Мониторинг телевизионного эфира за ноябрь
Три месяца Центр исследований политической культуры России вёл мониторинг информационного телеэфира ведущих федеральных каналов. Ежедневно записывались и анализировались все новостные выпуски и информационно-аналитические передачи шести каналов - «Первого», РТР, НТВ, ТВЦ, Рен-ТВ, РБК-ТВ. Эксперты ЦИПКР проводили контент-анализ каждого новостного сюжета, определяя, сколько эфирного времени рассказывали телеканалы о деятельности той или иной партии, сколько длилась прямая речь того или иного политика, сколько продолжался пересказ ведущими и корреспондентами позиции каждого политического субъекта. Исследование реальной информационной картины дня на ТВ размещалось на официальном сайте партии (KPRF.RU) и на сайте ЦИПКР (CIPKR.RU).
С 1 ноября Центр исследований политической культуры России ведёт анализ представленности в информационных выпусках ТВ не только четырёх думских партий, но и всех остальных партий-участниц выборной кампании. Расширение объектов мониторинга не изменило общей картины тотального доминирования в информационном пространстве «Единой России». Если с момента старта предвыборной кампании 2 сентября до 31 октября доля информационного телеэфира, занятого «Единой Россией» в общем объеме представленности четырёх думских партий составила 61,1 процента (ЛДПР – 15,1, «СР» - 12,2, КПРФ – 11,6), то мониторинг по 11 партиям за ноябрь выявил долю «ЕР» в 63,2 процента. Даже с учетом телевизионной активности не только четырех думских партий, но и ещё семи других участников выборной кампании, доля «Единой России» не уменьшилась: эта партия занимает почти две трети объёма информационного-политического телепространства.
В ноябрьский мониторинг ЦИПКР не включаются агитационные телеролики партий и время теледебатов. Здесь телеприсутствие партий определено жеребъёвкой ЦИК РФ, а также финансовыми возможностями партий, закупающих платный эфир.
За ноябрь на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитичсеких программах вышло всего 772 сообщения о деятельности 11 партий, участвующих в думской избирательной кампании, то есть в среднем 26 сообщений в день. Представленность деятельности политических партий на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Партийно-политическое пространство телеэфира за ноябрь.
Партия |
Количество телесюжетов с упоминанием |
Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии») |
Продолжительность освещения деятельности партии (сек) |
В т.ч. продолжительность «синхрона» (прямой речи) представителей партии (сек) |
«ЕР» |
546 |
2375,415 |
53710 |
29276 |
«СР» |
166 |
250,285 |
7998 |
4495 |
КПРФ |
187 |
671,86 |
5769 |
2570 |
СПС |
111 |
-228,695 |
5312 |
1593 |
ЛДПР |
162 |
658,355 |
5310 |
3770 |
«Яблоко» |
81 |
160,65 |
2374 |
1345 |
«ПР» |
65 |
144,55 |
2345 |
1379 |
«ДПР» |
28 |
57,6 |
992 |
514 |
«ГС» |
24 |
48,8 |
720 |
461 |
«ПСС» |
19 |
29,8 |
295 |
126 |
«АПР» |
16 |
18,8 |
186 |
57 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Политическим партиям в первую половину ноября в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 23 часа 36 мин 51 сек.
Из них 63,2% было отведено «Единой России», 9,4% - «Справедливой России», по 6,2% - СПС и ЛДПР, по 2,8% -«Яблоку» и «Патриотам России», 1,2% - Демократической партии России, 0,8% - «Гражданской силе», 0,3% - Партии социальной справедливости и 0,2% - Аграрной партии России. Компартии досталось 6,8% эфира, или 1 час 36 мин 9 сек, что в 9 раз меньше, чем «Единой России», и в 1,4 раза меньше, чем «Справедливой».
Что касается синхрона (прямой речи) представителей партий, то эфир также «оккупировали» члены партии «Единая Россия» (64,2%). На втором месте «СР» – 9,9%. Далее следует ЛДПР – 8,3%. Представители КПРФ получили только 5,6% суммарной продолжительности прямой речи политиков на телеэкранах.
Структура партийного эфира на протяжении месяца не оставалась неизменной. На Графике 2 представлена динамика по трёхдневным отрезкам:
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Представляет интерес и динамика структуры эфира за весь период избирательной кампании (График 3):
Из графика видно, что после съезда «Единой России» доля этой партии на телеэкранах резко увеличилась – с 38% в предсъездовскую неделю до 88% в послесъездовскую. Доля КПРФ, напротив, резко обвалилась в послесъездовский период (с 28% до 3%). В последующий период Компартия медленно набирала вес в телеэфире, следующий максимум пришёлся на празднование 90-летия Октябрьской революции (13%), за которым последовал новый спад.
А теперь посмотрим, какая доля информации о деятельности партий в новостях различных каналов (Таблица 2).
Таблица 2
Доля партии в суммарном партийном эфире данного канала, %
и продолжительность освещения деятельности партий, секунд
телеканал/ партия |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ |
||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
«АПР» |
0,7 |
126 |
0,2 |
38 |
0,0 |
4 |
0,1 |
18 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
«ГС» |
0,6 |
106 |
1,2 |
282 |
1,0 |
132 |
1,3 |
192 |
0,1 |
8 |
0,0 |
0 |
«ДПР» |
1,1 |
216 |
0,7 |
150 |
4,4 |
588 |
0,0 |
0 |
0,3 |
38 |
0,0 |
0 |
КПРФ |
7,2 |
1373 |
7,9 |
1814 |
4,8 |
645 |
5,2 |
762 |
7,8 |
1129 |
7,1 |
56 |
СПС |
3,0 |
577 |
2,9 |
659 |
2,0 |
261 |
12,6 |
1827 |
13,3 |
1919 |
7,5 |
59 |
«ПСС» |
0,3 |
60 |
0,3 |
70 |
0,0 |
2 |
1,1 |
155 |
0,0 |
2 |
0,8 |
6 |
ЛДПР |
5,4 |
1024 |
5,1 |
1168 |
10,2 |
1364 |
5,9 |
856 |
5,9 |
850 |
6,1 |
48 |
«СР» |
5,6 |
1055 |
5,2 |
1190 |
6,1 |
815 |
12,7 |
1839 |
21,4 |
3094 |
0,6 |
5 |
«ПР» |
3,0 |
570 |
1,5 |
336 |
0,3 |
46 |
3,2 |
466 |
6,4 |
921 |
0,8 |
6 |
«ЕР» |
69,4 |
13177 |
71,8 |
16444 |
69,5 |
9292 |
56,7 |
8239 |
41,2 |
5949 |
77,2 |
609 |
«Яблоко» |
3,7 |
696 |
3,3 |
753 |
1,6 |
216 |
1,2 |
180 |
3,7 |
530 |
0,0 |
0 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
КПРФ. Максимальную долю эфирного времени КПРФ получила в ноябре на РТР и Рен-ТВ (по 8%). Минимальную – на НТВ и ТВЦ (по 5%).
«Единая Россия». Режим наибольшего благоприятствования «ЕР» получила на РБК-ТВ и РТР. Соответственно здесь эта партия имела 77 и 72% всего информационно-политического телеэфира.
«Справедливая Россия». Деятельность этой партии наиболее активно освещалась на Рен-ТВ и ТВЦ (21 и 13%).
ЛДПР в ноябре чаще показывали на НТВ и РБК-ТВ (10 и 6%).
Максимальную долю эфирного времени получили СПС, «Патриоты России» и «Яблоко»- на Рен-ТВ (13, 6 и 4%), Демократическая партия России – на НТВ (4%), «Гражданская сила» и Партия социальной справедливости – на ТВЦ (1,3 и 1,1%), Аграрная партия - на «Первом» (0,7%).
Удельный вес прямой речи представителей партий в эфире телеканалов представлен в табл.3.
Таблица 3
Удельный вес прямой речи представителей партий в эфире телеканалов, %
и продолжительность синхрона, секунд
телеканал/ партия |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
|||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
«АПР» |
0,4 |
43 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,2 |
14 |
0,0 |
0 |
«ГС» |
0,6 |
61 |
1,1 |
159 |
1,8 |
116 |
1,8 |
124 |
0,0 |
0 |
«ДПР» |
1,0 |
102 |
0,0 |
5 |
6,2 |
398 |
0,0 |
0 |
0,2 |
9 |
КПРФ |
5,5 |
583 |
7,4 |
1087 |
2,0 |
131 |
2,6 |
178 |
9,9 |
564 |
СПС |
1,2 |
124 |
1,6 |
239 |
0,1 |
4 |
4,5 |
309 |
16,2 |
917 |
«ПСС» |
0,3 |
28 |
0,1 |
16 |
0,0 |
0 |
1,2 |
82 |
0,0 |
0 |
ЛДПР |
6,7 |
705 |
3,9 |
583 |
15,6 |
1004 |
9,2 |
638 |
10,8 |
615 |
«СР» |
5,3 |
560 |
5,4 |
794 |
7,0 |
453 |
14,7 |
1019 |
30,2 |
1713 |
«ПР» |
2,8 |
298 |
1,1 |
166 |
0,7 |
42 |
3,3 |
227 |
11,4 |
646 |
«ЕР» |
72,6 |
7653 |
76,3 |
11273 |
66,6 |
4284 |
62,3 |
4308 |
15,7 |
889 |
«Яблоко» |
3,6 |
382 |
3,1 |
455 |
0,0 |
0 |
0,2 |
14 |
5,6 |
316 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю суммарного партийного синхрона получили коммунисты на Рен-ТВ и РТР (10 и 7%), единороссы – на РТР и «Первом» канале (76 и 73%), справороссы – на Рен-ТВ и ТВЦ (30 и 15%), представители ЛДПР – на НТВ и Рен-ТВ (16 и 11%). Больше всего прямой речи представителей СПС, «Патриотов России» и «Яблоко» пришлось на Рен-ТВ (16, 11 и 6%), ДПР и «Гражданской силы» – на НТВ (6 и 2%), «ПСС» - на ТВЦ (1,2%), аграриев – на «Первом» (0,4%).
Любопытен характер представления на общефедеральных каналах деятельности потенциальных кандидатов в президенты (табл.4).
Таблица 4
Лидерское пространство информационного телеэфира в ноябре.
Потенциальный кандидат в президенты |
Количество телесюжетов с упоминанием потенциального кандидата |
Доля лидерского информационного эфира (в %) |
ЗУБКОВ Виктор Алексеевич |
436 |
22 |
ЖИРИНОВСКИЙ Владимир Вольфович |
262 |
13 |
ИВАНОВ Сергей Борисович |
247 |
13 |
ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович |
229 |
12 |
МИРОНОВ Сергей Михайлович |
211 |
11 |
ЗЮГАНОВ Геннадий Андреевич |
184 |
9 |
МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич |
175 |
9 |
МАТВИЕНКО Валентина Ивановна |
57 |
3 |
КОЗАК Дмитрий Николаевич |
43 |
2 |
ЯКУНИН Владимир Иванович |
32 |
2 |
КАСЬЯНОВ Михаил Михайлович |
25 |
1,3 |
ТКАЧЕВ Александр Николаевич |
22 |
1,1 |
РОГОЗИН Дмитрий Олегович |
21 |
1,1 |
СОБЯНИН Сергей Семенович |
17 |
0,9 |
СУРКОВ Владислав Юрьевич |
2 |
0,1 |
*) Президентский рейтинг по данному потенциальному кандидату в президенты Левада-центром не измерялся.
Как видно, в ноябре внимание телезрителей продолжает занимать премьер В.А.Зубков, на которого пришлось 22% всего лидерского информационного-политического телеэфира. Далее следуют лидеры наиболее активно транслируемых телевидением партий – Б.В.Грызлов, В.В.Жириновский, С.М.Миронов. Вместе они занимают 36% эфира. Между ними в рейтинг «вклинивается» С.Б.Иванов, на которого приходится 13% эфира. Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов занимает шестое место по доле информационного телеэфира (9%).
Данные мониторинга ЦИПКР неопровержимо фиксируют тотальное нарушение федеральными телеканалами в угоду «Единой России» принципа равенства при освещении предвыборной деятельности политических партий.
Координатор проекта – н.с. А.Н.Скворцова
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов
© Центр исследований политической культуры России