Президентская кампания на ТВ. Мониторинг лидерского телеэфира за первую половину декабря 2007 года
За первую половину декабря (1 – 15 декабря) на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах вышло всего 621 сообщение с упоминанием о шести кандидатах в президенты, то есть в среднем 41 сообщение в день. Представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Лидерско-политическое пространство телеэфира за 1-7 дек.
Кандидат в президенты |
Количество телесюжетов с упоминанием |
Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии») |
Продолжительность освещения деятельности кандидата (сек) |
В т.ч. продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (сек) |
Медведев Д.А. |
338 |
6108,25 |
19847 |
4434 |
Жириновский В.В. |
126 |
857,55 |
6571 |
3855 |
Зюганов Г.А. |
99 |
784,3 |
5587 |
1579 |
Немцов Б.Е. |
32 |
7,45 |
782 |
137 |
Касьянов М.М. |
19 |
81,35 |
584 |
88 |
Богданов А.В. |
7 |
3,25 |
54 |
12 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Кандидатам в президенты в первую половину декабря в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 9 часов 17 мин 5 сек.
Из них 59,4% было отведено Д.А.Медведеву, 19,7% - В.В.Жириновскому, 2,3% - Б.Е.Немцову, 1,7% - М.М.Касьянову и 0,2% - А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 16,7% эфира, или 1 час 33 мин 7 сек, что в 3,6 раза меньше, чем Д.А.Медведеву.
Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то эфир также «оккупировал» Д.А.Медведев (43,9%). На втором месте В.В.Жириновский – 38,1%. Г.А.Зюганову досталось 15,6% суммарного синхрона, или 26 мин 19 сек, что в 2,8 раза меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 2,5 раза меньше, чем В.В.Жириновскому (График 2).
Структура лидерского политического эфира на протяжении двух претерпевала значительные изменения (График 3):
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В первые послевыборные три дня Г.А.Зюганов и В.В.Жириновский привлекали внимание СМИ как лидеры партий, вошедших в Госдуму. Поэтому их доля в лидерском политэфире была велика (до 61% для В.В.Жириновского и до 39% для Г.А.Зюганова). Всего через пару дней тема парламентских выборов начала себя исчерпывать, в результате чего резко увеличилась представленность на телеэкранах тогда ещё потенциального преемника: пятого декабря весь день говорили о посещении Медведевым еврейской общины (83% эфира).
Впрочем, до выдвижения Медведева в «преемники» структура телеэфира впервые за многие месяцы практически полностью определялась действительно наличием информационных поводов. Так, выдвинувшиеся в президенты Немцов и Касьянов получили 8 декабря свои 22 и 41 процент эфира соответственно. О Медведеве в этот день было всего 9 секунд информации. Увеличилась в эти дни и доля эфира, предоставленного Г.А.Зюганову. Однако увеличилась не абсолютная, а относительная величина телевизионной представленности: не столько за счёт повышения продолжительности освещения его деятельности, сколько в основном за счёт «затишья» в пиаре Медведева, о котором три дня до его выдвижения почти ничего не говорилось.
10 декабря стало переломной точкой в распределении эфира между кандидатами. Доля преемника взметнулась до 98% и держалась на этой отметке три дня, пока 13-го числа не прошёл съезд ЛДПР, оккупировавший на двое суток политическое информпространство. Жириновскому в день съезда его партии перепало 56% лидерского телеэфира.
Наконец, Съезд КПРФ, прошедший 15 декабря, позволил Г.А.Зюганову отвоевать в этот день 62% времени, отведённого на телевидении кандидатам в президенты.
Таким образом, мы имеем в первой половине декабря три «волны» оккупации эфира преемником: «день тишины» перед выборами со скрытой и не очень рекламой «Единой России»; посещение еврейской общины Медведевым на фоне почти полного отсутствия информации о других политических лидерах; выдвижение Медведева в «преемники». Три волны экспансии В.В.Жириновского: прохождение ЛДПР в Думу; участие Жириноского в передаче «Народ хочет знать» (дало значительную продолжительность синхрона); съезд ЛДПР. Три волны прорыва Г.А.Зюганова в телеинформпространство: второе место в парламенте; решение Г.А.Зюганова участвовать в президентской гонке (35% эфира 9 декрабря); съезд КПРФ.
Немцов резко увеличивал своё присутствие на экранах граждан первый раз благодаря тому, что Чуров посчитал нужным ответить на его заявление о вбросе, и второй раз – в день «максимального плюрализма», 8 декабря, когда «оранжевый» Касьянов получил две пятых федерального телеэфира, и даже А.В.Богданову досталось 6%.
А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).
Таблица 2
Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %
и продолжительность освещения их деятельности, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ | ||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек | |
Богданов |
0,2 |
16 |
0,0 |
0 |
0,3 |
26 |
0,3 |
12 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
Жириновский |
14,7 |
1398 |
24,2 |
1498 |
17,4 |
1498 |
39,4 |
1716 |
11,4 |
386 |
5,3 |
75 |
Зюганов |
19,1 |
1809 |
17,1 |
1060 |
23,8 |
2049 |
4,8 |
209 |
13,3 |
449 |
0,8 |
11 |
Касьянов |
0,0 |
0 |
0,2 |
14 |
0,5 |
47 |
0,3 |
12 |
14,6 |
495 |
1,1 |
16 |
Медведев |
65,5 |
6222 |
57,3 |
3543 |
55,3 |
4758 |
55,0 |
2395 |
51,0 |
1722 |
85,3 |
1207 |
Немцов |
0,5 |
48 |
1,1 |
68 |
2,6 |
221 |
0,3 |
12 |
9,7 |
327 |
7,5 |
106 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил с 1 по 15 декабря на НТВ и «Первом» канале (24 и 19%). Минимальную – на РБК и ТВЦ (1 и 5%).
Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на РБК и «Первом» канале. Соответственно здесь он имел 85 и 67% всего информационно-политического телеэфира.
Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на ТВЦ и РТР (39 и 24%).
Немцова в первой половине декабря чаще показывали на Рен-ТВ и РБК (10 и 8%), а Касьянова – на Рен-ТВ (15%).
Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.
Таблица 3
Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %
и продолжительность синхрона, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ | ||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек | |
Богданов |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,6 |
12 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
Жириновский |
25,8 |
734 |
37,1 |
921 |
32,1 |
667 |
64,7 |
1291 |
33,4 |
226 |
44,4 |
16 |
Зюганов |
16,9 |
480 |
25,0 |
619 |
7,4 |
154 |
7,9 |
157 |
25,0 |
169 |
0,0 |
0 |
Касьянов |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
13,0 |
88 |
0,0 |
0 |
Медведев |
57,3 |
1629 |
37,9 |
940 |
60,4 |
1254 |
26,8 |
534 |
8,4 |
57 |
55,6 |
20 |
Немцов |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
20,2 |
137 |
0,0 |
0 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на Рен-ТВ и РТР (по 25%). Телеканал РБК слово Председателю ЦК КПРФ не предоставил. Д.А.Медведев преобладал в наибольшей степени на НТВ и «Первом» канале (60 и 57%). В.В.Жириновский – на ТВЦ и РБК (65 и 44%), Единственным телеканалом, предоставившим слово Б.Е.Немцову и М.М.Касьянову, оказался Рен-ТВ (27 и 8% соответственно).
Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов
© Центр исследований политической культуры России