Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

15 лет назад умер великий советский писатель-фантаст, член КПРФ Александр Казанцев

2017-09-14 07:03
Телеграмм-Канал redzion

13 сентября была 15-я годовщина смерти великого русского фантаста и шахматного мастера Александра Петровича Казанцева.

Он мог бы только написать роман "Внуки Марса", и больше ничего не писать, - но остаться в памяти мировой фантастики. В 1962 году по этой книге был снят великолепный фильм Клушанцева "Планета Бурь". В США по этому фильму сделали несколько ремейков.

Казанцев изобретатель двух новых слов русского языка - инопланетянин и вертолёт.

Казанцев прожил 96 лет. Сам он объяснял своё долголетие тем, что в жизни не выпил ни одной рюмки, а также генами и наставлениями своих предков - польских дворян и русских старообрядцев, всю жизнь боровшихся против самодержавия и завещавших Александру Петровичу всегда быть за униженных и оскорблённых. Когда в конце 1960-х начались гонения на ещё одного великого русского фантаста Ивана Антоновича Ефремова, только Казанцев стал на его защиту. А после смерти Ефремова он долгие годы развенчивал гнусную легенду, что Иван Петрович был английским шпионом или представителем внеземной цивилизации.

В 1992 году Казанцев дал прогноз на будущее России. Из социально-политического кризиса Россия выйдет только в 2025 году - после того, как победит в войне Китай. Россия после этого станет духовным центром мира. Казанцев до самой смерти в 2002 году оставался членом КПРФ и очень сильно помогал деньгами народной газете "Советская Россия".

В одном из последних интервью Казанцев говорит:

— В одном из ваших романов живут странные существа — бывшие люди, у которых стареющее тело постепенно заменялось запчастями и становилось вечным. Как вы относитесь к идее бессмертия человеческой оболочки?

— Резко отрицательно. Знаете, я сейчас переживаю тяжелое время. Я остался без друзей, без близких людей. Я их всех пережил. Это горькое чувство одиночества в толпе. И я отчётливо понимаю: смена поколений живительна в своей основе. Если люди станут жить слишком долго, это будет губительно для цивилизации: в мире станет меньше любви, меньше детей. А бессмертие — вполне достижимо. Память об ушедшем человеке — вот вам и бессмертие.

***

Александр Петрович Казанцев родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске. Окончил Томский технологический институт. В январе 1930 года отправился на Белорецкий металлургический завод, где сразу стал главным механиком металлургического комбината. «Именно там, на любимом заводе, была пройдена мной настоящая инженерная школа».

В 1939 году был главным инженером промышленного отдела советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Об этой выставке он написал свой первый очерк («Новый мир», 1939, № 12).

Участник Великой Отечественной войны. Прошел путь от рядового до полковника, изобрел танкетку, управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда (на Поклонной горе, в музее Великой Отечественной войны, представлен её экземпляр). В конце войны был уполномоченным Государственного комитета обороны — демонтировал в Австрии заводы и в рамках репараций направлял их в СССР.

В фантастике дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных И. С. Шапиро сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основой романа «Пылающий остров».

Публикация романа (в 1940—1941 годах его печатала с продолжением газета «Пионерская правда») стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева. Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост» (полностью опубликован в 1946 году), в 1952 году издается «Мол „Северный“» (переработан в 1956 году в роман «Полярная мечта», а в 1970 году — в роман «Подводное солнце»), а в 1964 году — роман «Льды возвращаются».

Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки своего времени, и его романы идеально соответствовали «линии партии». Вместе с тем он боролся против гегемонии так называемой «фантастики ближнего прицела», за «космическую» фантастику. Роман «Внуки Марса» (1959, другое название — «Планета бурь»), был экранизирован Павлом Клушанцевым в 1962 году под названием «Планета бурь».

После выхода в свет революционной «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова в советской фантастической литературе происходили серьёзные изменения, которые Казанцев чувствовал, но эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В конце 1970-х — начале 1980-х годов Казанцев был фактически одним из рецензентов Роскомиздата в области фантастических произведений.

Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблем инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства атомного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела.

Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, писал статьи и эссе. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии.

Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х годов. В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980), которые по-прежнему были строго выдержаны с идеологической точки зрения[6]. В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой «молодогвардейской» школы фантастики.

В 1981 году Казанцев публикует автобиографию — характерный документ, по которому можно составить представление, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита».

Иллюстратором многих его произведений был московский художник Виталий Лукьянец. Большинство поздних изданий проиллюстрировал художник Ю. Г. Макаров.

В 1980-е годы Александр Казанцев издает романы о Пьере Ферма («Острее шпаги», 1984) и о Сирано де Бержераке («Клокочущая пустота», 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетёрского» исторического романа. Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия коммунистических утопий «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие» (переизданы в 1997 году), дилогия «Иномиры» (1997) и историко-фантастическая дилогия «Звезда Нострадамуса» (2000). В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст», написанный в соавторстве с сыном Никитой Казанцевым.

Из-за того, что некоторые издательства при издании романа «Фантаст», такие как «Современник», самовольно вносили свои правки в мемуары писателя (к примеру, корректор Серганова назвала предателем молодогвардейца Олега Кошевого, тогда как им был Г. Почепцов), А. П. Казанцев перенёс инфаркт.

А. П. Казанцев до конца жизни сохранил верность своим идеалам. Вот что говорил 93-летний писатель в 1999 году:

Я был и остаюсь коммунистом, голосую только за КПРФ — она не испугалась угроз и запретов, её руководители не кинулись делить народную собственность, не крали, не строили дворцов… <…> Всякая власть, сосредоточенная на деньгах, есть смерть. <…> Победа труда неизбежна. Кто скажет другое — солжёт.

Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкине. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Иллюстрации к материалу: