Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Правда»: Ю. Емельянов и А. Лукьянов о проекте новой редакции Программы КПРФ

Писатель-историк Юрию Васильевичу Емельянову и доктор юридических наук профессору Анатолию Ивановичу Лукьянову дают свою оценку проекту новой редакции Программы КПРФ

Ю.В.Емельянов, А.И.Лукьянов («Правда»)
2008-07-25 20:03 (обновление: 2012-12-25 11:49)

Наша партия обсуждает проект новой редакции своей Программы. В Центральный Комитет КПРФ, редакции газет "Правда", "Советская Россия" и других изданий от партийных организаций, отдельных коммунистов, их сторонников и союзников идут предложения, поправки, уточнения. В большинстве своем они конструктивны и доброжелательны. Хотя есть, конечно, и критика, порой довольно острая. Все эти выступления по поводу проекта Программы тщательно анализируются в Программной комиссии, созданной Центральным Комитетом. Такой характер обсуждения программного документа вполне понятен. Ведь в проекте Программы не только дается оценка проблем сегодняшнего дня, но и анализируется вся история партии и нашей страны. И такая ретроспектива очень важна. По этим вопросам "Правда" предложила обменяться мнениями писателю-историку Юрию Васильевичу Емельянову и доктору юридических наук профессору Анатолию Ивановичу Лукьянову, председателю Центрального консультативного совета при ЦК КПРФ, члены которого принимают активное участие в работе над новой редакцией нашей партийной Программы.

Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ. Вопросы, выдвигающиеся в ходе дискуссии по проекту новой редакции Программы партии, касаются прошлого нашей страны, ее настоящего и ее будущего. Естественно, в центре внимания находятся вопросы о том, как должны действовать коммунисты, чтобы возродить власть трудящихся, и возможен ли мирный путь прихода к власти. В связи с этим часто поднимаются проблемы отношения к государству, парламентаризму и к понятию "демократия" в целом.

Сегодня такие вопросы волнуют многих людей. После прошедших выборов и перестановок в руководстве страны началась дискуссия о том, будет ли Россия по-прежнему президентской республикой, или же произойдет поворот к парламентской республике. Кроме того, у многих товарищей вообще возникают сомнения: следует ли нам использовать само понятие "демократия", которая оказалась во многом дискредитированной "благодаря" политике современных либерал реформаторов? Ведь в ходе последних опросов населения лишь 36-участников заявляют, что демократия — это наиболее предпочтительный для России политический строй.

При этом от понятия "демократия" иногда спешат отвернуться даже некоторые наши сторонники. Показательно в этом отношении поступившее в газету письмо Г. Чернова, который считает, что "демократия всегда была эксплуататорским обществом. ...Поэтому демократия, ни подлинная, никакая другая, не может быть ни ранней, ни зрелой, никакой формой социализма". Как вы думаете, что можно ответить тем, кто разделяет подобные взгляды?

А. ЛУКЬЯНОВ. Я бы ответил, что нам не следует отдавать понятие "демократия" на откуп тем, кто ныне использует это слово для прикрытия подлинной сущности современного буржуазного олигархического строя и своих корыстных целей. "Демократия", или, в переводе на русский язык, "народовластие",— это общественный строй, возникший в далекие времена как средство коллективного решения вопросов жизни общества. С появлением классов она, естественно, стала носить классовый характер. Ленин учил: "Если не издеваться над здравым смыслом и над историей, то ясно, что нельзя говорить о "чистой демократии", пока существуют различные классы, можно говорить только о классовой демократии".

История знает буржуазную демократию, которая идет на смену феодализму, и пролетарскую демократию, которая идет на смену буржуазной. Большевики раньше других поняли, что России нужна именно такая власть, которая объединяет самые широкие слои трудового народа. Октябрьская революция превратила Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в органы государственной власти в центре и на местах. Рухнула глухая стена между законодательной и исполнительной властью, общегосударственной властью и местным самоуправлением, между депутатами и избирателями. Этот принцип был закреплен в первой Советской Конституции, девяностолетие которой мы отметили 10 июля. В ней особо подчеркивалось, что Советы могут принимать к своему рассмотрению "все вопросы, которые сочтут подлежащими их разрешению". Это означало установление верховенства представительных органов над всеми другими органами власти. Органы, выражающие волю всего населения, становятся главным звеном государственного механизма. Это и есть демократия по существу. Причем она была теснейшим образом связана со знанием депутатами интересов трудовых коллективов и всех избирателей, которые давали депутатам свои наказы, контролировали их исполнение и могли в любое время отозвать депутата, если он не оправдает оказанного ему доверия.

Демократия — это широкое понятие. Она не ограничивается деятельностью представительных органов. Ее неотъемлемой частью являются формы прямого народовластия: референдумы, всенародное обсуждение законопроектов, собрания, митинги, заявления и обращения к органам власти — словом, всё, что связано с инициативой и самодеятельностью граждан.

Все эти вопросы тщательно обсуждались в ходе подготовки Конституции 1936 года при активном участии И.В. Сталина. Уже во второй статье Конституции, над которой Сталин работал особенно тщательно, было записано, что вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ. Кстати, нынешняя пропаганда старательно внедряет в сознание людей иное представление об авторстве Конституции 1936 года. В одной из популярных телепередач ее участник даже получил лишний балл, когда назвал автором этой Конституции Н. И. Бухарина.

А. ЛУКЬЯНОВ. Бухарин работал в одной из подкомиссий по подготовке Конституции. Его главное предложение состояло в том, чтобы предпослать тексту Конституции Декларацию прав и обязанностей граждан СССР. Сталин же понимал, что суть социалистической демократии состоит не в декларировании, а в реальном обеспечении прав человека в обществе. Поэтому он отверг предложение Бухарина и настоял на том, чтобы права советского гражданина были закреплены непосредственно в статьях Конституции. Причем не просто провозглашены, но и самым подробным образом гарантированы. Так впервые в мировой практике в Основном Законе страны появилось право на труд, на отдых, на бесплатное образование и охрану здоровья, на социальное обеспечение в старости и на случай болезни. Либеральные критики Сталина до сих пор кричат, что эти права и свободы никак не согласуются со свободой частного предпринимательства и рыночными отношениями. Зато со сталинским подходом к демократии и власти трудящихся они согласуются в полнейшей мере.

Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ. Это означает, что в Конституциях СССР был закреплен принцип: "Власть народа, из народа и для народа". Известно, что этими словами из послания Авраама Линкольна американская пропаганда характеризует современную государственную систему США, противопоставляя ее "тоталитарной системе" Советской власти. Ныне обвинения в несоблюдении в СССР этих принципов бесконечно повторяются в пропагандистских материалах о советской истории и в сотнях учебников, по которым учат школьников и студентов. Так, в учебнике "История России" под редакцией П. Самыгина для средних и профессиональных школ есть специальная глава под названием "Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е гг. ХХ в.". В ней перечислены "основные признаки", якобы характерные для советского строя: "Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества... Оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни" и установить "полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют". И так далее в том же духе.

А. ЛУКЬЯНОВ. Здесь нечему удивляться. Подобные обвинения сыпались на нас при Советской власти, сыплются и сейчас. Причем во многих случаях из уст тех деятелей, которые в прошлом с пеной у рта "боготворили" социализм. На деле же это — откровенная, преднамеренная ложь. Ведь только за первые десять лет Советской власти 27 миллионов человек прошли у нас настоящую школу управления, участвуя в работе Советов. Это была школа справедливости, школа защиты народных интересов и преемственности исторического развития нашей страны. Кстати, об этом не раз открыто заявляли противники советского строя. Так, например, бывший член Временного правительства В.Н. Львов писал: "Совет есть осколок общинного управления и потому понятен народу... Советская власть есть национальная революционная власть, созданная самим русским народом. Днём гибели России будет крушение Советской власти". Как говорится, как в воду смотрел этот бывший обер-прокурор Святейшего синода.

Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ. Возвращаясь к дискуссии по проекту новой редакции Программы КПРФ, хотел бы заметить, что многие коммунисты подчеркивают необходимость четко сказать о возрождении Советской власти. Так, В. Пузий пишет: "Возвращение народовластия в лице Советов, следует заранее сказать, означает, что будет восстановлена прежняя полнота представительства трудящихся и их депутатов на безвозмездной основе".

А. ЛУКЬЯНОВ. Нельзя не согласиться с этим предложением. С самого начала люди труда, рабочие и крестьяне составляли основной костяк Советов. Причем многие из этих так называемых рядовых депутатов могли дать фору некоторым профессионалам. Они прекрасно разбирались в таких сложнейших документах, как бюджетные ассигнования, основы гражданского, административного, трудового законодательства и других отраслей права.

Помню, как принимался в Верховном Совете СССР проект закона о пенсиях для колхозников. Закон готовился в правительстве с участием многих специалистов. Однако целый ряд вопросов колхозной жизни был решен в общем и целом, без учета ее специфики. Тогда на сессии четыре депутата, председатели колхозов, выступили и сказали, что тот проект, который внесло правительство во главе с Хрущёвым, не годится и принимать его нельзя, поскольку он не вполне учитывает интересы крестьян. Их поддержали другие депутаты — шахтеры, металлурги, врачи, представители иных профессий.

Н. С. Хрущёв негодовал: "Как же так? Ведь закон был уже одобрен правительством и Политбюро?-" Но депутаты стояли твердо, и ему пришлось отступить. Была создана комиссия во главе с К.Т. Мазуровым. Мне пришлось работать в этой комиссии, которая в конечном счете приняла решение изложить четыре статьи закона так, как предлагали депутаты. Вот пример того, как важно знание жизни, производства, запросов людей, инициатив, идущих снизу. И в этом была величайшая сила Советской власти.

Депутат избирался от трудовых коллективов. А в трудовом коллективе видно, кто он, как себя ведет, как защищает интересы людей труда. Мы имели более двух миллионов депутатов Советов всех ступеней. Они получали огромное число наказов, принимали их к своему исполнению. Депутаты всё время находились под внимательным взглядом своих товарищей, своих коллективов, которые могли их не только поддержать, но и отозвать. Достаточно сказать, что всего за одно десятилетие избиратели отозвали 12 депутатов Верховного Совета СССР, 142 депутата Верховных Советов союзных и автономных республик и около 11 тысяч депутатов местных Советов. Вот что такое Советская власть.

Разгром Советской власти в 1991—1993 гг. сопровождался заявлениями о том, что нам нужны только профессиональные депутаты. Число депутатов в России сократилось в 300 раз — с 1,5 миллиона до 4 тысяч (причем лишь пятая часть их работает в органах власти на постоянной основе). Казалось бы, наконец мы имеем профессионалов, которые знают, как управлять государством. Но получилось, что законы, отвечающие интересам трудящихся, даются им с великим трудом. Гораздо лучше и настойчивее они защищают интересы богачей и олигархических объединений. "Пивные короли" через "своих" депутатов пробивают рекламу пива. "Алкогольные короли" добиваются, чтобы у них были развязаны руки. Рыбные корпорации отстаивают проведение рыбных аукционов.

Металлургические магнаты создают систему сбора металлолома, в результате чего растет преступность и гибнут люди. Это усилиями депутатов — лоббистов олигархического капитала был установ- лен одинаковый 13-процентный подоходный налог и для миллионера, и для еле сводящих концы с концами школьного учителя, медсестры — и для несчастного, и для себя. Вот что значат разрушение Советов, отказ от полноценного представительства в органах власти людей труда.

Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ. Именно поэтому Е.К. Лигачёв в своей статье о проекте Программы КПРФ предлагает четко записать, что "в стране насильственно сформирована власть крупной буржуазии и ее верхушки в лице олигархии и высшей госбюрократии".

А. ЛУКЬЯНОВ. Егор Кузьмич совершенно прав.

Взгляните на состав Государственной думы. По подсчетам аналитиков, за годы существования Думы среди ее депутатов было всего 9 рабочих, 14 крестьян и около 50 врачей и учителей, занятых своей профессией. Но зато депутатами являлись более 400 предпринимателей и других представителей крупного и среднего капитала (в том числе такие, как Березовский, Абрамович, Брынцалов, и другие миллиардеры и миллионеры). Господство олигархов в системе управления признают они сами. Как здесь не вспомнить бывшего депутата Госдумы господина Березовского, который без стеснения заявлял: "Власть в России нанимается капиталом, и форма этого найма называется выборами. В то же время капитал должен защищать себя сам. Поэтому очень важно, чтобы те люди, которые считают себя предпринимателями, капиталистами, сами пошли на этот период во власть. Во всяком случае, отныне и навсегда голодранцы управлять Россией не будут".

Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ. О том, что народ сознает свое безвластие, свидетельствуют, например, данные опроса, проведенного компанией "Ромир мониторинг". Оказалось, что лишь 1,2-опрошенных полагают, что "реальная власть в России" принадлежит народу. А это означает, что почти все остальные опрошенные не считают, что в стране существует народовластие, то есть демократия. Зато 40,3-ответили, что "реальная власть принадлежит крупному капиталу, олигархам", 21,2-— что она "принадлежит президенту", 12-уверены, что реальная власть находится в руках "организованной преступности", а 8,9-— что она "у чиновников, бюрократии". Таким образом, хотя у участников опроса не было единого мнения относительно того, кто держит в руках бразды правления, подавляющее число опрошенных приходят к выводу, что народ отстранен от реальной власти.

А. ЛУКЬЯНОВ. Неудивительно поэтому, что авторы многих писем, поступающих в Программную комиссию, ставят вопрос: "А стоит ли вообще использовать буржуазный парламент как инструмент борьбы за реализацию требований народа?" Как известно, перед последними выборами в Думу шли также предложения о том, что нам не надо в них участвовать. Сейчас же поступает немало писем с призывами вообще игнорировать нынешний парламент.

Но вспомним, как на это смотрел Владимир Ильич? Не отрицая необходимости в определенных условиях прибегать к бойкоту буржуазного парламента, он называл отказ от работы в нем на все времена "ребячеством". Ленин подчеркивал, что коммунисты должны научиться работать в буржуазном парламенте. В своей работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" он писал, что "участие в парламентских выборах и в борьбе на парламентской трибуне обязательно для партии революционного пролетариата". И совершенно прав Ю.П. Белов, когда в своей недавней статье в "Советской России", ссылаясь на ленинские указания, пишет, что российским коммунистам предстоит долгая и трудная борьба в нынешнем буржуазно-олигархическом парламенте. Она по сути своей есть форма острой политической, классовой борьбы, в которой недопустимы никакие компромиссы с властью при защите интересов трудящегося большинства. Об этом, как считает Белов, надо прямо и ясно сказать в новой редакции нашей партийной Программы.

Победа Октябрьской революции привела к провозглашению Республики Советов. С тех пор прошло немало лет, но и сейчас отечественные и зарубежные критики пытаются изобразить ее как нечто несовместимое с парламентским строем.

Но давайте вновь внимательно вчитаемся, что по этому поводу говорил вождь Октября — Ленин.

Он подчеркивал: "Если наиболее совершенным и передовым из буржуазных государств является тип парламентской демократической республики, то Советы дают возможность соединения выгод парламентаризма с прямой демократией, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов". Причем это не просто рассуждение. Этот принцип был закреплен 4 ноября 1917 года в резолюции Всероссийского ЦИК Советов. В ней подчеркивалось, что "советский парламент рабочих масс не может иметь ничего общего по своим методам с буржуазным парламентом". Значит, по "своим методам", по разделению властей советский парламент и буржуазный парламент стоят на противоположных позициях. Но это вовсе не мешает представительному органу Советской власти именоваться советским парламентом рабочих масс, соединяющим выгоды парламентаризма с прямой демократией.

Такое понимание роли парламентских учреждений в Советской республике было сквозной идеей Конституций 1918 и 1924 годов. К этому вопросу Коммунистическая партия вернулась и тогда, когда Советская власть уже окончательно упрочилась и победила.

В свое время, выполняя поручение руководства страны, мне довелось несколько месяцев изучать архивные материалы, касающиеся работы Сталина над проектом Конституции СССР 1936 года. В этих материалах сохранилась короткая запись выступления Сталина перед членами Конституционной комиссии. В ней говорилось: "Съездов не будет... Президиум — толкователь законов. Законодатель — сессия (парламент)...

Исполком не годится, съездов уже нет. Совет депутатов трудящихся. 2 палаты. Верховное законодательное собрание". Расшифровывая это сталинское выступление, на VII Всесоюзном съезде Советов в докладе о проекте Конституции В.М. Молотов говорил, что речь идет о "движении к своего рода советским парламентам в республиках и к общесоюзному парламенту".

Именно так и решалась эта проблема в Конституции 1936 года, а затем в Конституции нашей страны, принятой в октябре 1977 года. Да, Верховные Советы Союза и республик превращались в парламенты, но в парламенты советского типа. А это значило, что Верховный Совет СССР оставался высшей властью в стране. Он избирал свой Президиум, выполняющий в период между сессиями так называемые президентские функции, формировал правительство, которое было подотчетно и ответственно перед Верховным Советом. Сохранялась система Советов на местах. Оставались в неприкосновенности подотчетность депутатов своим избирателям и возможность для населения отзывать их в случае невыполнения наказов избирателей. Главной базой формирования депутатского корпуса в центре и на местах оставались производственные коллективы в городе и деревне.

Вот почему становилось возможным говорить о "советском парламенте", а значит, и о том, что наше государство по своей форме являлось демократической республикой с особой организацией народного представительства, республикой советского типа.

Стало быть, попытка новоявленных толкователей 70-летнего периода Советской власти как некоей "черной дыры" в развитии народного представительства является преднамеренной фальсификацией нашей истории и заведомой клеветой на прошлое нашего народа. Показательно, что с такой трактовкой российской истории не смог согласиться даже спикер нынешней Государственной думы Борис Грызлов. В своем докладе о столетии российского парламентаризма он вынужден был включить съезды Советов, ЦИК и Верховный Совет СССР в общую цепь парламентских учреждений, обеспечивавших "представительство всех социальных групп населения, создавших весьма стройную правовую систему и механизм взаимодействия депутатов и избирателей". В связи с этим, со вздохом отмечал Б. Грызлов, в нынешней России "многие избиратели положительно оценивают те или иные стороны советской системы, прежде всего — высокую социальную защищенность, и высказывают недоверие новым политическим институтам". Что ж, как говорится, от правды никуда не уйдешь.

Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ. Но тут возникает вопрос, как сочетаются эти заявления о полноте власти парламента с нынешней суперпрезидентской властью, а теперь еще и с возрастающей ролью правительства. Ведь в ходе дискуссии по проекту новой редакции Программы партии не раз ставился вопрос о необходимости вообще отказаться от института президентства. В.В. Пахомов, например, пишет: "Неужели страна не сыта президентством? Да если это государство советского типа, то во главе его должен стоять коллегиальный орган по аналогии с Президиумом Верховного Совета. И ни в коем случае не должно быть "всенародно избранного" индивидуума, которым могут управлять различные группировки: "семья", "питерцы", олигархи и пр.".

А. ЛУКЬЯНОВ. Такие мысли не раз высказывались и в других письмах в Программную комиссию. Их авторы говорят, что президентство несвойственно Советской власти и что от него надо решительно отказаться. В то же время другие товарищи считают, что "пока стране нужен президент. Но он должен отчитываться перед представительным органом".

Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ. Как известно, по поводу президентства очень четко высказался Сталин в своем докладе о проекте Конституции 1936 года. Выступая против дополнения к 48-й статье проекта, в котором предлагалось установить, чтобы Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР избирался не Верховным Советом СССР, а всем населением страны, Сталин говорил: "Я думаю, что это дополнение неправильно, ибо оно не соответствует духу нашей Конституции. По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставлять себя Верховному Совету. Президент в СССР коллегиальный — это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетный Верховному Совету. Опыт истории показывает, что такое построение верховных органов является наиболее демократическим, гарантирующим страну от нежелательных случайностей".

А. ЛУКЬЯНОВ. Обратите внимание на точность этого предсказания Сталина. Как только президент России стал избираться населением отдельно от парламента, всё это закончилось расстрелом Дома Советов из танковых пушек и разгоном органов Советской власти по всей стране.

Практика показала, что, когда президент избирается отдельно от парламента, руки его оказываются развязанными. Опираясь на свои безбрежные полномочия, закрепленные в Конституции, он может игнорировать любую инициативу депутатов, общественности и народа в целом. Не об этом ли говорит, например, плачевная судьба закона о борьбе с коррупцией, которая теперь объявлена в России главным злом? Как известно, этот закон еще шесть лет назад был принят парламентом в трех чтениях и похоронен одним росчерком пера Ельцина.

Вот почему в проекте новой редакции Программы КПРФ подчеркивается необходимость в целом преобразования президентской республики в республику советского типа и расширения контрольных полномочий парламента и других представительных органов в отношении правительства и всего аппарата исполнительной власти. Опираясь на весь исторический опыт советского народа, наша партийная Программа принципиально ставит вопрос обеспечения максимально возможного представительства трудящихся в органах власти и местного самоуправления, защиты прав трудовых коллективов и создания всех условий для самоорганизации, самодеятельности и самозащиты граждан от любого произвола. При этом особое внимание уделяется демократизации избирательной системы и решительному пресечению влияния на выборы "денежного мешка" и административных рычагов, а также восстановлению возможностей отзыва депутатов избирателями.

Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ. В стране, где президент и правительство обладают практически неограниченными полномочиями, трудно рассчитывать, что парламент сумеет им противостоять. Поэтому так важно сегодня развитие всех форм внепарламентской борьбы оппозиции и самых разнообразных организаций и массовых движений граждан.

А. ЛУКЬЯНОВ. Да, как говорил Ленин, "действия масс выше парламентской деятельности". Поэтому работа наших депутатов в парламенте не может быть плодотворной без глубокого знания интересов и запросов масс, опоры на народные массы и их движения.

Показательно в этом отношении, что на состоявшемся в конце июня пленуме Центральный Комитет КПРФ в единой связке обсудил вопрос о повышении ответственности депутатов-коммунистов, работающих в представительных органах власти, и о консолидации всех патриотических сил в ходе массовых протестных действий. Неразрывное единство этих двух частей работы партии в современных условиях — залог того, что коммунистам, их сторонникам и союзникам только так можно успешно противостоять нынешнему правящему режиму.

С учетом этого новая редакция Программы КПРФ, ставящая в центр внимания активизацию всей работы партии в массах, действительно станет важнейшим документом, освещающим историю и перспективы нашей борьбы за интересы миллионов людей труда.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.