Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: август 2010 года

  Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.


2010-09-07 13:16

     На  основании контент-анализа публикаций 4848 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     1. Информационные индексы  думских партий

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).

     Таблица 1

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  политические партии (август 2010 г.)

Партия Август 2010 года Июль 2010 года III квартал 2009 года (июль – сентябрь)
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия "Единая Россия" 5024 58,5 5297 57,9 9763 39,1
Партия  КПРФ 1770 20,6 1950 21,3 7790 31,2
Партия  ЛДПР 898 10,5 999 11 3918 15,7
Партия  «Справедливая Россия» 891 10,4 897 9,8 3472 13,9

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Данные таблицы, составленные по итогам августа 2010 года, позволяют проанализировать специфику переформатирования информационного пространства и выявить степень её корреляции с основными векторами развития политической системы российского общества.

     В августе «Единая Россия» продолжила дальнейшее наращивание процентной доли в общепартийном медиа-потоке: 58,5% (!) против июльских 57,9% и 39,1% (!) по итогам III квартала 2009 года.

     Подобный  «напор» партии власти на информационные ресурсы, бразды правления которыми находятся в её руках, доказывает факт осознания правящим режимом шаткости его положения в российской политической системе и постепенного размывания электоральной почвы, на которой и создавалась действующая ныне властная «вертикаль». В целях же удержания хотя бы части сочувствующих существующему строю граждан и формируются информационные поводы, и реализуются пиар-акции, и навязываются посредством СМИ выгодные конкретным лицам «политические картинки».

     Активизация же деятельности единороссов на данном направлении легко объясняется разбалансировкой общественно-политической ситуации в государстве: лесные и торфяные пожары, охватившие Россию, лишившие тысячи наших соотечественников крова, унесшие жизни сотен людей, нанесшие непоправимый ущерб российской экономике, индицировали несостоятельность проводимого в стране политического курса и вызвали мощную волну народного негодования. Лаконичное его выражение, в истинно народном духе, было запечатлено в популярной записи одного из пользователей «Живого журнала», блогера top-lap, вызвавшей значительный резонанс в обществе и сводящейся к ключевой мысли: «Знаете, почему горим? Потому что п**дец в стране… На х** нам какой то инновационный центр в Сколково, если у нас пожарных машин элементарных нет… Я не хочу телефон в деревне, я хочу пожарные пруды и мою рынду обратно, верните мне б**дь рынду и выкопайте мне пруд…».

     Явное разрушение «хранимой» на протяжении последних 10 лет стабильности, во многом обусловленной настроением российских граждан, желавших успокоения, но так и не дождавшихся реформ, является на данный момент определяющим фактором течения политического процесса: «Если вам, господам чиновникам и депутатам, пох** на нас, то нам не пох** на себя и на своих соседей… у вас принцип жизни: все вокруг вам должны, но вы ошибаетесь, должны вы нам и должны очень много, поверьте», - доносится «глас народа» до политического бомонда российского общества.

     Партия  власти, в свою очередь, стремится заглушить порыв народных эмоций и стремление к самовыражению и снять с себя ответственность за беды, постигшие Россию.  Типичным примером стало заявление руководства «Единой России» о нежелании выдвигать на второй губернаторский срок в Калининградской области непопулярного среди населения члена Высшего Совета партии Георгия Бооса: «К сожалению, уровень поддержки нашего друга и коллеги Георгия Бооса был хоть и весьма весом, но все же недостаточен для продолжения работы…. Мнение избирателей для нас – закон», - заявил секретарь президиума Генсовета «Единой России» В.В.Володин.

     Август  был богат на отвлекающие манёвры «правящей братии»: стратегия переименования – «милиции» в «полицию», «президентов» республик в составе Российской Федерации в «глав»; активизация дискуссий вокруг строительства автотрассы Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес; подготовка к региональной выборной кампании 10 октября 2010 года и федеральной «гонке» 2011 – 2012 годов; автопробег «духовного лидера» партии власти В.В.Путина по Сибири и Дальнему Востоку, «показные порки» нерадивых чиновников…

     Достаточно  активно используется тактика формирования «информационного кордона» для проникновения в медиа-сферу политических оппонентов: преимущественно, этот политический приём направлен против главного конкурента «Единой России» за голоса избирателей – КПРФ.

     В данном контексте примечательно, что информационно-политические индексы коммунистов месяц от месяца снижаются: так, август ознаменовался лишь 20,6% против июльских 21,3% и 31,2% за III квартал 2009 года.

     Негативная  динамика характерна и для ЛДПР, чья доля в информационном поле в последнем летнем месяце снизилась с 11% до 10,5%.

     Позиции «Справедливой России» немного укрепились с 9,8% до 10,4%, что было достигнуто, во многом благодаря ярой критике, обрушенной на левую «штанину» правящего режима их же «соратниками» единороссами, назвавшими эсеров «слабым звеном». 

     2. Информационные индексы  думских фракций  парламентских партий

     Деятельность  фракций Государственной Думы дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного  пространства, в котором действуют  думские фракции парламентских  партий (табл.2).

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют  думские фракции парламентских партии (август 2010 г.)

Партия Август 2010 года Июль 2010 года III квартал 2009 года (июль  – сентябрь)
Количество  публикаций Доля (в %) Количество публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
"Единая  Россия" (фракция) 669 54,9 1133 45,7 2184 38,5
КПРФ (фракция) 310 25,4 588 23,8 1530 27
ЛДПР (фракция) 128 10,5 363 14,6 1277 22,5
"Справедливая  Россия" (фракция) 112 9,2 395 15,9 682 12

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Специфика заполнения информационного поля в августе 2010 года для фракционной составляющей парламентских политических сил сводится к существенному укреплению позиций «Единой России» (54,9% против июльских 45,7%) и КПРФ (августовские 25,4% в противовес 23,8% месяцем ранее) и снижению представленности в медиа-потоке депутатов от ЛДПР и «Справедливой России», индексы которых «просели» на 4,1% и 6,7% соответственно.

     Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1), что в значительной степени объясняет природу политических партий и приоритетные направления их деятельности.

График 1

Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций за август 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Графически  представленные данные наглядно индицируют динамику информационного пространства.

     В августе 2010 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» фиксируется существенное преобладание последней (58,5% над 54,9%).

     Подобным  же образом сложилась ситуация и  у «Справедливой России», которая объясняется «сезонными колебаниями» и перерывом в депутатской работе (10,4% над 9,2%).

     Рейтинги же либерал-демократов по обоим рассматриваемым критериям идентичны.

     И лишь у КПРФ отмечено преобладание депутатской деятельности над партийной активностью – 25,4% над 20,6%, что, в свою очередь, объясняется спецификой заполнения информационного пространства, заметным образом влияющей на формирование политических стереотипов граждан, которым свойственно ассоциировать «Единую Россию» с политической партией, активно «помогающей людям», а главную оппозиционную силу – с аппаратом чиновников, стремящихся лишь обеспечить собственное благополучное существование. 

     3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских  партий и их  парламентских фракций

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3) 

Таблица 3

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (август 2010 г.)

Партия Август 2010 года Июль 2010 года III квартал 2009 года (июль  – сентябрь)
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 5693 58,1 6430 55,3 11947 39
Партия  и фракция КПРФ 2080 21,2 2538 21,8 9320 30,4
Партия  и фракция ЛДПР 1026 10,5 1362 11,8 5195 17
Партия  и фракция «Справедливая  Россия» 1003 10,2 1292 11,1 4154 13,6

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  показатели августа 2010 года отражают стабильное доминирование «Единой России» над КПРФ и другими партиями и сохранение небольшого превосходства ЛДПР над «Справедливой Россией».

     Согласно  полученным данным, в сравнении с  предшествующим месяцем августовский суммарный рейтинг «Единой России» вырос на 2,8%, а с III кварталом 2009 года на 19,1% (!).

     Резко негативная динамика в совокупных показателях прослеживается у коммунистов: 21,2% против июльских 21,8% и 30,4% за III квартал 2009 года.

     Меньший масштаб падения претерпели индексы ЛДПР (с 11,8% в июле до 10,5% в августе против 17% III квартала 2009 года) и «Справедливой России» (10,2% против июльских 11,1% и 13,6% за III квартал 2009 года).

     На  гр.3 представлена динамика изменения  доли публикаций о думских партиях  и их парламентских фракциях в  информационном политическом пространстве в июле – августе 2010 года, что обобщает и наглядно демонстрирует выше обозначенные направления трансформации медиа-потока и перегруппировки сил. 

График 3 

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  и их парламентских  фракциях в информационном политическом пространстве в июле ‒ августе 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Некоторые выводы

     На  основе проведённого исследования можно сделать вывод, что по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», продолжившая в августе 2010 года реализацию стратегической линии по укреплению своего лидерства в политической системе общества, что отразилось на существенном росте её информационной активности по всем анализируемым показателям (в среднем – на 4,2%).

     Активное  освещение СМИ деятельности партии власти во многом объяснимо попытками  правящего режима всеми имеющимися ресурсами не допустить резкого падения его авторитета и электоральной поддержки, перспективы которого были открыты полыхавшими над Россией в августе пожарами и осложнением социально-экономической ситуации в связи с засухой и ростом инфляции.

     Последний летний месяц ознаменовался снижением партийных и совокупных и небольшим ростом фракционных информационных показателей КПРФ, что, в целом, в разы ниже уровня медиа-активности данной политической силы III квартала 2009 года.

     Для ЛДПР сократилось пространство информационного поля по всем анализируемым параметрам, а эсеры ощутили небольшой рост, но лишь в партийных рейтингах.

     Оценивая  динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно  отметить следующие его ключевые направления:

  • сохраняются два  информационных полюса в лице «Единой России» и КПРФ;
  • ЛДПР удалось удержать статус «третьей партии» медиа-потока, несмотря на рост новостных сводок, посвящённых её прямому конкуренту – «Справедливой России»;
  • партия власти продолжает эффективно использовать имеющиеся у неё ресурсы для ещё большего доминирования в информационном пространстве: чем больше в обществе критика «Единой России» и существеннее поддержка КПРФ, тем активнее и агрессивнее информационные поводы для постоянного наращивания представленности в СМИ партии парламентского большинства;
  • «властная вертикаль» всё активнее использует информационные ресурсы для формирования политических стереотипов граждан, в соответствии с которыми «Единая Россия» воспринимается как «реальная» партия, «активно помогающая людям», а оппозиция – как чиновничий аппарат, заинтересованный лишь в сохранении приобретённого статуса и личного благосостояния;
  • реализация ФЗ «О гарантиях равенства  парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» не приводит к ограничению информационной монополии правящей партии.
 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.