Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Мониторинг лидерского информационно-политического телевизионного эфира. 1-9 февраля 2008 года

С 1 по 9 февраля 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» на «Первом», «Вести» на РТР, «События» на ТВЦ и др.) вышло всего 247 видесюжетов с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 27 сообщений в день.

Центр исследований политической культуры России
2008-02-11 01:49

Лидерский телеэфир на протяжении декады отличался по продолжительности в пять раз (График 1).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Максимум приходится на 3 и 7 февраля. Третьего февраля информационных поводов было несколько – это и комментарии Медведева по выборам в Сербии, и его поездка в Волгоград, и выступление преемника на московском экономическом форуме... Седьмого февраля столько же времени было уделено поездке Д.А.Медведева в Хабаровск.

На графике 2 представлена суммарная структура лидерского политэфира за первые девять дней месяца.

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Структура лидерского телеэфира за первую треть февраля значительно отличается от январской и почти в точности совпадает с декабрьскими показателями. Если в январе на Д.А.Медведева приходилось 83% эфира, а на Г.А.Зюганова – 6%, то в декабре соотношение было такое: 74% Медведева, 12% Зюганова, 15% Жириновского.

В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Лидерско-политическое пространство телеэфира, 1-9 февраля 2008 г.

Кандидат в президенты

Количество телесюжетов с упоминанием

Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии»)

Продолжительность освещения деятельности кандидата (мин)

В т.ч.  продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин)

Медведев Д.А.

204

1391,6

10010

4471

Жириновский В.В.

58

276,9

1918

1275

Зюганов Г.А.

60

276,7

1609

798

Богданов А.В.

34

139,7

931

396

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Кандидатам в президенты в первой трети февраля в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 4 часов 1 минута 8 секунд.

Из них 69,2% было отведено Д.А.Медведеву, 13,3% - В.В.Жириновскому и 6,4% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 11,1% эфира, или 26 минут 49 секунд, что в 6,2 раза меньше, чем Д.А.Медведеву и на пятую часть меньше, чем Жириновскому.

Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 64,4%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах более 2 часов 46 мин. На втором месте В.В.Жириновский – 18,4%. Г.А.Зюганову досталось 11,5% суммарного синхрона, или 13 мин 18 сек, что в 5,6 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,6 раз меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Интересна динамика лидерского политического эфира в течение исследуемого периода (График 4).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Доля Г.А.Зюганова различается между днями более чем в 7 раз. Она максимальна 4 февраля (28% эфира), 8 и 9 февраля (24 и 27%). Минимальна – 6 и 7 февраля (по 4% эфира) и 2 февраля (6%).

Взрыв журналистского внимания 4 февраля был обусловлен даже не первой пресс-конференцией агитационного периода избирательной кампании, проведённой кандидатом в президенты Г.А.Зюгановым, а обсуждение того, снимут лидера коммунистов с выборов или не снимут – за использование служебного бланка для телеграммы. Таким образом, эта мелкая техническая ошибка дала значительный информационный повод.

8 и 9 февраля значительная часть времени, посвящённого в новостных передачах Г.А.Зюганову, была отведена под «нарезку» из прошедших накануне дебатов. Телеканалы выпустили в эфир наиболее интересные, на их взгляд, высказывания участников дебатов. При этом тележурналисты стремились всячески подчеркнуть якобы «одинаковость» позиций лидеров КПРФ и ЛДПР, которую усиленно старался продемонстрировать на дебатах В.В.Жириновский. Нарезка высказываний в новостях была выстроена таким образом, чтобы в совокупности представляла собой почти цельный текст, плавно перетекающие из уст Зюганова в уста Жириновского и обратно одни и те же (по форме) идеи.

Повышение доли «преемника» в суммарном лидерском телеэфире 5-7 февраля обусловлено его новыми поездками по стране: Екатеринбург, Якутия, Красноярск... По-видимому, региональные поездки не только определены как приоритетное направление его предвыборной кампании – других содержательных информационных поводов этот кандидат создать просто не может.

Повышенная доля Жириновского 3 февраля связана с его пространными монологами в передаче «Парламентский час» на тему конкурентоспособности промышленности.

8 и 9 февраля его «всплеск» связан с тем же цитированием дебатов, а также с комментариями к выступлению Путина на Госсовете.

 

А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).

Таблица 2

Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %

и продолжительность освещения их деятельности, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

1,5

60

1,8

64

0,9

27

1,4

18

31,8

762

0,0

0

Жириновский

5,3

217

26,9

935

7,6

224

4,5

59

20,2

483

0,0

0

Зюганов

5,9

242

11,4

397

5,8

170

10,9

144

27,4

656

0,0

0

Медведев

87,4

3595

59,8

2077

85,7

2528

83,3

1102

20,6

494

100,0

214

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил с 1 по 9 февраля на Рен-ТВ и РТР (27 и 11%). Минимальную – на «Первом» и НТВ (по 6%). Телеканал РБК лидера КПРФ проигнорировал.

Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и «Первом» канале. Соответственно здесь он имел 100 и 87% всего информационно-политического телеэфира.

Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на РТР и Рен-ТВ (27 и 20%).

Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 31% эфира.

Из шести федеральных телеканалов только Рен-ТВ демонстрирует практически полное равенство кандидатов в президенты, то есть только этот телеканал соблюдает российское избирательное законодательство.

 

Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.

Таблица 3

Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %

и продолжительность синхрона, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

0,3

6

1,5

30

0,0

0

0,0

0

32,0

360

0,0

0

Жириновский

4,4

91

29,0

577

11,6

135

6,5

35

38,8

437

0,0

0

Зюганов

6,6

138

9,4

188

7,8

91

13,8

74

27,3

307

0,0

0

Медведев

88,7

1847

60,1

1198

80,5

935

79,7

427

1,9

21

100,0

43

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и ТВЦ (27 и 14%). Телеканал РБК ТВ за девять дней не предоставили слова Председателю ЦК КПРФ. Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов РБК и «Первого» (100 и 89%). В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и РТР (39 и 29%). Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (32%).

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

 

Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов

 

© Центр исследований политической культуры России

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.