Политические индексы президентской кампании за декабрь 2007 г.
На основании контент-анализа публикаций около 3 тыс. федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) приступил к новому аналитическому проекту – «Политические индексы президентской кампании».
ЦИПКР ежедневно рассчитывает долю упоминаний о кандидатах в президенты в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объем публикаций о всех пяти кандидатах в президенты. В аналитическую модель включен контент материалов СМИ о деятельности А.В.Богданова (лидера ДПР), В.В.Жириновского (лидера ЛДПР), Г.А.Зюганова (лидера КПРФ), М.М.Касьянова и Д.А.Медведева (кандидата от партии «Единая Россия»).
1. Информационные индексы участников президентской предвыборной кампании
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного предвыборного пространства в декабре 2007 года (табл.1)
Таблица 1 |
Структура информационного предвыборного пространства за 1 - 31 декабря 2007 года (в %) |
Кандидат в президенты |
1-10 декабря |
11-20 декабря |
21-31 декабря |
Богданов Андрей Владимирович |
2,6 |
3,0 |
5,6 |
Жириновский Владимир Вольфович |
22,2 |
12,4 |
18,7 |
Зюганов Геннадий Андреевич |
22,1 |
11,9 |
19,0 |
Касьянов Михаил Михайлович |
11,7 |
8,0 |
12,4 |
Медведев Дмитрий Анатольевич |
41,4 |
64,7 |
44,2 |
Как видно, в декабре в лидерском информационном пространстве лидировал кандидат «Единой России» Д.А.Медведев. В первую и третью декаду января его представленность в СМИ была на уровне более 40% от общего объема публикаций с упоминанием кандидатов в президенты. А во вторую декаду, когда проходил съезд «Единой России», выдвинувший его на пост главы государства, информиндекс Медведева составил 64,7%.
Подекадная динамика информационных индексов кандидатов в президенты в декабре 2007 года представлена на гр.1.
Вторую позицию в рейтинг-листе в первую и вторую декады занимал Председатель ЛДПР В.В.Жириновский. А в третью декаду чуть более активным был лидер КПРФ Г.А.Зюганов (информиндекс 19,0 против 18,7 у Жириновского). В целом, Г.А.Зюганов и В.В.Жириновский представлены в СМИ практически на одном уровне.
Остальные участники предвыборной гонки – М.М.Касьянов и А.В.Богданов – имеют гораздо меньшую долю упоминаний в СМИ. Так у М.М.Касьянова представленность в медиа-пространстве колебалась от 8 до 12 %, а у А.В.Богданова на уровне 3-6%.
2. Структура лидерского информационного пространства в декабре 2007 года
В целом, за месяц доля публикаций о кандидатах в президенты во всех СМИ представлена на гр.2.
Как видно, в целом, в информационном пространстве доля публикаций с упоминанием кандидата в президенты от «Единой России» Д.А.Медведева составляет 53%. Далее почти с одинаковыми показателями В.В.Жириновский и Г.А.Зюганов (соответственно 17 и 16%). Затем, кандидаты самовыдвиженцы – М.М.Касьянов и А.В.Богданов (соответственно, 10 и 4%).
3. Некоторые выводы
В декабре 2007 г. доминирование в информационном пространстве кандидата от «Единой России» Д.А.Медведева было существенным – два из каждых пяти упоминаний в СМИ о кандидатах в президенты было о нём. Причём доминирование Д.А.Медведева во вторую декаду было абсолютным (почти 65%).
Уровень представленности в СМИ Г.А.Зюганова и В.В.Жириновского примерно одинаков. Ни один из лидеров партий не имел явного преимущества по итогам месяца. Четвертую рейтинг-позицию занимает М.М.Касьянов. Замыкает список – А.В.Богданов.
Координатор проекта – зам. директора ЦИПКР, д. полит.н. С.П.Обухов
Отв. за выпуск – директор ЦИПКР, д.и.н. С.И.Васильцов
© Центр исследований политической культуры России