Публицист Валентин Симонин: Анна Каренина и другие
Телефильм «Анна Каренина», снятый режиссёром Сергеем Соловьёвым «по роману Л.Н. Толстого», создавался и добирался до зрителей много лет. Но, наконец, их встреча состоялась на 1 канале российского ТВ 4, 5 и 6 марта.
Теле- и кинокритики, надо полагать, в ближайшее же время, что называется, по косточкам разберут фильм, в котором свои последние роли сыграли Олег Янковский и Александр Абдулов. Автор этих строк не кинокритик, поэтому художественным особенностям фильма, как положительным, так и отрицательным, никакой своей оценки высказывать я не считаю для себя удобным, но с кое-какими ассоциациями, которые возникли в результате его просмотра, хотелось бы поделиться с читателями.
Начну с лирического отступления. В памяти читателей книга французского писателя аббата Прево, оригинальное название которой звучит в прямом переводе как «История кавалера де Гриё и Манон Леско», сохранилась просто как «Манон Леско». Она, как считают многие, – главный персонаж, между тем литературоведы основным героем романа считают именно кавальера де Гриё, претерпевшего многие муки из-за своей любви. Свой роман Л.Н. Толстой назвал «Анна Каренина», но она всё же не единственная героиня или главный персонаж многонаселённого и многопланового произведения. Как в одноимённом фильме режиссёра Александра Зархи, так и у Сергея Соловьёва присутствует помещик Константин Дмитриевич Левин, но раскрыть средствами кино истинную роль этого персонажа в романе классика весьма и весьма трудно. Для этого требуется очень больший формат, как для кинофильма, так и для его телевизионной версии. Конечно, телевидению в этом смысле проще, достаточно увеличить количество серий, но и это мало поможет, поскольку необходимо раскрыть философское значение внутренней жизни героя в конкретных условиях исторического времени. Л.Н. Толстому в этом смысле не было никакой необходимости вносить какие-то дополнительные сведения, в наше время они уже необходимы. И они вносятся критиками при современных публикациях романа в предисловиях, послесловиях или в ссылках и сносках.
О чём, всё же, идёт речь? – спросит проницательный читатель. Поясню. Дело в том, что для современников Льва Николаевича было очевидно: Левин – это Alter ego (второе Я) самого писателя. Левин высказывал его мысли. И в этом смысле судьба отношений Левина с Кити, его брака и жизни с ней не менее интересны, чем судьба Анны Карениной, а, может быть, даже более интересны тем, что Левина волнуют острые вопросы бытия, жизни общества.
Из фильма С.Соловьёва трудно понять, когда конкретно происходили описываемые в романе события. Между тем, это очень важно. Дело в том, что это были годы, последовавшие за реформой февраля 1861 года, освобождения крестьян, когда происходили слом и переделка всей российской жизни. В определённой мере то, что происходило тогда, во второй половине 19 века, странным образом перекликается с нынешним периодом «обновления России». Самым больным в те давние годы был не столько вопрос политического или физического освобождения крестьян, сколько вопрос об освобождении их с землёй. Сегодня нам известно, что при формальном освобождении крестьян от крепостной, фактически рабской зависимости, дворянское сословие их очень сильно ограбило, не только вынудив долгие годы выкупаться из крепостной зависимости, но и урезав в свою пользу земельные участки, которыми владели крестьянские общины, и присвоив лесные угодья. Также широко известно отношение Л.Н. Толстого к вопросу о земле, которое он занял ближе к концу своей жизни, в сущности, признав, что она должна принадлежать тем, кто её обрабатывает, то есть крестьянам. Но в годы написания романа «Анна Каренина» он ещё разделял сословно дворянское отношение к земле. Левин, то есть сам Лев Николаевич, оправдывал своё право владеть землёй тем, что он должен заботиться о будущем своих детей, о привычном для них дворянском образе жизни в условиях полного довольства и комфорта.
К концу своей жизни Л.Н. Толстой пришёл к выводу о необходимости дворянам соединиться и раствориться в народе. Но этот его взгляд не разделяла супруга Софья Андреевна, всячески препятствовавшая намерениям мужа «разорить семью». Но ход истории внёс свои поправки. Ещё при жизни Льва Николаевича в России грянула первая революция, а через семь лет после кончины ещё две (все три, по оценкам историков, были порождены реформой 1861 года), последняя, социалистическая, окончательно решила земельный вопрос и положение дворянства.
Революционные события разметали потомков писателя по всей планете, все дети и внуки, кроме внучки Анны Ильиничны, эмигрировали. В 1946 году в Советский Союз вернулись правнуки писателя Владимир и Илья. Илья Владимирович Толстой многие годы своей жизни, вплоть до кончины, проработал в качестве доцента, а затем профессора на факультете журналистики МГУ. Этот же факультет окончил и праправнук Владимир Ильич Толстой, который в 1992 году стал директором музея-усадьбы «Ясная Поляна».
Круг замкнулся? Да, но абсолютно на другом уровне. Я думаю, что никому из тех, кто встретит Владимира Ильича, и в голову не придёт, что он из дворян. Да, интеллигентный, да, умный, но всё же обычный наш современник. Но для того, чтобы такая метаморфоза произошла, понадобилось время и прохождение через революционную мельницу. Владимир Ильич стал организатором съездов потомков Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, которых ныне насчитывается более 200 человек. Летом 1992 года по телевидению показали, если мне не изменяет память, первую такую встречу. Да, интересное было зрелище. В мини-интервью журналистам правнуки и праправнуки рассказывали, как их отцы и деды выживали в эмиграции. В частности, в Париже кому-то из них приходилось работать таксистами и даже чистить прохожим обувь. Пройдя через эту школу жизни, они и стали частью народа, демоса. Опасения Льва Николаевича Толстого времени написания романа «Анна Каренина», и его супруги Софьи Андреевны о том, что их дети не смогут обойтись и даже выжить в иных условиях, нежели в привычных, дворянских, не оправдались.
Конечно, кто-то может сказать, что нынешняя действительность России опровергает правоту тех, кто совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию, раз у нас опять родилась новая знать. Могут сослаться на Романа Абрамовича, недавно поразившего жителей Нью-Йорка размерами своей яхты «Эклипсе». Длина этой яхты составляет почти 170 метров, в ней до 30 роскошных кают. Есть два бассейна и вертолётные площадки. Судно снабжено небольшой подводной лодкой и системой противоракетной обороны. Серьёзный господин выпрыгнул из грязи в князи, и не он один. Да только вот уверенности в том, что они будут верховодить в России вечно, у них нет. Свою яхту Абрамович привёл в США потому, что его барышня Даша Жукова собирается родить. А в этом случае ребёнок получит американское гражданство. Естественно, что при этом и родители получат возможность стать, если ещё не стали, гражданами США. И их опасения за свою судьбу в России не лишены основания. Русский народ однажды уже перемолол своих князей, отнюдь не исключено, что совершит это и ещё один раз.
Ну а что касается Константина Дмитриевича Левина, то, хотя в фильме С. Соловьёва Сергей Гармаш в его роли и выглядит несколько смешно, но человек он был всё-таки совестливый, думающий, переживающий за жену и своего ребёнка. И это, несомненно, будет воспринято зрителями с уважением и сочувствием.