оправданные амбиции привели к тому, что из репертуара театра убраны хорошие спектакли, на которые охотно ходили, а их место заполняется постановками, на которые зритель не идёт.

Служебный вход - Русский драматический театр Литвы
© BALTNEWS.lt / Алексей Крылов
Служебный вход - Русский драматический театр Литвы

У режиссёра Йонаса Вайткуса в пьесе Грибоедова "Горе от ума" (произведение из обязательной школьной программы) один из персонажей насилует женщин. А в "Евгении Онегине" Пушкина на сцене главный герой испражняется. Таких примеров "эстетических" мерзостей можно привести немало. Ущербная "эстетика" Вайткуса вызывает у зрителя чувства негодования. Неудивительно, что школьная молодёжь не идёт в театр.

Налогоплательщики из числа русских Литвы не понимают, почему деньги из бюджета русского театра идут на постановки на литовском языке? В репертуаре театра уже шесть таких спектаклей.

В Литве и в Вильнюсе достаточно спектаклей на государственном языке. В репертуаре большинства литовских театров постоянно присутствует русская классика и современные авторы. Зачем же разбавлять репертуар Русдрамы постановками на языке титульной нации в ущерб языку русскому?

Например, в январском 2018 года репертуаре указано, что 10 января в театре премьера. Режиссёр-педагог Дарюс Мешкаускас и руководитель студенческого курса Йонас Вайткус дают спектакль "Кредиторы" Августа Стриндберга в одном действии на литовском языке.

19 января – новая премьера. Режиссёр Эгле Шведкаускайте выносит на суд зрителей спектакль в одном действии "Гедда Габлер" Генриха Ибсена. И тоже на литовском языке.

Однако православное Рождество труппа проигнорировала, а на Новый год по старому стилю на русском языке заготовила для детей "Дюймовочку" по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, для взрослых — "Отель двух миров" Эрика-Эммануэля Шмитта.

Эксклюзивный комментарий

Валерий Иванов
© BALTNEWS.lt / Алексей Крылов
Валерий Иванов
BALTNEWS.lt попросил литовского историка Валерия Иванова прокомментировать положение дел в государственном Русском театре. Валерий Васильевич – человек творческий, председатель Союза русских литераторов и художников Литвы, и совершенно в курсе трендов литовской культуры:

Валерий Иванов: Есть расхожее мнение, что некогда известный режиссёр Йонас Вайткус прозябает в европейской провинции, на Дальнем Востоке Европейского союза. Что завидует коллегам, процветающим в России, их оглушительным премьерам и громким гастролям по всему миру. Мол, литовец Римас Туминас пьёт в Москве режиссёрскую славу из огромной чаши, а в Русском драматическом театре Литвы хлебают жидкую баланду его более талантливые собратья.

Не думаю, что Вайткус болеет хандрой. Он всего лишь чётко и ясно исполняет указания министерства культа Литвы. Всё остальное — от лукавого.

Почему я так считаю? Потому что сейчас общая политика Европейского союза носит ярко выраженный русофобский характер. Она направлена и нацелена на скорейшую дискредитацию не только истории России и Советского Союза, но и культурных ценностей русского и других народов России и СССР. Литва не просто участник русофобских атак. Она – авангард европейской армии.

Из уст главы Минкульта Лианы Руоките мы, например, услышали, что белорусский балет Witowt – балет пропагандистский. Между тем общеизвестно, что белорусская балетная школа во всех смыслах качественнее и привлекательнее литовской. Нам ли, в таком случае, судить? Не полезнее ли заняться собственным балетом?

Не исключаю, что "Горе от ума" и "Евгения Онегина" министр тоже считает пропагандистскими.

Я думаю, что Вайткус исполняет генеральную идеологическую линию министерства культуры, старается доступными ему средствами убедить литовцев, что Грибоедов и Пушкин – не классика, а пропаганда.

BALTNEWS.lt: Внешне респектабельное здание театра интерьерами похоже на сарай. Режиссёр обещал грандиозный ремонт. Может быть, он заискивает перед Минкультом ради дополнительных субсидий?

Валерий Иванов: Ему не дадут денег. Ни режиссёру, ни театру Русской драмы. Это напрасные иллюзии.

Плакат - против Вайткуса
© BALTNEWS.lt / Алексей Крылов
Плакат - против Вайткуса

В отношении театра ведётся такая же политика по развалу и уничтожению, которая ведётся в отношении школ с русским языком преподавания, русских детских садов, российских телеканалов и вообще всего русского в Литве.

Идёт усиленная дискредитация местных русских. На недавней конференции российских соотечественников мы услышали позицию представителя департамента национальных меньшинств при Минкульте – вы здесь пришлые, цинично сказали залу.

Во-первых, это абсолютная чушь. Русские не являются пришлыми в Литве. Они изначально строили Великое княжество Литовское и литовское государство. ВКЛ на раннем этапе своей истории было православным и тяготело к союзу со славянами. Достаточно вспомнить о династических браках литовских князей и о жёнах, княжнах русских.

BALTNEWS.lt: Школьники и гимназисты из русских и литовских школ и гимназий приходят в Русский драматический театр Литвы на русского классика Александра Сергеевича Пушкина и…

Валерий Иванов: Начнём с того, что они приходят на Александраса Сергеевичюса Пушкинаса.

Если мы, русские Литвы, будем говорить Эдуард Межелайт, Мартин Мажвид, Константин Чюрлян или Христиан Донелайт, этническим литовцам это понравится? Думаю, сильно не понравится.

Почему, в таком случае, они публично позволяют себе уродовать имена и фамилии русских классиков и говорить Александрас Пушкинас, Александрас Грибоедовас, Михаилас Лермонтовас. Или, например, Владимирас Сорокинас, если говорить о современниках?

Афиша - Русский драматический театр Литвы
© BALTNEWS.lt / Алексей Крылов
Афиша - Русский драматический театр Литвы

BALTNEWS.lt: Это справедливо подмечено, но возвратимся на сцену театра…

Валерий Иванов: Я был в театре недавно, но сильных впечатлений не получил. Считаю, что режиссёрский замысел понять рядовому зрителю невозможно, уровень труппы мог быть гораздо лучше, а игра более чувственной и выразительной в этом аспекте. Ведь русскому человеку очень важен духовный, нравственный подтекст действия, а не голое, эпатажное его изображение…

Хорошо понимаю школьников. Только что на уроках они прочли роман в стихах "Евгений Онегин" о жизни "философа в осьмнадцать лет":

… "Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьёт одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Всё да, да нет; не скажет да-с

Иль нет-с". Таков был общий глас". …

Наверное, каждая молодая голова увидела в этих пушкинских строках своего Евгения. Но театр предложил неожиданную трактовку: философ в осьмнадцать лет – это тот, кто плюёт на общественное мнение, кто публично спускает штаны и начинает испражняться.

Тебе ведь тоже 18? Плюй на всё вокруг, разрушай стереотипы, будь совершенно свободен…

Наверное, после такой мизансцены преподаватель литературы может 1000 раз вспомнить, что Пушкин – гений, но в глазах части молодёжи Пушкин останется человеком, рассказавшем о герое со спущенными брюками. Не более.

Простите, это русская классика? Русская культура? Если "да", тогда – чур, меня от такой культуры, чур!

Но я из того поколения зрителей, которые помнят блистательный Русский театр Литвы и превосходных актёров на его сцене. Поверьте, есть, кого и с кем сравнивать. Хотя и не стану называть имён, чтобы не травмировать сегодняшних тружеников сцены.

Общий вывод очевиден, впечатление стойкое – театр хотят "уйти", перед тем его унизив.

BALTNEWS.lt: То есть, деградация русского театра в Литве – это не объективный процесс, а искусственный?

Валерий Иванов: Безусловно, искусственный. Когда речь идёт о деньгах, ничего в этом мире не делается объективно. Кто платит, тот и девушку танцует.

Надо громко сказать: то, что происходит сегодня в Литве направлено на полное уничтожение вековых связей литовского и русского народов. Театр в этой цепи – всего лишь звено, которое тоже предназначено к утилизации.

Русский драматический театр Литвы
© BALTNEWS.lt / Алексей Крылов
Русский драматический театр Литвы

BALTNEWS.lt: Но ведь Русский драмтеатр всегда был притягательным культурным центром в том числе и для литовцев…

Валерий Иванов: Это правда. Только литовцы были другими: высокообразованными, интеллигентными, восприимчивыми к чужому для них языку и обычаям.

Они понимали, что русская культура – это не только часть мировой культуры, но и очень богатая, неподражаемая её часть. Благодаря России и Литва может гордиться Мажвидасом, Чюрлёнисом, Балтрушайтисом и другими своими талантливыми сынами и дочерьми.

BALTNEWS.lt: Как ты оценивает политические демарши режиссёра Вайткуса, завязанные на протесты против российского Крыма и событий, которые происходят в зоне АТО на Украине?

Валерий Иванов: Думаю, личные дивиденды он получил. Свои 30 сребреников. А театр оказался в одном месте.

BALTNEWS.lt: Мы позволим себе задать очень деликатный и очень непростой вопрос. В Литве осталась интеллигенция?

Валерий Иванов: Безусловно, интеллигенция в Литве есть. Но её до обидного мало. Потому что все лучшие её ростки безоглядно бегут из страны за рубеж.

Давайте будем честными в своих рассуждениях. После Второй мировой войны национальной интеллигенции в Литве почти не было. Еврейскую её часть сожгли на кострах, польская репатриировалась. Литовская начала формироваться во второй половине 60-х годов.

Во времена СССР здешняя молодая интеллигенция активно питалась за счёт большой страны. В Литву на работу приезжали представители партийной, советской, научной, технической, военной, производственной, творческой интеллигенции, деятели культуры и искусства. Литовцы учились в лучших вузах Советского Союза, привозили домой из Москвы и Ленинграда не только знания, но и культурную среду, к которой привыкли за время учёбы.

Так формировался культурный слой наднациональной советской культуры.

Сегодня Литва не в силах генерировать 100 процентов того, что имела ещё 40 – 30 лет назад. Наверное, уже не будет иметь такой интеллектуальной генерации никогда. Из-за сумасшедшей эмиграции интеллигенция не способна к репродуцированию.

Не случайно даже в столице государства сильно чувствуется засилье провинции со всеми её запахами овчины, деревянной обуви и прелых шерстяных носков деревенской вязки. В том числе это запащок витает по кабинетам министерства культуры.

Добавьте сюда целенаправленный процесс дегуманизации человека в условиях небольшой по количеству особей общности, и мы получим то, что видим на сцене – те же спущенные штаны бездуховного потребителя из скотобазы.

К слову, это не аллегория, а факт. Вспомним, как в центре Вильнюса молодой человек из Нидерландов обнажился и помахал причиндалами перед носом католического священника. Случайные свидетели были в шоке. Голландец получил от полиции штраф в 300 литов. Это —неполные 87 евро.

Можно вспомнить пьяных молодых американцев, которые в Каунасе сорвали со здания прокуратуры государственный флаг и топтали его ногами. Или англичан, мочившихся в Вильнюсе на здание президентского дворца.

Молодчиков вообще никак не наказали. Вот вам и всходы на почве "эстетических мерзостей".

Европе, к сожалению, не нужны литовские националы-интеллигенты, как это было в XIX или в начале XX веков. Евросоюзу нужна бездумная рабочая сила. Этому процессу превращения людей в нечто безмозгло-бездуховное способствует, в меру сил и возможностей, и Русский драматический театр Литвы. Ему безразличны запросы зрителя. Он исполняет инструкции своих местных властей. И это глубоко печально.