9 октября 1957 года
главная газета страны — «Правда» опубликовала сенсационные, самые первые
материалы об искусственном спутнике Земли. Схема его из газеты вдохновила
художника Евгения Николаевича Гундобина на создание первой почтовой марки на
эту тему. Чёрно-синяя марка, отпечатанная на голубой бумаге, поступила в
продажу 5 ноября 1957 года. Так была открыта космическая эра в истории
филателии!
НЕ ЗРЯ называют марку визитной карточкой государства. На ней
отражаются события и даты, которыми гордится страна. Но ведь и почтовая
открытка (вдумаемся в само название!) — тоже визитка страны. Во всех смыслах —
открытая, доходчивая, понятная, близкая всем. Текст её доступен для прочтения
каждому, кому попадёт она в руки, и чувства, выраженные в ней, — тоже самые открытые
и искренние.
В 1953 году моя мама, тогда школьница, отправила своему
дедушке Ивану Тимофеевичу открытку: старшеклассница в школьной форме с белым
фартучком и пионерским галстуком обнимает младшего братишку, в руках которого —
«Родная речь». Оба улыбаются, в руках букет: «С великим праздником Октября».
Дедушка прикрепил её кнопкой к стене и часто умилялся, повторяя: «На моих
внучков похожи!»
Старшие из читателей «Правды» наверняка помнят открытки
художника Гундобина, хотя фамилию автора, мелким шрифтом публикуемую на её
адресной стороне, замечают разве что коллекционеры-филокартисты. Но так было не
всегда. Когда-то на адрес Министерства связи СССР из разных городов и весей
страны приходили письма с припиской: «Для художника Гундобина лично». А в них —
трогательные слова благодарности: «…положила открытки перед собой и пишу Вам,
уважаемый товарищ Гундобин. Вот за этих счастливых людей, что Вы так хорошо
изобразили, земной поклон Вам и сердечное спасибо!»
Да, именно счастливые люди Советской страны стали главными
героями художника Евгения Гундобина. Про новогоднюю открытку, где изображены
малыши, несущиеся со снежной горы, и сказочный Дед Мороз, приветствующий их,
изданную тиражом 15 миллионов, художник говорил: «В один день я поздравил весь
советский народ!»
Любопытно, что этот замечательный художник, всё творчество
которого стало ярким образцом социалистического реализма, корнями своими был из
рода купцов Гундобиных, державших полотняный завод в древнем Муроме. В далёком
1909 году Николай Алексеевич Гундобин со всеми домочадцами перебрался из родных
пенатов в Оренбург: крупная золотопромышленная компания пригласила на должность
старшего присяжного бухгалтера Казанского общества счетоводов. Красивым
каллиграфическим почерком выводил он записи в своих гроссбухах да амбарных
книгах, как зеницу ока хранил богатую коллекцию всевозможных перьев.
А сын его — Евгений Николаевич, родившийся 22 декабря (по
новому стилю) 1910 года, выбрал главными своими рабочими инструментами и тонкое
острое перышко, и мягкую кисточку. Он усердно учился рисованию ещё в школе и
после её окончания в 1927 году стал старшим чертёжником и
художником-картографом в Оренбургском окружном земельном управлении. В 1931
году Евгений в столице уже поступает в художественный институт им. Сурикова
(Вхутеин). Студентом подрабатывает карикатуристом в газете Завода им.
Осоавиахима, ретушёром — в иллюстрационном отделе газеты «Правда».
С 1936 года рисует политические плакаты и карты военных
действий в Европе для редакции «Известий». В воздухе пахнет войной, но молодой
художник как будто на время отвлекается от тревожных реалий, погружаясь в мир
анимации, — после окончания курсов художников-мультипликаторов ему рады и на
«Союзмультфильме».
Война… Ожидаемая, но такая неожиданная. Художник Евгений Гундобин
отправляется на курсы младших лейтенантов радиосвязи, но командовать
радиовзводом пришлось недолго. Фронту нужны и творцы тоже! На Карельском фронте
художник и фотокор армейской газеты «Во славу Родины», снимая боевые эпизоды,
получает ранение. После госпиталя возвращается на фронт выпускающим газеты «В
решающий бой». Фронтовые дороги довели до Венгрии, Румынии, Австрии,
Чехословакии. Лишь в мае 1946 года Евгений возвращается в Москву с орденом
Красной Звезды и медалями на груди, а в кармане гимнастёрки — с осколком от
снаряда, что подарил на память о спасении военный хирург.
Газета «Вечерняя Москва» публикует его плакаты к
знаменательным датам и праздникам на первой полосе. В 1947 году «Вечёрка»
поздравляет читателей с 800-летием столицы плакатом Евгения Гундобина. В 1950
году он по заказу Дирекции знаков почтовой оплаты при Министерстве связи СССР
рисует первую свою почтовую марку, по сути — художественную миниатюру,
посвящённую конечно же Дню Победы.
Сын художника, Виталий Евгеньевич, вспоминает отца человеком
жизнерадостным, остроумным, откликающимся весёлыми карикатурами не только на
мировые события, но и на события в жизни своей семьи. Накануне Всемирного
фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1957 году сын решил «иллюминировать»
свой велосипед — вставил цветные лампочки в обода колёс. Отец нарисовал на сына
шарж, доведя «тюнинг» до абсурда, — Виталик с лампочками во рту, в ушах,
лампочки и вместо глаз…
…Страна, живущая как одна семья, не знала тогда, что идея
открытки, изображающей мальчугана с гирляндой флажков у ёлки, родилась у
художника, когда смотрел он, как наряжал ёлку его сынок. Примерил Виталик новую
школьную форму — и отец нарисовал открытку «Ещё «пятёрка»!» А когда сын уходил
в армию, по всей стране разлетелась открытка с солдатом, стоящим на страже
Родины, украшенная лавровой ветвью и гвардейской лентой… «Это я тебе в
назидание перед призывом», — сказал тогда отец.
К юбилею Евгения Гундобина отделением «Отечественные
художники-иллюстраторы» Союза филокартистов России и стараниями филокартиста
Светланы Корниловой был подготовлен изумительный календарь с изображениями
лучших его открыток. Готовится каталог, где будут представлены не только
открытки и марки, но ещё и конверты, штампы, иллюстрации для прессы, фото из
семейного архива. Оказывается, у советского народа было гораздо больше
праздников, кроме Нового года, 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая и 7 ноября. И
все их можно «проследить» по открыткам и плакатам художника, составить
своеобразную ретроспективу жизни счастливых советских людей: школьников
поздравляли — с 1 сентября и с аттестатом зрелости, миллионы семей — с
новосельем и всю страну — с величайшими событиями космической эры.
Сегодня всё творческое наследие замечательного советского художника Евгения Николаевича Гундобина стало назиданием нам. Надо помнить о том удивительном времени, когда люди умели жить небогато, но дружно и счастливо. И все праздники у них были — семейными, но только вот семьёй была вся страна!