Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Мониторинг лидерского информационно-политического телевизионного эфира. 1-24 февраля 2008 года

С 1 по 24 февраля 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» на «Первом», «Вести» на РТР, «События» на ТВЦ и др.) вышло всего 697 видесюжетов с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 29 сообщений в день.

Центр исследований политической культуры России
2008-02-26 03:32

Лидерский телеэфир на протяжении исследуемого периода отличался по продолжительности в 16 раз (График 1).

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Максимум приходится на 14-15 февраля. Это обнародование экономической программы Д.А.Медведева на форуме в Красноярске 15 числа и демографическая программа Медведева на форуме матерей в Новосибирске 14-го. Таким образом, телевидение позаботилось о максимально полном информировании населения о предвыборной программе только одного из кандидатов на пост президента РФ.

Последняя неделя характеризуется заметным спадом общей продолжительности политического эфира. Вероятно, в Кремле было решено, что искомый эффект телевизионной обработки общественных мозгов уже достигнут.

 

На графике 2 представлена суммарная структура лидерского политэфира за первые 24 дня месяца.

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

 

В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):

 

Таблица 1

Лидерско-политическое пространство телеэфира, 1-24 февраля 2008 г.

Кандидат в президенты

Количество телесюжетов с упоминанием

Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии»)

Продолжительность освещения деятельности кандидата (мин)

В т.ч.  продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин)

Медведев Д.А.

587

3873,2

540

220

Жириновский В.В.

123

448,2

74

48

Зюганов Г.А.

122

638

60

32

Богданов А.В.

65

287,6

25

10

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Кандидатам в президенты в период с 1 по 24 февраля в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 11 часов 38 минут 32 секунды.

Из них 77,3% было отведено Д.А.Медведеву, 10,6% - В.В.Жириновскому и 3,6% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 8,6% эфира, или 1 час 1 секунда, что в 9 раз меньше, чем Д.А.Медведеву и на четверть меньше, чем Жириновскому.

Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 71,1%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах более 3 часов 40 минут. На втором месте В.В.Жириновский – 15,5%. Г.А.Зюганову досталось 10,3% суммарного синхрона, или 31 мин 54 сек, что в 7 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,5 раза меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Интересна динамика лидерского политического эфира в течение исследуемого периода (График 4).

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Доля Г.А.Зюганова различается между днями более чем в 16 раз. Она максимальна 4 февраля (28% эфира) и 8-10 февраля (24, 27 и 23%). Минимальна – 13, 22 и 15 февраля (по 1,7 и 1,9% эфира).

Взрыв журналистского внимания 4 февраля был обусловлен даже не первой пресс-конференцией агитационного периода избирательной кампании, проведённой кандидатом в президенты Г.А.Зюгановым, а обсуждение того, снимут лидера коммунистов с выборов или не снимут – за использование служебного бланка для телеграммы. Таким образом, эта мелкая техническая ошибка дала значительный информационный повод.

8, 9 и 10 февраля значительная часть времени, посвящённого в новостных передачах Г.А.Зюганову, была отведена под «нарезку» из прошедших накануне дебатов.

10 февраля также был выпущен в эфир довольно продолжительный телесюжет о поездке Г.А.Зюганова в Ульяновск. А 18 февраля внимание журналистов привлекло получение тремя коммунистами государственной награды Кубы.

Повышение доли «преемника» в суммарном лидерском телеэфире 5-7 февраля обусловлено его поездками по стране: Екатеринбург, Якутия, Красноярск.

13-15 февраля преемник излагал свою предвыборную программу по трём направлениям – сельское хозяйство, рождаемость и экономика. Это мероприятие проходило в рамках т.н. «форумов», во время поездок по регионам и занимало в указанные дни по 95% лидерского телеэфира. 22 февраля эфир был занят информацией о неформальном саммите СНГ с участием Д.А.Медведева.

Повышенная доля Жириновского 3 и 10 февраля связана с его пространными монологами в передаче «Парламентский час».

8 и 9 февраля его «всплеск» связан с тем же цитированием дебатов, а также с комментариями к выступлению Путина на Госсовете.

23 и 24 февраля телеканалы активно демонстрировали чуть было не начавшуюся драку Жириновского на дебатах.

 

Если рассматривать динамику лидерского политического эфира за весь период президентской кампании, то вырисовывается следующая картина (График 5):

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Если не брать во внимание первую неделю кампании, когда фамилия преемника была ещё не известна, то доля Д.А.Медведева колеблется в пределах между 70 и 90% эфира. Примечательно повышение внимания к А.В.Богданову во второй половине исследуемого периода. Представленность В.В.Жириновского, напротив, в среднем несколько снижается.

Доля эфира, выделяемого Г.А.Зюганову, падала в течение всего декабря, достигла минимума после Нового года, и начала медленно, но непрерывно расти в январе. В середине февраля она стабилизировалась на отметке 7-8%.

 

А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).

 

 

 

Таблица 2

Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %

и продолжительность освещения их деятельности, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

2,3

249

1,0

108

0,5

54

0,7

27

18,8

1059

0,0

0

Жириновский

5,3

579

17,4

1826

4,5

467

3,0

121

25,4

1430

0,0

0

Зюганов

5,8

631

10,3

1076

3,3

337

5,7

227

23,6

1331

0,0

0

Медведев

86,5

9369

71,3

7477

91,7

9442

90,6

3624

32,2

1816

100,0

662

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил с 1 по 24 февраля на Рен-ТВ и РТР (24 и 10%). Минимальную – на НТВ и ТВЦ (3 и 6%). Телеканал РБК лидера КПРФ игнорировал все двадцать четыре дня.

Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и НТВ. Соответственно здесь он имел 100 и 92% всего информационно-политического телеэфира.

Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и РТР (25 и 17%).

Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 19% эфира.

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Из шести федеральных телеканалов только Рен-ТВ демонстрирует полное равенство кандидатов в президенты, то есть только этот телеканал соблюдает российское избирательное законодательство.

 

Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.

Таблица 3

Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %

и продолжительность синхрона, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

1,8

96

0,5

30

0,0

0

0,0

0

19,2

446

0,0

0

Жириновский

5,4

285

21,3

1170

6,3

247

4,4

66

47,8

1112

0,0

0

Зюганов

6,8

358

10,7

586

4,9

193

7,9

118

28,4

659

0,0

0

Медведев

86,0

4544

67,5

3716

88,8

3494

87,7

1307

4,6

107

100,0

53

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (28 и 11%). Телеканал РБК ТВ за 24 дня не предоставил слова Председателю ЦК КПРФ.

Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов РБК и НТВ (100 и 89%).

В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и РТР (48 и 21%).

Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (19%).

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Суммарная структура лидерского политического эфира за всё время мониторинга (с 1 декабря 2007 года) выглядит следующим образом:

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Руководитель технической службы обозревателей – А.А.Ковалёва

Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов

 

© Центр исследований политической культуры России

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.