Электоральный поворот начался. Рейтинги всех партий падают - рейтинг КПРФ растёт
Очень откровенные данные сегодня опубликовал Левада-центр, оглашая результаты своего последнего по времени (от 12-15 октября) социологического замера. Первое, что бросается в глаза при знакомстве как с данными этого опроса, так и с электоральным мониторингом, который проводит данная служба в целом – начиная с января 2007 года – это серьёзнейший упадок позиций практически всех участников выборной гонки. За исключением КПРФ.
Так, «Единая Россия», которая в результате глобальной операции по возведению президента В.В.Путина в ранг лидера своего избирательного списка сумела было поднять свой рейтинг с 55 до 68 процентов (от определившихся граждан), теперь не только не смогла его удержать, но и отступила до 67 процентного показателя. В принципе, это не так и много, если брать количественные показатели. Однако если учитывать, что указанная операция трактовалась и до сих пор трактуется в официальных СМИ как чрезвычайно «сильный ход» партии власти, открывающий перед «ЕР» колоссальные избирательные возможности, то есть основания говорить о том, что подобный триумфальный прогноз не сбылся.
Кроме того, опрос зафиксировал и еще более серьезный откат с позиций двух других филиалов партии власти. В частности, за сентябрь-октябрь у ЛДПР ополовинилась массованя поддержка – партия спустилась с 11 до 6 процентов голосов. В то время как «Справедливая Россия», имевшая 7 процентов сторонников и шанс на прорыв в Думу, сохраняет сегодня только 4 процента поддержки.
Иначе говоря, потери этих двух структур носят двукратный характер. Это уже не колебания статистической погрешности, а с ней и рейтинговых показателей. Это несомненный кризис электорального влияния. Применительно к ЛДПР и «СР» вопрос теперь встал так: или чрезвычаной мощный рывок вперед, или уход в политическое небытие, неизбежное в случае утраты думского мандата.
У Компартии же рейтинг только за период между двумя опросами Левада-центра (с 5-10 по 12-15 октября) вырос с 15 до 17 процентов. Так что пророчества на счёт того, что приход Путина в «ЕР» в очередной раз обрушит рейтинг КПРФ лопнуло.
Впрочем, исследование Левада-центра даёт и другие материалы для самых серьёзных размышлений о сложившейся избирательной обстановке.
Согласно анализируемому опросу оказывается, что в структуре нынешних сторонников «Единой России» (67 процентов от электората) новые приобретения, полученные после решения Путина, составляют только 6 процентов, причём 4 из них – это те, кто прежде не собирался ни за кого голосовать. Ещё 1 процент получен за счёт бывших сторонников КПФР и 1 – ЛДПР.
Тогда как в электорате Компартии ситуация иная. Среди ее сегодняшних сторонников (после шага Путина) 4 процента составили те, кто ещё недавно хотел голосовать за «Единую Россию». Плюс к тому 2 процента – это граждане, вообще не собиравшиеся голосовать.
Иначе говоря, Компартия не только не проиграла от рокировок Путина, но и прямо выиграла от них. Бегству избирателей из «Единой России» положено очевидное начало.
Но почему?
Опрос Левада-центра даёт ответ и на это. Кроме прочего и потому, что Компартия стала возвращать себе те важнейшие имиджевые позиции, которые у неё усиленно отнимались на протяжении последних лет. Кто сегодня коммунисты для российских избирателей, каков образ КПРФ?
Во-первых, это партия, которая выражает интересы «простых людей» (26 процентов мнений о Компартии) – служащих, рабочих, тружеников села. Во-вторых, это та сила, которая сражается на стороне беднейших слоёв населения, безработных и обездоленных людей (20 процентов оценок). В третьих, коммунисты – это партии интеллигенции (11 процентов мнений о Компартии) – учителей, врачей, инженеров, рядовых специалистов.
Мало того: весьма ощутимо в образе КПРФ и представление о ней как об общенациональной силе (9 процентов), выразительнице интересов среднего класса (8 процентов).
А что же «Единая Россия»? Доминирующими в ее образе являются совсем другие социальные краски. Прежде всего, на взгляд людей, она выражает и защищает интересы олигархов, банкиров и крупных предпринимателей (21 процентов в структуре образа). В таком же соотношении мнение о «ЕР» как о партии федеральных и региональных чиновников и бюрократов (20 процентов). Плюс к тому – высшего менеджмента (19 процентов). И, наконец, с 16 процентами оценок – это партия силовиков, работников спецслужб, армии, МВД.
Правда, в образе «ЕР» заметно больше, чем у КПРФ черт партии среднего класса (15 процентов упоминаний), а также «социальной всеобщности» - 16 процентов мнений. Однако ни на партию простых людей (15 процентов мнений), ни на защитника беднейшего населения (4 процента) «Единая Россия» не тянет. Обобщённо говоря, избирательный корпус в своём подавляющем большинство отказывается ассоциировать партию власти с теми четырьмя пятыми населения страны, в которые входят простые и бедные люди. Кризис образа «ЕР» - налицо.
Очевидно, что рейтинговое превосходство «Единой России» в таких условиях слабо подкреплено и носит характер эмоционально-инерционной «пены», которая, как учит политическая история, имеет обыкновение стремительно спадать.