Мониторинг лидерского информационно-политического телевизионного эфира. 1-24 февраля 2008 года
С 1 по 24 февраля 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» на «Первом», «Вести» на РТР, «События» на ТВЦ и др.) вышло всего 697 видесюжетов с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 29 сообщений в день.
Лидерский телеэфир на протяжении исследуемого периода отличался по продолжительности в 16 раз (График 1).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимум приходится на 14-15 февраля. Это обнародование экономической программы Д.А.Медведева на форуме в Красноярске 15 числа и демографическая программа Медведева на форуме матерей в Новосибирске 14-го. Таким образом, телевидение позаботилось о максимально полном информировании населения о предвыборной программе только одного из кандидатов на пост президента РФ.
Последняя неделя характеризуется заметным спадом общей продолжительности политического эфира. Вероятно, в Кремле было решено, что искомый эффект телевизионной обработки общественных мозгов уже достигнут.
На графике 2 представлена суммарная структура лидерского политэфира за первые 24 дня месяца.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Лидерско-политическое пространство телеэфира, 1-24 февраля 2008 г.
Кандидат в президенты |
Количество телесюжетов с упоминанием |
Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии») |
Продолжительность освещения деятельности кандидата (мин) |
В т.ч. продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин) |
Медведев Д.А. |
587 |
3873,2 |
540 |
220 |
Жириновский В.В. |
123 |
448,2 |
74 |
48 |
Зюганов Г.А. |
122 |
638 |
60 |
32 |
Богданов А.В. |
65 |
287,6 |
25 |
10 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Кандидатам в президенты в период с 1 по 24 февраля в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 11 часов 38 минут 32 секунды.
Из них 77,3% было отведено Д.А.Медведеву, 10,6% - В.В.Жириновскому и 3,6% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 8,6% эфира, или 1 час 1 секунда, что в 9 раз меньше, чем Д.А.Медведеву и на четверть меньше, чем Жириновскому.
Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 71,1%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах более 3 часов 40 минут. На втором месте В.В.Жириновский – 15,5%. Г.А.Зюганову досталось 10,3% суммарного синхрона, или 31 мин 54 сек, что в 7 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,5 раза меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Интересна динамика лидерского политического эфира в течение исследуемого периода (График 4).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Доля Г.А.Зюганова различается между днями более чем в 16 раз. Она максимальна 4 февраля (28% эфира) и 8-10 февраля (24, 27 и 23%). Минимальна – 13, 22 и 15 февраля (по 1,7 и 1,9% эфира).
Взрыв журналистского внимания 4 февраля был обусловлен даже не первой пресс-конференцией агитационного периода избирательной кампании, проведённой кандидатом в президенты Г.А.Зюгановым, а обсуждение того, снимут лидера коммунистов с выборов или не снимут – за использование служебного бланка для телеграммы. Таким образом, эта мелкая техническая ошибка дала значительный информационный повод.
8, 9 и 10 февраля значительная часть времени, посвящённого в новостных передачах Г.А.Зюганову, была отведена под «нарезку» из прошедших накануне дебатов.
10 февраля также был выпущен в эфир довольно продолжительный телесюжет о поездке Г.А.Зюганова в Ульяновск. А 18 февраля внимание журналистов привлекло получение тремя коммунистами государственной награды Кубы.
Повышение доли «преемника» в суммарном лидерском телеэфире 5-7 февраля обусловлено его поездками по стране: Екатеринбург, Якутия, Красноярск.
13-15 февраля преемник излагал свою предвыборную программу по трём направлениям – сельское хозяйство, рождаемость и экономика. Это мероприятие проходило в рамках т.н. «форумов», во время поездок по регионам и занимало в указанные дни по 95% лидерского телеэфира. 22 февраля эфир был занят информацией о неформальном саммите СНГ с участием Д.А.Медведева.
Повышенная доля Жириновского 3 и 10 февраля связана с его пространными монологами в передаче «Парламентский час».
8 и 9 февраля его «всплеск» связан с тем же цитированием дебатов, а также с комментариями к выступлению Путина на Госсовете.
23 и 24 февраля телеканалы активно демонстрировали чуть было не начавшуюся драку Жириновского на дебатах.
Если рассматривать динамику лидерского политического эфира за весь период президентской кампании, то вырисовывается следующая картина (График 5):
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Если не брать во внимание первую неделю кампании, когда фамилия преемника была ещё не известна, то доля Д.А.Медведева колеблется в пределах между 70 и 90% эфира. Примечательно повышение внимания к А.В.Богданову во второй половине исследуемого периода. Представленность В.В.Жириновского, напротив, в среднем несколько снижается.
Доля эфира, выделяемого Г.А.Зюганову, падала в течение всего декабря, достигла минимума после Нового года, и начала медленно, но непрерывно расти в январе. В середине февраля она стабилизировалась на отметке 7-8%.
А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).
Таблица 2
Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %
и продолжительность освещения их деятельности, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ |
||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
Богданов |
2,3 |
249 |
1,0 |
108 |
0,5 |
54 |
0,7 |
27 |
18,8 |
1059 |
0,0 |
0 |
Жириновский |
5,3 |
579 |
17,4 |
1826 |
4,5 |
467 |
3,0 |
121 |
25,4 |
1430 |
0,0 |
0 |
Зюганов |
5,8 |
631 |
10,3 |
1076 |
3,3 |
337 |
5,7 |
227 |
23,6 |
1331 |
0,0 |
0 |
Медведев |
86,5 |
9369 |
71,3 |
7477 |
91,7 |
9442 |
90,6 |
3624 |
32,2 |
1816 |
100,0 |
662 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил с 1 по 24 февраля на Рен-ТВ и РТР (24 и 10%). Минимальную – на НТВ и ТВЦ (3 и 6%). Телеканал РБК лидера КПРФ игнорировал все двадцать четыре дня.
Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и НТВ. Соответственно здесь он имел 100 и 92% всего информационно-политического телеэфира.
Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и РТР (25 и 17%).
Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 19% эфира.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Из шести федеральных телеканалов только Рен-ТВ демонстрирует полное равенство кандидатов в президенты, то есть только этот телеканал соблюдает российское избирательное законодательство.
Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.
Таблица 3
Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %
и продолжительность синхрона, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ |
||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
Богданов |
1,8 |
96 |
0,5 |
30 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
19,2 |
446 |
0,0 |
0 |
Жириновский |
5,4 |
285 |
21,3 |
1170 |
6,3 |
247 |
4,4 |
66 |
47,8 |
1112 |
0,0 |
0 |
Зюганов |
6,8 |
358 |
10,7 |
586 |
4,9 |
193 |
7,9 |
118 |
28,4 |
659 |
0,0 |
0 |
Медведев |
86,0 |
4544 |
67,5 |
3716 |
88,8 |
3494 |
87,7 |
1307 |
4,6 |
107 |
100,0 |
53 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (28 и 11%). Телеканал РБК ТВ за 24 дня не предоставил слова Председателю ЦК КПРФ.
Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов РБК и НТВ (100 и 89%).
В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и РТР (48 и 21%).
Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (19%).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Суммарная структура лидерского политического эфира за всё время мониторинга (с 1 декабря 2007 года) выглядит следующим образом:
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Руководитель технической службы обозревателей – А.А.Ковалёва
Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов
© Центр исследований политической культуры России