Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Газета «Правда». Непризнанный народ в центре Европы

2013-06-09 01:14
По страницам газеты «Правда», Иван Мигович, доктор философских наук, профессор, член ЦК КПУ, Киев — Ужгород

Почему карпатские русины взывают о международной помощи.

 

«Кто мы?» — спросил я как-то в детстве своего мудрого пышноусого наставника-деда Андрея Фёдоровича, заменившего мне отца, который вернулся с войны тяжело больным и вскоре умер. «Мы — русины, Иванку», — услышал ответ, посеявший в моей голове сумятицу: ведь в школе учителя говорили, что мы — украинцы. Это было в начале 50-х годов прошлого века в Закарпатье. Кто такие русины? Как они чувствуют себя на земле предков? Что их волнует? Почему они вынуждены обращаться за помощью к мировой общественности? Более двух десятилетий эти вопросы ждут своих ответов, а воз и ныне там. Хотя разрешить их не так уж сложно. Так в чём дело? Попробую объяснить.

 

Русинские метаморфозы

 

Освобождённый осенью 1944 года Красной Армией от венгерско-немецкой оккупации наш край — Подкарпатская Русь (так его определяла Конституция буржуазной Чехословакии, в которой он по международному Сен-Жерменскому договору находился с 1919-го до весны 1939 года) — на основе народного волеизъявления вошёл в состав УССР.

 

Авторитетная делегация ездила из Ужгорода в Москву, просила Сталина включить Подкарпатье в состав РСФСР (как Калининградскую область) или сделать его автономией. Но Москва решила: быть юго-западной околице за Карпатами вместе с ближайшими восточными соседями. В 1946 году им в пятой графе выданных паспортов граждан СССР было вписано «украинец». Люди не придавали этому особого значения, ведь край интернациональный и многоконфессиональный. На его востоке (с. Деловое Раховского района) ещё в те времена, когда регион входил в Австро-Венгрию, был установлен памятный знак, уведомляющий путников, что здесь — географический центр Европы. Возможно, поэтому историческая судьба свела воедино на юго-западных склонах Карпат представителей разных культур, рас, этносов, религий, языков и т.д. Народы-соседи по-разному именовали друг друга, но старались жить мирно, помогать друг другу, сообща бороться против социально-классового угнетения.

 

К XIX веку в сознании моих славянских предков прочно утвердилось наименование «русины» (параллельно как синоним употреблялось понятие «руський»). В 1921 году в ходе переписи было установлено, что население Подкарпатской Руси составляло 604522 человека. Из них 320648 жителей отнесли себя к русинам, а 53515 — к русским. Украинцев переписчики тогда насчитали 6870 человек (это были преимущественно эмигранты из Галичины и Восточной Украины). Около пятой части населения составляли евреи, тут же жили венгры, чехи, словаки, румыны, немцы, сербы, поляки.

 

Оказавшись в окружении иных народов, подчиняясь чужим государствам, русины в центре Европы выжили, избежали ассимиляции. В XXI веке они добиваются национального признания. Чем это обусловлено?

 

Корни явления

 

Русинская проблема на Украине обнажилась в конце 1980-х годов. Начавшиеся негативные процессы привели к тому, что группа местной интеллигенции создала в Ужгороде Общество подкарпатских русинов (ОПКР), выдвинувшее своей целью восстановление русинской национальности и культуры. Это было далеко не первое в регионе национально-культурное общество. Уже активно в области действовали национально-культурные объединения венгров, румын, немцев, ромов, словаков, евреев и других этнических групп. Среди них доминировало проруховское Общество украинского языка им. Т. Шевченко. Прикрываясь культурно-просветительными устремлениями, новые структуры больше занимались антикоммунистической пропагандой, противодействием работе Компартии и органам Советской власти. Например, КМС (общество венгерской культуры) быстро присвоило себе функции управления всеми делами соплеменников. Попытка же самоорганизации русинов встретила активную обструкцию. Идею создания ОПКР руховцы приписали… проискам коммунистов.

 

Я живой свидетель тех событий и процессов. Летом 1990 года, став вторым секретарём Закарпатского обкома Компартии Украины, чётко занял позицию интернационалиста. Националисты же всех мастей (украинские, венгерские, румынские, еврейские и др.) сообща разворачивали антирусинские акции для дестабилизации положения в регионе. В ход пошли псевдонаучные изыскания, идеологические ярлыки, в том числе обвинения русинов в украинофобии, политические провокации. В Киев даже шли доносы о «сепаратистских» действиях русинов в пользу Чехии, Венгрии и России. Одновременно начались их дискриминация по службе, увольнения русинских активистов с работы, бытовые сплетни и прочие грязные методы.

 

На этой почве возникла проблема деления населения области на коренных и пришлых (приезжих). Ксенофобия исторически чужда закарпатцам. Здесь не было бандеровщины (её послевоенные жертвы исчисляются единицами и совершены заезжими галичанами из-за перевала). Межэтнические семьи — обыденность. Отношение к восточным братьям, направленным сюда для оказания помощи после войны, — уважительное, благодарное. Глубокой традицией была и культура межнационального общения.

 

Но из-за расширившегося вытеснения русинов из общественной жизни они объявили себя защитниками коренных закарпатцев, инициировали создание общественной лиги национальностей края, а к 1 декабря 1991 года — проведение регионального референдума, на котором 78% его участников высказались за предоставление Закарпатью статуса самоуправляемой территории как субъекта Украины. Подчеркнём, что говорить о каком-то мифическом «сепаратизме» русинов не было и нет никаких оснований. Речь шла прежде всего о признании их в качестве самобытного народа, готового жить и трудиться в составе Украины.

 

Чего же добиваются карпатские русины?

 

В советский период причисление русинов к украинцам особо не беспокоило моих соотечественников, ибо они из года в год жили всё лучше, спокойно смотрели в будущее — своё и детей. Многие помнят былые закарпатские сёла-писанки: добротные дома, благоустроенные улицы, утопающие в цветах подворья, приветливые лица гостеприимных многоязычных людей, которые чувствовали свою сопричастность к великому советскому народу и гордились этим званием. Были созданы сотни современных предприятий машиностроения, электронной промышленности, строительной инду-стрии, АПК. Ушла в прошлое извечная безработица. Приезжая в гости к родственникам или для участия в традиционных Днях дружбы на границе, русины из соседних стран по-доброму завидовали братьям на Украине, увозили домой дешёвые продукты, сувениры. Реальное отсутствие дискриминации по национальному признаку вело к тому, что никто из русинов не помышлял о восстановлении «досоветской национальности».

 

Ситуация коренным образом начала меняться после провозглашения «самостийности» Украины и разрушения Советского Союза, развала и разворовывания народного хозяйства, захвата командных высот в экономике и политике националистами и либеральной буржуазией. В ходе реставрации капитализма Закарпатье из развитого аграрно-индустриального региона, зоны курортов и туризма быстро превратилось в депрессивную окраину, где вольготно жить разве что контрабанде и рэкету.

 

Согласно установкам Л. Кучмы, уничтожили колхозы и совхозы, а мелкие паи-клочки непродуктивных угодий без удобрений, техники, орошения оказались для крестьян обременительными. Остановились предприятия машиностроения, электроники, деревообрабатывающей промышленности. Появившиеся словно грибы после дождя мелкие предприниматели занялись не производством, а розничной торговлей и бытовым обслуживанием. Но спрос на их услуги у беднеющего населения стремительно снижался. Упадок товарного сельскохозяйственного производства привёл к тому, что область стала ввозить с Волыни картошку, с Подолья — муку, зерно и фураж, из Словакии и Польши — мясные изделия, из Венгрии — овощи. И это в крае недавних садов и виноградников! Начался отток населения в Россию, Венгрию, Германию и другие страны.

 

Безработица, трудовая эмиграция, коррупция, социальные болезни, наркомания, проституция приобрели массовый характер. В обезлюдевших сёлах летом остаются главным образом дети и старики, ведущие, как в тяжёлые довоенные годы, натуральное хозяйство. Привольно чувствуют себя разве что чиновники и группки криминализованной буржуазии. Вскоре в регионе появилась сотня валютных миллионеров, которые заодно прибрали к рукам и местную власть. Они легко нашли взаимопонимание с киевскими политиками-толстосумами.

 

О масштабе экономической деградации Закарпатья говорят конкретные факты. До Советской власти в крае было несколько кустарных артелей, занятых производством в основном пиломатериалов, соли, овечьей шерсти, сырья для перерабатывающей промышленности и бытовыми услугами. К 1990 году здесь работали уже около 300 крупных заводов и фабрик, 187 колхозов, совхозов и межхозяйственных объединений, 106 предприятий мясной и молочной промышленности, 35 строительных организаций. Народное хозяйство развивалось комплексно, на высоком научно-техническом уровне, имело социальную направленность. За 20 последних лет оно разрушено до неузнаваемости. Практически исчезли целые отрасли (электротехническая, лёгкая промышленность, винодельческая, мебельная), уникальные производства: Хустская фетро-фильцевая фабрика, Солотвинский солерудник, Тячевское вертолётное объединение, Мукачевский станкостроительный, Береговский радиотехнический и Ужгородский машиностроительный заводы, «Турбогаз», завод «Конденсатор» и картонная фабрика в г. Рахове, Виноградовский завод сантехизделий и др. Круглосуточно работают разве что 500 частных пилорам, снабжая за бесценок древесными заготовками другие страны. Хищнически уничтожаются флора и фауна края. Из-за развала народного хозяйства около 300 тысяч закарпатцев (половина трудоспособного населения) постоянно находятся (преимущественно нелегально) на заработках за пределами области. Большинство населения, включая бюджетников, бедствуют. Зато цены на продукты и товары в приграничье — европейские, то есть выше, чем в восточных регионах Украины.

 

Бывший заместитель премьера И.Ф. Курас подписал секретную директиву «План мероприятий относительно решения проблем украинцев-русинов» (№ 13-884/2 от 7 октября 1996 г.). Она повелевала властным структурам всячески противодействовать «самоидентификации» русинов, способствовать «укреплению позиций украинскости» в Закарпатье. Лидер Руха, покойный ныне В.М. Чорновил, в 1998 году запустил прожект о создании единого Галичанского края, в который, мол, целесообразно включить и Закарпатье. Активизировались преследования против русинских активистов — от увольнений с работы до судебной ответственности. Только в 2009 году административные органы провели «профилактирование» около 500 человек. В области создана идеологическая атмосфера, в которой русины выглядят как неполноценные граждане, «враги» Украины, «пятая колонна» других государств и т.п. А когда областной Совет, встав на защиту большинства населения области, принял в 2007 году постановление о признании русинской национальности, то Генеральная прокуратура Украины сразу же опротестовала его как неправомочное.

 

Между тем в Декларации прав национальностей Украины государство обязалось предоставить всем проживающим на её территории национальным группам и гражданам равные политические, экономические, социальные и культурные права. 11-я статья закона «О национальных меньшинствах в Украине» указывает: «Граждане Украины имеют право свободно выбирать и восстанавливать национальность». При этом подчёркивается, что государство «поддерживает развитие национального самосознания и самовыражения». А определять свою национальность — неотъемлемое право индивида, о чём гласит 23-я статья Конституции Украины. Но данные законы не действуют в отношении подкарпатских русинов. В связи с этим уместно напомнить, что русины и их язык официально признаны в Венгрии, Молдавии, Польше, России, Румынии, Сербии, Словакии, Хорватии, Чехии. В Сербии, например, он является одним из шести официальных языков Воеводины. А вот на отчей земле, в центре Европы, они в XXI столетии остаются изгоями и вынуждены отстаивать у себя дома даже право на национальное признание и родной язык.

 

Что делать?

 

По договору между правительствами Советского Союза и Чехословакии от 29 июля 1945 года (во многом благодаря Сталину) Подкарпатская Русь (Закарпатская Украина) была принята в состав Украины. СССР укрепил своё геополитическое положение в Центральной Европе, а более полумиллиона русинов обрели равные права с советскими людьми.

 

В 1960-е годы в Закарпатье побывал всемирно известный американский художник Рокуэл Кент. Оказавшись на Верховине возле Синевирского озера, оглядывая красочные пейзажи, он восхищённо воскликнул: «Швейцария…» Закарпатцы потом гордо называли свой край «Советской Швейцарией». Сегодня они не могут так сказать: они стали чужими на родной земле, которая превращается в гетто XXI века. В буржуазно-националистической Украине русины подвергаются преследованиям и унижению. Почти у 500 тысяч русинов нет даже национальных школ, театров, газет, в отличие от венгров или румын, компактно проживающих в области (а их в Закарпатье в несколько раз меньше).

 

Что нужно сделать для решения проблем русинов на Украине? Думаю, немного:

 

— во время предстоящей переписи населения (она откладывается уже несколько раз) предоставить закарпатцам возможность для свободной национальной самоидентификации;

 

— осуществить меры по преодолению депрессивного состояния и ускорению экономического и социального развития региона, повышению благосостояния коренного населения; проверить правомерность проведённой в области приватизации ведущих отраслей и предприятий, пересмотреть их итоги;

 

— обеспечить представителям русинского движения доступ к участию в управлении общественными делами на региональном и местном уровнях;

 

— справедливо использовать имеющиеся ресурсы и стимулы (налоговые поступления, инвестиции, субвенции, квоты и т. п.);

 

— официально признать русинский язык, реализовать целевые программы по сохранению и развитию русинской культуры (школы, учреждения культуры, СМИ, творческие союзы, народное искусство, исторические памятники и другие сферы);

 

— реформируя судебную систему, направить её деятельность на обеспечение равенства прав всех граждан, независимо от их национальной принадлежности, происхождения и др.;

 

— исключить дискриминацию русинов при формировании кадрового состава госучреждений, учебных заведений, правоохранительных органов, таможни и т.д.);

 

— прекратить антирусинскую пропаганду в центральных и местных СМИ Украины;

 

— создать благоприятные правовые условия для приграничного экономического сотрудничества и гуманитарных связей с русинами соседних государств.

 

В этих предложениях нет ничего нереального, противоправного. Но против стремления народа быть хозяином на своей земле, хранить и развивать свою культуру ополчаются и украинские неонацисты, и либерально-буржуазные космополиты, и проамериканская «элита» Европы.

 

Борьба русинов за свои гражданские права справедливая и благородная. Она заслуживает интернациональной поддержки. Остров славянства, культуры и природной красы в географическом центре Европы надо сохранить для наследников. Будучи сам украинцем русинского происхождения, прошу советских людей, всех людей доброй воли понять и поддержать законные устремления моих собратьев за Карпатами.