Мониторинг лидерского информационно-политического телевизионного эфира. Январь 2008 года
Январский телемониторинг ЦИПКР посвящён представленности на федеральных каналах («Первом», РТР, НТВ, ТВЦ, РенТВ и РБК ТВ) информации о четырёх кандидатах в президенты РФ - Г.А.Зюганове, Д.А.Медведеве, В.В.Жириновском и А.В.Богданове.
В январе 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах («Новости», «Время» на «Первом», «Вести» на РТР, «События» на ТВЦ и др.) вышло всего 618 видесюжетов с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 20 сообщений в день. Это в 1,5 раза меньше, чем в декабре о шести кандидатах в президенты (включая ныне выбывших из гонки Касьянова и Немцова).
Лидерский телеэфир значительно отличался по продолжительности на протяжении месяца (График 1). Первые четыре дня нового года политические темы федеральными телеканалами не затрагивались. С 5 по 7 января появились первые упоминания о Медведеве, прежде всего в контексте Рождества.
Начиная с первого рабочего дня, наблюдается стремительное наращивание объёмов лидерского политического эфира, максимум которого за исследуемый период приходится на 11 января. Наиболее интересно то, что никаких знаковых событий в этот день не произошло, и почти час эфирного времени был посвящён рядовой рабочей поездке Д.А.Медведева в Мурманск.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
После локального минимума, приходящегося на 12 января, начинается новый рост объёмов лидерского информационно-политического эфира. Так, 16 января прошло четыре десятка сообщений с упоминаниями о кандидатах в президенты, среди которых о завершении приёма документов на регистрацию в ЦИКе (то есть о всех кандидатах) – примерно столько же, сколько об одной рабочей поездке Медведева в Тюмень.
Информационным поводом для всплеска 17 января стали два события: визит Медведева в Челябинск и его участие в болгарской поездке Путина.
Конец месяца характеризуется повышенным средним объёмом лидерского телеэфира, на фоне которого выделяются две даты: 22 и 24 января. Это выступление Медведева на общероссийском гражданском форуме и визит Медведева в Воронеж. Последний пик приходится на 29 января, когда Медведев посетил сразу два мероприятия – съезд Ассоциации юристов России и заседание Генсовета ФНПР.
Вообще, в январе лидерский телеэфир можно в полной мере назвать «медведевским» телеэфиром – остальные кандидаты на высший государственный пост появлялись на телеэкране лишь эпизодически (График 2).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Соответственно, и все информационные «вспышки» касались только личности преемника. Причём, как показывает мониторинг, наиболее распространённой темой при освещении предвыборной кампании Д.А.Медведева являются его поездки в различные регионы РФ. Медведеву создаётся имидж активного политика, близкого к народу, который не ограничивает свою деятельность пределами МКАД.
По сравнению с декабрём, доля Медведева в суммарной продолжительности телеэфира, предоставленного четырём кандидатам в президенты, увеличилась на 10 процентных пунктов. Доля Зюганова сократилась на 5 процентных пунктов, или почти в два раза (с 11 до 6%). Доля Жириновского упала на 8 процентных пунктов, то есть более чем в два раза, а Богданова – выросла в 14 раз.
В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Лидерско-политическое пространство телеэфира, январь 2008 г.
Кандидат в президенты |
Количество телесюжетов с упоминанием |
Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии») |
Продолжительность освещения деятельности кандидата (мин) |
В т.ч. продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (мин) |
Медведев Д.А. |
530 |
3315,00 |
533 |
192 |
Жириновский В.В. |
143 |
610,65 |
43 |
20 |
Зюганов Г.А. |
118 |
491,65 |
36 |
12 |
Богданов А.В. |
96 |
532,8 |
29 |
4 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Кандидатам в президенты в январе в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 10 часов 41 минуту 37 секунд.
Из них 83,1% было отведено Д.А.Медведеву, 6,8% - В.В.Жириновскому и 4,5% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 5,6% эфира, или 36 минут, что в 15 раз меньше, чем Д.А.Медведеву и на пятую часть меньше, чем Жириновскому.
Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 84,1%, т.е. заявления этого кандидата звучали на анализируемых телеканалах более 3 часов 12 мин. На втором месте В.В.Жириновский – 8,9%. Г.А.Зюганову досталось 5,2% суммарного синхрона, или 11 мин 50 сек, что в 16 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 1,7 раз меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Интересна динамика лидерского политического эфира в течение месяца (График 4).
Ярко выражено нарастание доли «других» кандидатов от начала к концу месяца. Если в первой декаде Медведев занимал практически 100% телеэфира, то в последнюю декаду его доля сократилась до 60-70%, а 28 января – до 25%.
Резко отличается освещение деятельности Г.А.Зюганова в период с 5 по 22 и 23-31 января. Если до 22 января средняя доля эфира, посвящённого Г.А.Зюганову, составляла 1,4%, а максимальная не превышала 5%, то 23-28 января среднесуточная доля достигла 18,8%, а максимальная – 28 января – 27%. Такое радикальное изменение, видимо, связано с тем, что представители КПРФ активно привлекали общественное мнение к проблеме вопиющего неравенства кандидатов в телеэфире, грубым нарушениям принципа равного доступа кандидатов в телеэфиру. Очевидно, что такая мобилизация общественного мнения сыграла некоторую роль и федеральные телеканалы стали «замечать» информационные поводы, связанные с Г.А.Зюгановым, которые до этого игнорировали (например, от пресс-конференции на «Эхо Москвы» 4 января и заканчивая рабочей поездкой в Коломну и акциями профсоюзных организаций в поддержку кандидата в президенты Зюганова 18 января).
Правда, в последние три дня месяца ситуация вернулась к состоянию, характерному для начала месяца – доля Г.А.Зюганова упала в среднем до 3,8%.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Основными информационными поводами, нашедшими наибольшее отражение на телеканалах, стали (по убыванию продолжительности освещения): поездка Г.А.Зюганова в Китай; митинг КПРФ против роста цен; антиНАТОвские заявления Г.А.Зюганова перед лидерами СКП-КПСС.
Что касается 28 января, то в этот необычный день практически весь лидерский политический эфир занимали сообщения из ЦИК, в которых перечислялись окончательно утвердившиеся кандидаты в президенты. Это предопределило примерное равенство четырёх претендентов на Кремль в лидерском эфире 28 декабря.
Если говорить об остальных двух участниках президентской гонки, В.В.Жириновском и А.В.Богданове, то на них приходится ряд информационных всплесков в течение месяца.
Максимальную долю эфира получил Жириновский 11 и 20 января, когда цитировались его заявления с заседания Госдумы. Тот же информационный повод – думские дебаты – дал повышение доли лидера ЛДПР в телеэфире 16 января. 30 января лидер ЛДПР привлёк внимание тележурналистов посещением женской исправительной колонии.
Лидера Демократической партии тележурналисты вспоминали в течение месяца три раза – когда заканчивался приём документов кандидатов в президенты в ЦИКе, когда Богданова, в отличие от Касьянова, всё-таки зарегистрировали, и когда стало окончательно, что его фамилия будет в избирательном бюллетене, в алфавитном порядке. Больше никаких информационных поводов этот политик создать оказался не в состоянии, несмотря на явно благосклонное отношение к нему со стороны федерального телевидения.
А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).
Таблица 2
Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %
и продолжительность освещения их деятельности, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ |
||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
Богданов |
2,6 |
290 |
3,3 |
288 |
3,7 |
284 |
0,7 |
43 |
24,7 |
775 |
3,4 |
50 |
Жириновский |
3,4 |
374 |
8,4 |
736 |
2,7 |
203 |
12,1 |
783 |
15,5 |
487 |
1,2 |
18 |
Зюганов |
3,6 |
394 |
10,7 |
942 |
2,2 |
171 |
1,0 |
67 |
16,2 |
510 |
5,1 |
76 |
Медведев |
90,3 |
9904 |
77,7 |
6834 |
91,4 |
6982 |
86,2 |
5572 |
43,6 |
1368 |
90,3 |
1346 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил в январе на Рен-ТВ и РТР (16 и 11%). Минимальную – на ТВЦ и НТВ (1 и 2%).
Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на НТВ и «Первом» канале. Соответственно здесь он имел 91 и 90% всего информационно-политического телеэфира.
Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и ТВЦ (16 и 12%).
Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 25% эфира.
Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.
Таблица 3
Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %
и продолжительность синхрона, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ |
||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
Богданов |
0,6 |
31 |
0,7 |
25 |
0,4 |
9 |
0,0 |
0 |
26,0 |
190 |
0,0 |
0 |
Жириновский |
2,8 |
134 |
8,0 |
297 |
3,0 |
73 |
23,3 |
439 |
37,7 |
276 |
0,0 |
0 |
Зюганов |
2,9 |
140 |
11,2 |
418 |
1,7 |
42 |
0,0 |
0 |
15,0 |
110 |
0,0 |
0 |
Медведев |
93,7 |
4501 |
80,2 |
2991 |
94,9 |
2302 |
76,7 |
1449 |
21,3 |
156 |
100,0 |
125 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (15 и 11%). Телеканалы ТВЦ и РБК ТВ за весь месяц не предоставили слова Председателю ЦК КПРФ. Д.А.Медведев «оккупировал» эфир прежде всего телеканалов РБК и НТВ (100 и 95%). В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и ТВЦ (38 и 23%). Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (26%).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов
© Центр исследований политической культуры России