«Независимая газета»: Коммунисты возмущены неравными условиями предвыборной борьбы
В пятницу вечером коммунисты высказали возмущение неравными условиями предвыборной борьбы на заседании Государственной Думы. Сразу два представителя фракции КПРФ заявили, что кандидат в президенты Геннадий Зюганов замалчивается государственным телевидением. И намекнули – в такой ситуации участие в кампании их лидера вряд ли имеет смысл.
Как и предсказывала «НГ», коммунисты записались на пятничную «свободную трибуну». Так называется специально отведенное время в конце дня, когда любой депутат может сделать пятиминутное заявление. Из фракции КПРФ записались двое – Вадим Соловьев и Сергей Обухов, люди из ближайшего окружения Геннадия Зюганова. Правда, к тому моменту, когда наступил пресловутый «час заявлений», в зале заседаний Госдумы депутатов почти не осталось, а телевизионные группы – на их внимание оппозиционеры тоже явно рассчитывали – свою работу в тот день уже свернули. Тем не менее это не остановило ораторов из КПРФ.
Секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев отметил: левая оппозиция согласна с той оценкой, которая дана выборам 2 декабря иностранными наблюдателями. «Хорошо организованные, но не честные и не соответствующие международным демократическим стандартам». Одну из причин несоответствия Соловьев увидел в новом избирательном законодательстве, «создавшем одностороннее преимущество для партии власти». Особое возмущение коммуниста вызвали так называемые паровозы, использование которых не только не было запрещено, но и даже расширено новым законом. «На практике эта новелла обернулась тем, что федеральный список ЕР возглавил президент, а большинство региональных – губернаторы, в связи с чем КПРФ пришлось бороться не с политической партией «Единая Россия», а с государством, с его бездонными финансовыми, административными и организационными ресурсами» – так описал недавнее прошлое депутат. Напомнил он и об информационном неравенстве, пропорции которого, кстати, примерно соответствуют полученным голосам. ЕР имела 67% эфира – получила 64% голосов, а КПРФ получила 13% эфира, а на участках – чуть менее 12%.
Соловьев не забыл отметить и рост «полицейской опеки над выборами», заявив, что в Татарстане это закончилось трагедией: там погиб кандидат в депутаты от КПРФ, избитый милиционерами. Тысячи подобных фактов уже легли в основу иска Компартии, который вскоре будет подан в Верховный суд. Под конец выступления Соловьева стало ясно: коммунисты решили доказать, что президентские выборы – логическое продолжение думских по степени их несправедливости и нечестности. А это якобы значит, что и 2 марта результат будет так же фальсифицирован, как это произошло 2 декабря. Соловьев отметил – сейчас все повторяется – преференции кандидату от власти и административное давление на главную альтернативную фигуру. «Поэтому участие кандидата от КПРФ в так называемых выборах становится все более и более проблематичным», – по сути дела, процитировал депутат прозвучавшее накануне заявление самого Геннадия Зюганова, возмутившегося, как уже писала «НГ», тем, что Дмитрий Медведев до сих пор так и не ответил на предложение о прямых теледебатах.
Дело Соловьева продолжил депутат Сергей Обухов, исполнявший в прошлых кампаниях роль зюгановского спичрайтера. Он привел данные о пребывании кандидатов в телеэфире. На пяти федеральных каналах доля Медведева в новостных передачах в декабре составила 70%, а Зюганова – лишь 11. В январе же ситуация только ухудшилась. В период с 1 по 20 января Медведев занял 88%, а Зюганов только 2%. «Таким образом, речь идет уже не о дискриминации и умалении прав кандидата в президенты Зюганова, а о вытеснении и исключении его из политэфира, о прекращении освещения его предвыборной деятельности», – заявил Обухов.
Интересно, правда, что если Соловьев намекнул на возможный отказ Зюганова от участия в гонке, то Обухов, наоборот, обрушился на госканалы за то, что «в общественное мнение вбиваются разные фальшивые версии: объявляется, например, о том, что Зюганов выходит из кампании, причем не давая самому кандидату изложить его позицию».