Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Мониторинг телевизионного эфира за 1-25 января 2008 года

К настоящему времени окончательно определились имена тех, кто будет включён в избирательный бюллетень 2 марта 2008 года. Январский телемониторинг ЦИПКР посвящён представленности на федеральных каналах («Первом», РТР, НТВ, ТВЦ, РенТВ и РБК ТВ) информации о четырёх кандидатах в президенты РФ - Г.А.Зюганове, Д.А.Медведеве, В.В.Жириновском и А.В.Богданове.

Центр исследований политической культуры России
2008-01-28 08:07

В период с 1 по 25 января 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах вышло всего 423 сообщения с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 17 сообщений в день. Это в 1,8 раз меньше, чем в декабре, что связано прежде всего с т.н. «пьяной неделей», на протяжении которой телеэфир имел преимущественно неполитический характер. Однако, несмотря на праздничные дни, среднесуточное число новостей о кандидатах в президенты незначительно уступало ежедневному количеству сообщений с упоминанием хотя бы одной из 11 партий, участвовавших в думской избирательной кампании, в ноябре месяце.

Лидерский телеэфир значительно отличался по продолжительности на протяжении двадцатипятидневного периода (График 1). Первые четыре дня нового года политические темы федеральными телеканалами не затрагивались. С 5 по 7 января появились первые упоминания о Медведеве, прежде всего в контексте Рождества.

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Начиная с первого рабочего дня наблюдается стремительное наращивание объёмов лидерского политического эфира, максимум которого за исследуемый период приходится на 11 января. Наиболее интересно то, что никаких знаковых событий в этот день не произошло, и почти час эфирного времени был посвящён рядовой рабочей поездке Д.А.Медведева в Мурманск.

После локального минимума, приходящегося на 12 января, начинается новый рост объёмов политического эфира. Так, 16 января прошло четыре десятка сообщений с упоминаниями о кандидатах в президенты, среди которых о завершении приёма документов на регистрацию в ЦИКе (то есть о всех кандидатах) – примерно столько же, сколько об одной рабочей поездке Медведева в Тюмень.

Информационным поводом для всплеска 17 января стали два события: визит Медведева в Челябинск и его участие в болгарской поездке Путина.

Конец месяца характеризуется повышенным средним объёмом лидерского телеэфира, на фоне которого выделяются две даты: 22 и 24 января. Это выступление Медведева на общероссийском гражданском форуме и визит Медведева в Воронеж.

Вообще, в январе лидерский телеэфир можно в полной мере назвать «медведевским» телеэфиром – остальные кандидаты на высший государственный пост появлялись на телеэкране лишь эпизодически (График 2).

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Соответственно, и все информационные «вспышки» касались только личности преемника. Причём, как показывает мониторинг, наиболее распространённой темой при освещении предвыборной кампании Д.А.Медведева являются его поездки в различные регионы РФ. Медведеву создаётся имидж активного политика, близкого к народу. Хотя с каждой поездкой всё труднее представлять деятельность Медведева – объективно сюжетные ходы и информационные поводы в такого рода визитах весьма ограничены. Уже с визита в Воронеж Медведева идут сплошные повторы информации

В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Лидерско-политическое пространство телеэфира за 1-25 января 2008 г.

Кандидат в президенты

Количество телесюжетов с упоминанием

Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии»)

Продолжительность освещения деятельности кандидата (сек)

В т.ч.  продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (сек)

Медведев Д.А.

392

2325,6

24468

8852

Жириновский В.В.

85

208,65

1613

830

Богданов А.В.

60

336,3

1244

167

Зюганов Г.А.

68

205,25

1244

402

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Кандидатам в президенты с 1 по 25 января в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 7 часов 56 минут 9 секунд.

Из них 85,6% было отведено Д.А.Медведеву, 5,6% - В.В.Жириновскому и 4,4% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 4,4% эфира, или 20 мин 44 сек, что в 20 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, на четверть меньше, чем Жириновскому и ровно столько же, сколько Богданову.

Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 86,4%. На втором месте В.В.Жириновский – 8,1%. Г.А.Зюганову досталось 3,9% суммарного синхрона, или 6 мин 42 сек, что в 22 раза меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 2,1 раза меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Интересна динамика лидерского политического эфира на протяжении первых двадцати пяти дней января (График 4).

Ярко выражено нарастание доли «других» кандидатов от начала к концу месяца. Если в первой декаде Медведев занимал практически 100% телеэфира, то в последние три дня его доля сократилась до 70-75%.

Резко отличается освещение деятельности Г.А.Зюганова в период с 5 по 22 и 23-25 января. Если до 22 января средняя доля эфира, посвящённого Г.А.Зюганову, составляла 1,4%, а максимальная не превышала 5%, то 23-25 января среднесуточная доля достигла 17,7%, а максимальная – 25 января – 25%. Такое радикальное изменение, видимо, связано с тем, что представители КПРФ резко активизировали давление на ЦИК, прокуратуру, телеканалы в связи с обострением проблемы равного доступа кандидатов в телеэфиру. Очевидно, что такая мобилизация общественного мнения сыграла некоторую роль и федеральные телеканалы стали «замчеать» информационные поводы, связанные с Г.А.Зюгановым, которые до этого игнорировали (например, от пресс-конференции на «Эхо Москвы» 4 января и заканчивая рабочей поездкой в Коломну и акциями профсоюзных организаций в поддержку кандидата в президенты Зюганова 18 января).

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Что касается остальных двух участников президентской гонки, В.В.Жириновского и А.В.Богданова, то на них приходится ряд информационных всплесков в течение месяца.

Максимальную долю эфира получил Жириновский 11 и 20 января, когда цитировались его заявления с заседания Госдумы. Тот же информационный повод – думские дебаты – дал повышение доли лидера ЛДПР в телеэфире 16 января.

Лидера Демократической партии тележурналисты вспоминали в течение 25 дней января два раза – когда заканчивался приём документов кандидатов в президенты в ЦИКе, и когда Богданова, в отличие от Касьянова, всё-таки зарегистрировали. Больше никаких информационных поводов этот политик создать оказался не в состоянии, несмотря на явно благосклонное отношение к нему со стороны федерального телевидения.

А теперь рассмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).

Таблица 2

Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %

и продолжительность освещения их деятельности, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

2,5

226

2,8

180

4,62

234

0,57

30

26,7

541

5,3

33

Жириновский

1,9

171

4,5

294

3,2

163

13,8

727

12,4

252

1,0

6

Зюганов

3,9

352

7,3

469

1,4

72

0,4

21

15,0

304

4,2

26

Медведев

91,8

8378

85,4

5524

90,7

4597

85,2

4487

45,9

930

89,5

552

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил с 1 по 25 января на Рен-ТВ и РТР (15 и 7%). Минимальную – на ТВЦ и НТВ (0,4 и 1,4%).

Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на «Первом» канале и НТВ. Соответственно здесь он имел 92 и 91% всего информационно-политического телеэфира.

Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на ТВЦ и Рен-ТВ (14 и 12%).

Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 27% эфира.

 

Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.

Таблица 3

Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %

и продолжительность синхрона, секунд

телеканал/

кандидат

«Первый»

РТР

НТВ

ТВЦ

Рен-ТВ

РБК-ТВ

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

%

сек

Богданов

0,3

10

0,9

25

0,6

9

0,0

0

29,0

123

0,0

0

Жириновский

2,0

78

4,9

138

3,6

52

27,1

414

34,9

148

0,0

0

Зюганов

3,3

130

8,9

250

0,0

0

0,0

0

5,2

22

0,0

0

Медведев

94,5

3750

85,3

2390

95,8

1395

72,9

1111

30,9

131

100,0

75

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на РТР и Рен-ТВ (9 и 5%). Телеканалы НТВ, ТВЦ и РБК ТВ за все 25 дней не предоставили слова Председателю ЦК КПРФ. Д.А.Медведев оккупировал эфир прежде всего телеканалов РБК и НТВ (100 и 96%). В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и ТВЦ (35 и 27%). Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (29%).

 

Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

 

 

Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов

 

© Центр исследований политической культуры России

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.