Читатели "Правды" обсуждают проект новой редакции Программы КПРФ
Программа Компартии — такой документ, в котором ничего второстепенного не бывает, порой даже запятая приобретает важную роль. И всё же есть раздел, которому партийцы уделяют особое внимание.
В проекте новой редакции Программы партии, как и в действующей Программе, он называется "Задачи идейного и организационного укрепления КПРФ". Это — зеркало, в котором коммунисты должны увидеть себя достойно и не карикатурно, без прикрас и шаржирования. А для "посторонних" — сторонников, попутчиков и недругов партии — из знакомства прежде всего с этим разделом складывается каркас сегодняшнего образа КПРФ.
Самохарактеристика КПРФ
В читательской почте, осмысливающей проект новой редакции Программы КПРФ, редкое письмо обходит вопросы самого лаконичного раздела обсуждаемого документа. Да и может ли быть иначе, если именно здесь даются ответы на вопросы, кто мы, каким идейно-политическим наследием богаты, куда призываем общество.
Раздел так и начинается: "КПРФ ведёт свою родословную от РСДРП — РСДРП(б) — РКП(б) — ВКП(б) — КПСС — КП РСФСР. Возникшая по инициативе коммунистов, первичных организаций КП РСФСР и КПСС Коммунистическая партия Российской Федерации, продолжая дело КПСС и КП РСФСР, является их право преемницей на территории Российской Федерации. Из предшествующего опыта российского, советского и мирового коммунистического движения она берёт всё проверенное практикой, что позволяет ей формироваться как истинной партии трудящихся, дающей ответы на самые актуальные вопросы современного общественного развития. Она призывает соотечественников к укреплению и расширению союза патриотических сил для борьбы за социализм, для защиты национально-государственных интересов страны. Партия сделает всё, чтобы союз рабочих, крестьян и народной интеллигенции, всех трудящихся отстоял честь и независимость России, обеспечил её продвижение к социализму".
Здесь и в самом деле каждое слово заслуживает того, чтобы проверить, на своём ли оно месте. Именно так и поступает, скажем, из Владивостока.
Он считает очень правильным, что в главном документе КПРФ, там, где содержится самохарактеристика партии, подчеркнуто, что она борется не за власть вообще, а за социализм. Коммунистам не нужна государственная власть, чтобы управлять делами капиталистов.
Развивая эту логику, нижегородец С.Д. Блинов предлагает не абсолютизировать результаты выборов. Для коммунистов главный смысл выборов — использовать предоставляемые возможности политического влияния на массы. Это — мощный инструмент внесения социалистического сознания в многомиллионную армию наёмных работников физического и умственного труда.
Партийцы строго относятся не только к содержанию проекта новой редакции Программы КПРФ, но и к каждому слову, которое в нём используется. Н.А. Сафронова прислала в "Правду" отчёт об объединённом собрании двух первичных отделений Головинского района столицы. Коммунисты настороженно отнеслись к непривычному словосочетанию "модернизация партии". В чём же его необходимость, если в заключительном слове на пленуме ЦК Г.А. Зюганов разъяснял, что речь идёт не более чем об омоложении рядов КПРФ. Надежда Александровна считает, что надо вести речь об укреплении рядов партии молодежью, о широком привлечении в партийные ряды подрастающей смены.
Кстати, почта убеждает, что первичные партийные организации при обсуждении проекта новой редакции Программы КПРФ очень ответственно и строго относятся к документу. При этом абсолютное большинство первичек в целом одобряет представленный проект, подчеркивает, что он стал точнее и строже, последовательнее проводит марксистско-ленинские принципы осмысления общественно-политических процессов. Но вот решение отчетновыборного собрания первичного партийного отделения "Майская горка" г. Архангельска, подписанное его секретарём О.А. Щемелининым: "Проект новой редакции Программы КПРФ… требует серьёзной доработки… Центральному Комитету продолжить работу над проектом новой редакции Программы КПРФ. В помощь Программной комиссии привлечь дополнительные силы". Этому выводу предшествует весьма подробный придирчивый разбор вынесенного на общепартийное обсуждение документа.
С кем вместе?
Вернёмся к собранию, о котором рассказывает уже упоминавшаяся секретарь первички москвичка Н.А. Сафронова. На нём коммунист С.Е. Долганов "обратил внимание на необходимость более конкретно рассмотреть в Программе вопрос о союзниках КПРФ в борьбе за смену политического и экономического курса страны". Его поддержали и другие партийцы. Эту тему поднимают в своих письмах в "Правду" многие читатели. Так, коммунист из Рыбинска (Ярославская область) Р.В. Соловьёв предлагает вписать в Программу КПРФ такой абзац: "Коммунистическая партия Российской Федерации — самостоятельная политическая организация. Она выступает за преодоление разобщенности в коммунистическом движении России, за его сплочение на единой идейно-нравственной и политической основе, выработанной поколениями российских и советских коммунистов".
Касаясь проблемы союзников, В.П. Попов (село Вольное Краснодарского края) обращает внимание на неоднократно встречающееся в проекте новой редакции Программы КПРФ упоминание о национально-освободительном движении в России. Он удивляется: "Непонятно, о какой национально-освободительной борьбе говорится. Речь идет о превращении национальных республик в самостоятельные государства, как Косово? Каким путём предполагается соединить эту национально-освободительную борьбу с "установлением революционно-демократической власти трудящихся", о чём заявлял недавно Г.А. Зюганов?" Кстати, подобное изумлённое отношение к тезису о национально-освободительном движении в России и о соединении его с социально-классовым движением "в единое массовое движение сопротивления" встречается во многих письмах читателей "Правды". Непривычный поворот этой проблемы мы находим в письме из г. Азнакаево Республики Татарстан. Участники Великой Отечественной войны М. Касимов, Р. Измайлов, Ш. Газизуллин и другие пишут: "Почему-то всюду говорят только о русском вопросе, о русской нации… Слишком выпячивают русский вопрос… Разве было законно истребление чеченцев в 90-е годы прошлого века? Можно ли репрессивными мерами подавить народ? Нет, конечно. Об этом говорит история национально-освободительного движения…
В проекте новой редакции Программы КПРФ ясно и чётко определена национальная политика. У "Единой России" мы, ветераны, такой программы не видели. Ею такие документы не публикуются для всенародного обсуждения, так как эта партия служит буржуазии. А Программа КПРФ исходит из интернационального учения марксизма-ленинизма".
Приходится вновь и вновь осознавать правоту великого В.И. Ленина, отмечавшего, что национальный вопрос — вопрос тонкий, его решение требует последовательно классового подхода. И, конечно, прежде чем использовать понятия типа национально-освободительное движение в современной России, как и другие лозунги, касающиеся межнациональных отношений, надо, видно, отмерить не семь раз, а семьдесят.
Больше требовательности и товарищества
Здесь к месту обратиться к коллективному письму ветерана-коммуниста Э.А. Шулетьева, секретаря Амурского обкома КПРФ А.П. Усова, ветерана-фронтовика, бывшего преподавателя философии Благовещенского сельхозинститута В.Н. Семёнова. Наши читатели пишут: "Чтобы КПРФ не постигла судьба КПСС как зазнавшейся партии, мало установить механизмы сменяемости и омоложения кадров. Нужна надёжная профилактика от возможности мелкобуржуазного перерождения. Для этого требуются конкретные шаги. Требуется более строгая ответственность поручителей за морально-политический уровень лиц, принимаемых в партию. Критерием оценки партийных отделений по приёму в КПРФ должно стать не столько количество, сколько качество пополнения. Это создаст более прочный заслон от проникновения в партию карьеристов и политических проходимцев.
Выборы в руководящие партийные органы сверху донизу должны проводиться на альтернативной основе. Не должно быть коммунистов, свободных от критики, несмотря на их прежние заслуги и высокие руководящие посты. Это следовало бы записать в Программу. А в Уставе партии нужна чёткая норма о строжайшей ответственности, вплоть до исключения из КПРФ, за проявления комчванства, грубости, гонений за критику и т. п.".
Заместитель председателя КРК Черкесского городского отделения КПРФ Х.А. Санашоков считает, что во втором разделе проекта новой редакции Программы КПРФ правильно отмечено: "Кризис, поразивший советское общество, в значительной мере обусловлен кризисом партии, которая в течение многих десятилетий была правящей". Далее он предлагает добавить: "А кризис самой партии обусловлен, во-первых, фактическим отсутствием действенного контроля работы руководящего ядра партийных комитетов со стороны коммунистов. Во-вторых, ложным представлением о единстве партии и о X съезде РКП(б), что мешало вскрытию предательской сущности перерожденцев, проникших в высшее руководство партии и в местные партийные органы, очищению от карьеристов и перерожденцев партийных рядов. Была критика уже ушедших и непогрешимость действующих, что порождало незаслуженных "вождей", "вождишек" и "царьков", впоследствии ставших перевёртышами и изменниками партии".
В этом же русле и обращение в "Правду" ленинградца Л.А. Фёдорова, размышляющего о роли первички. Она не должна превращаться ни в инструмент для "одобрямса", ни в дубину для "окорачивания" самостоятельно мыслящих коммунистов. Автор пишет: "В какой мере первички осознают себя главной реальной силой партии и решающим субъектом её жизнедеятельности, в такой мере и реально выполнение общепартийных решений. Однако за 15 лет ни разу вопрос о состоянии и дееспособности первичных парторганизаций самостоятельно не ставился ни на съездах, ни на пленумах ЦК".
Коммунист Л.А. Исаков наряду с программой-минимум, определяющей первоочередные задачи партии по преобразованию общества, предлагает ввести в Программу внутрипартийные "задачи-минимум", к которым он относит "ежегодное увеличение КПРФ на 15—18% за счёт молодёжи, учёных, рабочих и тружеников села; введение во всех организациях партийного всеобуча по изучению трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина; проведение Ленинского зачёта для коммунистов, партийный стаж которых менее 30 лет, и ежегодной политической аттестации руководящего звена всех структур партии; создание во всех организациях партийных комиссий по приёму и восстановлению в партии, по работе с беспартийным активом".
Что касается арсенала методов борьбы КПРФ за социализм, то абсолютное большинство читателей "Правды" считает, что, используя парламентские методы работы, партия всё же должна отдавать приоритет непарламентским инструментам. Н.М.
Павленко, например, предлагает целый комплекс мер "уличного" характера, которые одновременно способны увеличить парламентское представительство коммунистов. Из парламентских методов, по мнению М.Н. Грушенкова (Пенза), особого внимания заслуживают референдумы. Они и активизируют работу всех отделений КПРФ, и позволяют концентрировать внимание общества на первоочередных задачах.
И, наконец, о девизе КПРФ. Никто не ставит под сомнение нынешний девиз "Россия, труд, народовластие, социализм". Но читатели К. Авдеев (Волгоград), Н. Перминов (Омск), С. Корнеев (Свердловская область) и многие другие убеждены, что необходимо вернуть исторический лозунг коммунистов "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Во-первых, это актуально, во-вторых, это было бы лучшим способом отметить и 190-летие со дня рождения К. Маркса, и 160-летие создания первой программы коммунистов планеты — "Манифеста Коммунистической партии".