Мониторинг лидерского информационно-политического телевизионного эфира. 1-9 февраля 2008 года
С 1 по 9 февраля 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» на «Первом», «Вести» на РТР, «События» на ТВЦ и др.) вышло всего 247 видесюжетов с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 27 сообщений в день.
Лидерский телеэфир на протяжении декады отличался по продолжительности в пять раз (График 1).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимум приходится на 3 и 7 февраля. Третьего февраля информационных поводов было несколько – это и комментарии Медведева по выборам в Сербии, и его поездка в Волгоград, и выступление преемника на московском экономическом форуме... Седьмого февраля столько же времени было уделено поездке Д.А.Медведева в Хабаровск.
На графике 2 представлена суммарная структура лидерского политэфира за первые девять дней месяца.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Структура лидерского телеэфира за первую треть февраля значительно отличается от январской и почти в точности совпадает с декабрьскими показателями. Если в январе на Д.А.Медведева приходилось 83% эфира, а на Г.А.Зюганова – 6%, то в декабре соотношение было такое: 74% Медведева, 12% Зюганова, 15% Жириновского.
В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Лидерско-политическое пространство телеэфира, 1-9 февраля 2008 г.
Кандидат в президенты |
Количество телесюжетов с упоминанием |
Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии») |
Продолжительность освещения деятельности кандидата (мин) |
В т.ч. продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин) |
Медведев Д.А. |
204 |
1391,6 |
10010 |
4471 |
Жириновский В.В. |
58 |
276,9 |
1918 |
1275 |
Зюганов Г.А. |
60 |
276,7 |
1609 |
798 |
Богданов А.В. |
34 |
139,7 |
931 |
396 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Кандидатам в президенты в первой трети февраля в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 4 часов 1 минута 8 секунд.
Из них 69,2% было отведено Д.А.Медведеву, 13,3% - В.В.Жириновскому и 6,4% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 11,1% эфира, или 26 минут 49 секунд, что в 6,2 раза меньше, чем Д.А.Медведеву и на пятую часть меньше, чем Жириновскому.
Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 64,4%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах более 2 часов 46 мин. На втором месте В.В.Жириновский – 18,4%. Г.А.Зюганову досталось 11,5% суммарного синхрона, или 13 мин 18 сек, что в 5,6 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,6 раз меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Интересна динамика лидерского политического эфира в течение исследуемого периода (График 4).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Доля Г.А.Зюганова различается между днями более чем в 7 раз. Она максимальна 4 февраля (28% эфира), 8 и 9 февраля (24 и 27%). Минимальна – 6 и 7 февраля (по 4% эфира) и 2 февраля (6%).
Взрыв журналистского внимания 4 февраля был обусловлен даже не первой пресс-конференцией агитационного периода избирательной кампании, проведённой кандидатом в президенты Г.А.Зюгановым, а обсуждение того, снимут лидера коммунистов с выборов или не снимут – за использование служебного бланка для телеграммы. Таким образом, эта мелкая техническая ошибка дала значительный информационный повод.
8 и 9 февраля значительная часть времени, посвящённого в новостных передачах Г.А.Зюганову, была отведена под «нарезку» из прошедших накануне дебатов. Телеканалы выпустили в эфир наиболее интересные, на их взгляд, высказывания участников дебатов. При этом тележурналисты стремились всячески подчеркнуть якобы «одинаковость» позиций лидеров КПРФ и ЛДПР, которую усиленно старался продемонстрировать на дебатах В.В.Жириновский. Нарезка высказываний в новостях была выстроена таким образом, чтобы в совокупности представляла собой почти цельный текст, плавно перетекающие из уст Зюганова в уста Жириновского и обратно одни и те же (по форме) идеи.
Повышение доли «преемника» в суммарном лидерском телеэфире 5-7 февраля обусловлено его новыми поездками по стране: Екатеринбург, Якутия, Красноярск... По-видимому, региональные поездки не только определены как приоритетное направление его предвыборной кампании – других содержательных информационных поводов этот кандидат создать просто не может.
Повышенная доля Жириновского 3 февраля связана с его пространными монологами в передаче «Парламентский час» на тему конкурентоспособности промышленности.
8 и 9 февраля его «всплеск» связан с тем же цитированием дебатов, а также с комментариями к выступлению Путина на Госсовете.
А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).
Таблица 2
Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %
и продолжительность освещения их деятельности, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ |
||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
Богданов |
1,5 |
60 |
1,8 |
64 |
0,9 |
27 |
1,4 |
18 |
31,8 |
762 |
0,0 |
0 |
Жириновский |
5,3 |
217 |
26,9 |
935 |
7,6 |
224 |
4,5 |
59 |
20,2 |
483 |
0,0 |
0 |
Зюганов |
5,9 |
242 |
11,4 |
397 |
5,8 |
170 |
10,9 |
144 |
27,4 |
656 |
0,0 |
0 |
Медведев |
87,4 |
3595 |
59,8 |
2077 |
85,7 |
2528 |
83,3 |
1102 |
20,6 |
494 |
100,0 |
214 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил с 1 по 9 февраля на Рен-ТВ и РТР (27 и 11%). Минимальную – на «Первом» и НТВ (по 6%). Телеканал РБК лидера КПРФ проигнорировал.
Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и «Первом» канале. Соответственно здесь он имел 100 и 87% всего информационно-политического телеэфира.
Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на РТР и Рен-ТВ (27 и 20%).
Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 31% эфира.
Из шести федеральных телеканалов только Рен-ТВ демонстрирует практически полное равенство кандидатов в президенты, то есть только этот телеканал соблюдает российское избирательное законодательство.
Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.
Таблица 3
Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %
и продолжительность синхрона, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ |
||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
Богданов |
0,3 |
6 |
1,5 |
30 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
32,0 |
360 |
0,0 |
0 |
Жириновский |
4,4 |
91 |
29,0 |
577 |
11,6 |
135 |
6,5 |
35 |
38,8 |
437 |
0,0 |
0 |
Зюганов |
6,6 |
138 |
9,4 |
188 |
7,8 |
91 |
13,8 |
74 |
27,3 |
307 |
0,0 |
0 |
Медведев |
88,7 |
1847 |
60,1 |
1198 |
80,5 |
935 |
79,7 |
427 |
1,9 |
21 |
100,0 |
43 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и ТВЦ (27 и 14%). Телеканал РБК ТВ за девять дней не предоставили слова Председателю ЦК КПРФ. Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов РБК и «Первого» (100 и 89%). В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и РТР (39 и 29%). Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (32%).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов
© Центр исследований политической культуры России