Коммунистическая Партия
Российской Федерации
КПРФ
Официальный интернет-сайт
С 1 по 16 февраля 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» на «Первом», «Вести» на РТР, «События» на ТВЦ и др.) вышло всего 488 видесюжетов с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 30,5 сообщений в день.
Лидерский телеэфир на протяжении исследуемого периода отличался по продолжительности в десять раз (График 1).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимум приходится на 14-15 февраля. Это обнародование экономической программы Д.А.Медведева на форуме в Красноярске 15 числа и демографическая программа Медведева на форуме матерей в Новосибирске 14-го. Таким образом, телевидение позаботилось о максимально полном информировании населения о предвыборной программе только одного из кандидатов на пост президента РФ.
На графике 2 представлена суммарная структура лидерского политэфира за первые шестнадцать дней месяца.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Лидерско-политическое пространство телеэфира, 1-16 февраля 2008 г.
Кандидат в президенты |
Количество телесюжетов с упоминанием |
Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии») |
Продолжительность освещения деятельности кандидата (мин) |
В т.ч. продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин) |
Медведев Д.А. |
419 |
2809,2 |
405 |
174 |
Жириновский В.В. |
92 |
474 |
58 |
39 |
Зюганов Г.А. |
90 |
341,3 |
47 |
24 |
Богданов А.В. |
51 |
201,5 |
20 |
8 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Кандидатам в президенты в первой половине февраля в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 8 часов 49 минут 50 секунд.
Из них 76,5% было отведено Д.А.Медведеву, 10,9% - В.В.Жириновскому и 3,8% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 8,9% эфира, или 47 минут, что в 9 раз меньше, чем Д.А.Медведеву и на четверть меньше, чем Жириновскому.
Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 71%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах почти 3 часа. На втором месте В.В.Жириновский – 16%. Г.А.Зюганову досталось 9,6% суммарного синхрона, или 23 мин 36 сек, что в 7,5 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,7 раз меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Интересна динамика лидерского политического эфира в течение исследуемого периода (График 4).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Доля Г.А.Зюганова различается между днями более чем в 16 раз. Она максимальна 4 февраля (28% эфира) и 8-10 февраля (24, 27 и 23%). Минимальна – 13 и 15 февраля (1,7 и 1,9% эфира).
Взрыв журналистского внимания 4 февраля был обусловлен даже не первой пресс-конференцией агитационного периода избирательной кампании, проведённой кандидатом в президенты Г.А.Зюгановым, а обсуждение того, снимут лидера коммунистов с выборов или не снимут – за использование служебного бланка для телеграммы. Таким образом, эта мелкая техническая ошибка дала значительный информационный повод.
8, 9 и 10 февраля значительная часть времени, посвящённого в новостных передачах Г.А.Зюганову, была отведена под «нарезку» из прошедших накануне дебатов. Телеканалы выпустили в эфир наиболее интересные, на их взгляд, высказывания участников дебатов. При этом тележурналисты стремились всячески подчеркнуть якобы «одинаковость» позиций лидеров КПРФ и ЛДПР, которую усиленно старался продемонстрировать на дебатах В.В.Жириновский. Нарезка высказываний в новостях была выстроена таким образом, чтобы в совокупности представляла собой почти цельный текст, плавно перетекающие из уст Зюганова в уста Жириновского и обратно одни и те же (по форме) идеи.
10 февраля также был выпущен в эфир довольно продолжительный телесюжет о поездке Г.А.Зюганова в Ульяновск.
Повышение доли «преемника» в суммарном лидерском телеэфире 5-7 февраля обусловлено его новыми поездками по стране: Екатеринбург, Якутия, Красноярск... По-видимому, региональные поездки не только определены как приоритетное направление его предвыборной кампании – других содержательных информационных поводов этот кандидат создать просто не может.
13-15 февраля преемник излагал свою предвыборную программу по трём направлениям – сельское хозяйство, рождаемость и экономика. Это мероприятие проходило в рамках т.н. «форумов», во время поездок по регионам и занимало в указанные дни по 95% лидерского телеэфира.
Повышенная доля Жириновского 3 и 10 февраля связана с его пространными монологами в передаче «Парламентский час».
8 и 9 февраля его «всплеск» связан с тем же цитированием дебатов, а также с комментариями к выступлению Путина на Госсовете.
Если рассматривать динамику лидерского политического эфира за весь период президентской кампании, то вырисовывается следующая картина (График 5):
Если не брать во внимание первую неделю кампании, когда фамилия преемника была ещё не известна, то доля Д.А.Медведева колеблется в пределах между 70 и 90% эфира. Примечательно повышение внимания к А.В.Богданову во второй половине исследуемого периода. Представленность В.В.Жириновского, напротив, в среднем несколько снижается.
Доля эфира, выделяемого Г.А.Зюганову, падала в течение всего декабря, достигла минимума после Нового года, и начала медленно, но непрерывно расти с середины января, когда КПРФ активизировала протестные действия по поводу неравного доступа к телеэфиру.
А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).
Таблица 2
Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %
и продолжительность освещения их деятельности, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ |
||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
Богданов |
2,4 |
204 |
1,1 |
88 |
0,4 |
29 |
0,7 |
21 |
20,6 |
855 |
0,0 |
0 |
Жириновский |
4,8 |
405 |
19,6 |
1541 |
5,1 |
416 |
3,9 |
115 |
23,8 |
989 |
0,0 |
0 |
Зюганов |
5,2 |
435 |
9,0 |
708 |
3,3 |
273 |
6,1 |
177 |
29,6 |
1227 |
0,0 |
0 |
Медведев |
87,6 |
7352 |
70,3 |
5519 |
91,2 |
7451 |
89,3 |
2603 |
25,9 |
1076 |
100,0 |
306 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил с 1 по 16 февраля на Рен-ТВ и РТР (30 и 9%). Минимальную – на «Первом» и НТВ (5 и 6%). Телеканал РБК лидера КПРФ проигнорировал.
Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и НТВ. Соответственно здесь он имел 100 и 91% всего информационно-политического телеэфира.
Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и РТР (24 и 20%).
Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 21% эфира.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Из шести федеральных телеканалов только Рен-ТВ демонстрирует полное равенство кандидатов в президенты, то есть только этот телеканал соблюдает российское избирательное законодательство.
Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.
Таблица 3
Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %
и продолжительность синхрона, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ |
||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
Богданов |
1,5 |
61 |
0,7 |
30 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
20,2 |
389 |
0,0 |
0 |
Жириновский |
4,6 |
189 |
25,3 |
1034 |
6,7 |
217 |
5,4 |
66 |
44,2 |
850 |
0,0 |
0 |
Зюганов |
5,2 |
214 |
8,3 |
340 |
4,8 |
155 |
7,4 |
90 |
32,1 |
617 |
0,0 |
0 |
Медведев |
88,8 |
3684 |
65,7 |
2687 |
88,6 |
2883 |
87,2 |
1064 |
3,6 |
69 |
100,0 |
43 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (32 и 8%). Телеканал РБК ТВ за шестнадцать дней не предоставил слова Председателю ЦК КПРФ. Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов РБК и «Первого» (100 и 89%). В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и РТР (44 и 25%). Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (20%).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Руководитель технической службы обозревателей – А.А.Ковалёва
Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов
© Центр исследований политической культуры России