Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Предложения ученых РУСО и Президиума ПАНИ по борьбе с коррупцией в России (материалы тематического Президиума ПАНИ)

В конце апреля 2014 года под председательством А.В. Воронцова прошло специальное заседание Санкт-Петербургского отделения РУСО и Президиума Петровской Академии Наук и Искусств, посвященное проблеме борьбы с коррупцией.

Пресс-служба Общероссийской общественной организации "Российские ученые социалистической ориентации" (РУСО)
2015-05-06 14:05

На ходе выступлений ученые Академии представили материал, имеющий большое значение и в теоретическом, и в прикладном планах.

Ниже мы представляем тексты некоторых выступлений, состоявшихся во время заседания Президиума.

Полностью наработки Академии в сфере исследования сущности коррупции и борьбы с ней будут представлены в коллективной монографии ПАНИ и СПб отделения РУСО "Социально-экономические проблемы преодоления коррупции», которая сейчас находится в печати.


Вступительное слово

А.В. Воронцов

(председатель СПб отделения РУСО,

первый вице-президент ПАНИ,

доктор философских наук,

профессор, и.о.

декана факультета социальных наук

РГПУ имени А.И. Герцена)

Сегодня коррупция — это мировое зло, которое опутало своими щупальцами и Россию с ее диким капитализмом.

Дадим определение коррупции. Коррупция - термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательствуи моральнымустановкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Характерным признаком коррупции является конфликтмежду действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями вы борноголица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичные мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Очевидно, что деятельность государственной власти в РФ имеет существенные коррупционные риски, что несет неприемлемо с точки зрения для национальной безопасности державы. И мы собрались здесь для того, чтобы применив интеллектуальный потенциал ПАНИ и РУСО, внести свой вклад в защиту России от коррупции. Отмечу, что сегодняшнее наше заседание во многом предваряет публикацию коллективной монографии ученых ПАНИ и РУСО "Социально-экономические проблемы преодоления коррупции». Сегодня выступят авторы этой монографии, в том числе научный редактор — В.Н. Волович.

Мне же хотелось бы сделать акцент на одной очень важной для России проблеме — отсутствие в России реальных правовых оснований для борьбы с незаконным обогащением. Дело в том, что Россия до сих пор не ратифицировала 20 статью конвенции ООН по борьбе с коррупцией. Напомню, что Статья 20 («Незаконное обогащение») Конвенции гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Уважаемые коллеги! 20 марта 2013 года КПРФ представила в Государственную Думу РФ более 100 000 подписей, собранных в поддержку закона России о ратификации 20 статьи Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, а 4 февраля 2014 года коммунистами был внесен соответствующий законопроект.

Сегодня в интернете за ратификацию 20-й статьи Конвенции к нынешнему моменту собрано свыше 200 тысяч подписей граждан.

Отмечу, что согласно опросу ВЦИОМ, проведенном в апреле 2015 года, самым коррупционным социальным институтом 34% россиян считают чиновничество на местах. О коррупции на уровне федеральных властей заявили 17% опрошенных. 23% респондентов уверены, что в коррупции погрязло все российские общество.

Не менее важны результаты недавнего опроса Левада-центра, показывающего, какие темы граждане России считают наиболее важными в Послании Президента РФ В.В. Путина в декабре 2014 года Среди тем, поднятых в послании, россияне более всего обратили внимание именно на борьбу с коррупцией (36%).

Однако Правительство РФ дало негативный отзыв по предложению КПРФ ввести уголовную ответственность для госслужащих, не сумевших разумным образом обосновать превышение расходов над доходами, то есть, проще говоря, живущих не по средствам.

Более пяти лет российские власти уходят от решения этого важнейшего вопроса, не говоря уж о вопросе снятия моратория на смертную казнь для особо «отличившихся» коррупционеров.

Более того, на мой взгляд, мораторий на смертную казнь в РФ введен явно преждевременно, а опыт Китая, где высшая мера наказания дамокловым мечом висит над продающими Родину чиновниками, показывает, что в этом вопросе нам есть над чем подумать.

Что ж, нам, ученым РУСО и ПАНИ, необходимо возвысить свой голос и предъявить власти и обществу ясные научные аргументы, позволяющие сделать шаг вперед в прояснении истоков коррупции и обозначить комплекс мер по борьбе с ними.

О фундаментальных истоках коррупции

(выдержки из доклада)

В.Н. Волович

Член РУСО, академик ПАНИ,

доктор экономических наук,

профессор

Можно с уверенностью утверждать, что у большинства населения не только нашей страны, но и всего мира на слуху такое слово как коррупция. Но это ни в коем случае не означает, что всем известны как генезис, так и содержание данного понятия. <… >

Коррупция – это незаконное обогащение физических лиц как экономических субъектов на основе использования ими должностного, экономического или социального статуса. Ещё раз подчеркнем, что в основе коррупции лежат: а) продажность экономических субъектов, б) реализация экономическими субъектами (физическими лицами) своих корыстных интересов, в) использование экономическими субъектами своего должностного, экономического, социального статуса.

Особого разъяснения требует пункт «в» связанный с определением того или иного статуса экономического субъекта (физического лица). Под должностным статусом подразумевается наделение того или иного физического лица теми или иными властными полномочиями, то есть превращение его в субъекта управления в том или ином звене государственного, экономического, социального управления. А это значит, что должностное лицо как властное лицо и в связи с этим как потенциальный носитель коррупционных связей и отношений реально существует и функционирует не только в сфере государственного управления (как мы привыкли считать), но и в частном секторе экономики, а также в разветвленной системе и структуре различного рода общественных организаций и объединений, начиная от профсоюзов и заканчивая политическими партиями и объединениями.

Что же касается экономического статуса, то в рыночной экономике подобным статусом реально наделены, прежде всего, собственники физического капитала (средств производства), а также собственники денежного капитала, то есть так называемые представители бизнеса. Именно представители бизнеса, располагая определенными имущественными и финансовыми возможностями, осуществляют нередко в своих корыстных интересах подкуп, прежде всего государственных должностных лиц - так называемый коммерческий подкуп.

Сложнее дело обстоит с определением социального статуса, который с точки зрения коррупционных связей и отношений не менее опасный, чем вышеперечисленные статусы. Напрямую социальный статус, казалось бы, не связан ни с должностным, ни с экономическим статусом. Но и здесь априори заложены и нажива, и корыстный интерес, который и движет людьми, наделенными социальным статусом. В основе социального статуса лежат такие аморальные явления как блат, кумовство, семейственность, клановость, личные, родственные и другие связи и отношения. Справедливости ради необходимо сказать, что подобное в определенной мере имело место и в бывшем СССР. Но при всем при том там были на этот счет определенные правовые ограничения. В нынешней же буржуазной России подобные антиморальные вирусы расцвели пышным цветом. Порой создается впечатление, что в современном аморальном обществе для честного человека вообще нет места. Особенно широко и просто беспардонно социальный статус используется в сфере культуры, образования, науки. Подобные явления в нынешней России превратились в своего рода национальную болезнь. Возьмем для примера драматическое искусство, кинематограф, эстраду, образование и даже науку. Здесь - сплошная семейственность и - клановость. Уже можно сказать по наследству передаются почетные звания, степени и даже должности. Самое печальное, что в нынешнем обществе подобное явление воспринимается как некая норма, хотя налицо открытая демонстрация коррупционных связей и отношений. Именно из-за этих густо проросших коррупционных связей и отношений великое множество поистине талантливых людей не может реализовать себя ни в сфере культуры, ни в сфере образования, ни в сфере науки, где всё заполонили наследственные ремесленники и дельцы. Для сравнения: на том же хваленом Западе (например, знаменитый Голливуд) весьма редко встретишь наследственного кинорежиссера или актера. В России же сплошным потоком хлынули семейные кланы в сферу культуры, образования, науки. Многие эти семейные кланы на слуху у Российского населения. В большинстве своем - это хорошо отрепетированные ремесленники от искусства, образования и науки. В современных условиях, как правило, их творческий – и прежде всего коммерческий успех становится ядром антисоветизма и антикоммунизма. В большинстве своем – это продажные и беспринципные люди. Основной их лозунг жизни – личное благополучие. Им совершенно безразлично, что делается в нашей стране и вокруг нее.

Очевидно, что использование социального статуса в корыстных целях опасно и с точки зрения морального растления (разложения) общества, где нормальные люди, глядя на всё происходящее в искусстве, образовании, науке, да и в политике начинают терять веру не только в добро и справедливость на Земле, но и в честные человеческие отношения.

<… > Проблема коррупции в полный рост встала и перед нынешней Россией на фазе так называемой начальной капитализации экономической и социальной жизни российского общества. В Российской Федерации по нашему мнению создан не хуже чем в других странах правовой механизм борьбы с коррупцией во всех её проявлениях. Дело - в другом: в эффективности реализации данного механизма. В нынешней России весьма низкая правоприменительная практика. Российская Федерация своевременно ратифицировала Европейскую Уголовно-правовую Конвенцию о коррупции, согласно которой коррупция относится к уголовно-наказуемому деянию.

В декабре 2008 года в России был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции»[1]. Впоследствии в Российской Федерации были приняты и другие подзаконные акты, направленные против коррупции.

Согласно действующему Российскому законодательству под коррупцией подразумевается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав для себя, или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. В соответствии с перечисленным, в данном определении коррупционных деяний в Уголовном Кодексе Российской Федерации предусмотрены и различного рода уголовные наказания. Можно с уверенностью сказать, что в Российской Федерации создана серьезная правовая база для борьбы с коррупцией. И, тем не менее, результаты борьбы с коррупцией в Российской Федерации прямо скажем плачевные: Россия входит в число наиболее коррумпированных стран мира. В настоящее время по данным международных организаций Россия занимает 136-е из 175 стран мира по Индексу восприятия коррупции. По данным Российского национального антикоррупционного комитета общий объем коррупции в год составляет 300 млрд. долларов, что равно по существу ежегодному бюджету страны. Средний размер взятки в России в 2014 году составил 682 тысячи рублей[2].

Судя по величине стоимостного объема коррупции, нельзя не согласиться с мнением (высказанного ещё в конце 90-х годов XX столетия) академика Д.С.Львова и доктора экономических наук Ю.В.Овсиенко, что в нынешней России коррупция носит тотальный характер[3].

Необходимо подчеркнуть – тотальная коррупция характерна не только для Российской Федерации, но и для других постсоветских республик (например Украина), а также постсоциалистических государств: среди стран Евросоюза первые места по коррупции занимают Румыния и Болгария. Для того, чтобы понять глубинные причины коррупции как в бывших постсоветских республиках, так и постсоциалистических странах, а также в других рыночных государствах, на наш взгляд, необходимо, с одной стороны, уточнить ещё раз содержание коррупции как социально-экономического явления, с другой стороны, исследовать и проанализировать коррупцию как историческое явление (категорию), и, в-третьих, раскрыть экономическую природу коррупции.

Как показывает и подтверждает реальная экономическая и социальная жизнь общества для коррупции как социально-экономического явления характерными чертами (элементами) являются: продажность физических лиц как экономических субъектов; наличие у физических лиц как у экономических субъектов корыстных целей и личной выгоды; злоупотребление физическими лицами как экономическими субъектами своим не только должностным, но и экономическим, а также социальным положением. Ошибочно думать, что коррупция характерна (как это принято считать) только для сферы государственного управления. Коррупция процветает и в частном секторе экономики, а также в сфере домашних хозяйств. Одним словом, в условиях рыночной экономики влиянию коррупции подвержены все три субъекта рыночной экономики: государство, бизнес, домашние хозяйства. Отличие заключается только в удельном весе коррупции в той или иной сфере жизнедеятельности. В этом плане наибольший удельный вес приходится, безусловно, на сферу государственного управления, которая исходно призвана распределять экономические ресурсы (блага) между всеми субъектами рыночной экономики. Можно с уверенностью сказать, что в условиях рыночной (капиталистической) экономики поведение всех субъектов рыночной экономики проявляется как рентоориентированное поведение, то есть поведение, ориентированное на получение любым способом экономической выгоды (дохода), что и является питательной средой для коррупции.

Компрадорская капиталократия

как главный источник коррупции в России

А.И. Субетто

Член РУСО, вице-президент ПАНИ,

доктор философских наук,

доктор экономических наук, профессор

Заслуженный деятель науки РФ

1.Преамбула

Капиталократия как строй капиталовластия порождает коррупцию, как форму его власти над государством.

По моей оценке появился определенный баланс между силой «давления» на коррупцию, противодействия ей через механизмы правовой профилактики и силами тех источников, которые ее «питают», силами ее восходящего воспроизводства, в России. Это связано с тем, что борьба с коррупцией как неким локальным явлением, пусть и очень опасным для процессов духовного и материального воспроизводства жизни российского общества, обречена на поражение, потому что коррупция – инструмент колониальной капиталократии в России.

Коррупция есть явление системное, вернее – она есть системная патология современного общественного строя России, и как системная патология она может быть «излечена» только через изменения самого общественного строя.

Остановлюсь поподробнее на основаниях российской коррупции, исходя из разрабатываемых мною теории капиталократии и политэкономии современного капитализма.

2.Капитализм – строй капиталократии

Капитализм есть строй капиталократии, который функционирует как социальная капитал-мегамашина, в которой в свою очередь «коррупция» предстает как один из механизмов встраивания государства, бюрократии в капиталократию, они становятся механизмами капиталовластия тех, кого мы называем «олигархами».

3.Приватизация 90-х годов – импульс к расцвету коррупции

Первым импульсом к расцвету коррупции в России стала приватизация по схеме Чубайса-Сакса. Она проходила под диктатурой теневой экономики, сформировавшейся в СССР за годы «перестройки» по Горбачеву, занимавшей по объему производства валового продукта до 40% от всей экономики. Я это явление описал в своей статье «Криминальная катастрофа» («Советская Россия» от15 августа 1995 года). Если с 1922 года по 1990 год преступность (количество преступлений на 1000 человек населения) в СССР уменьшилась в 5 раз, то в 90-е годы в России она увеличилась в десятки раз.

Вся приватизация в России есть явление преступное и нелегитимное, де-факто она есть экспроприация социалистической собственности у советского народа, созданной трудом четырех поколений советских людей. В этом отношении красноречиво признание Березовского в одном из интервью в 1997 году, в котором он сформулировал формулу чубайсовской приватизации: приватизация социалистической собственности начиналась с приватизации государственного управления, т.е. бюрократии, – что и означает, что она проходила с помощью механизма коррупции.

4.Капиталократия в России – колониальная

капиталократия и коррупция – механизм ее власти

Капитализм, как капиталократия, себя воспроизводить на собственной основе, только за счет эксплуатации собственного рабочего класса в рамках своей страны, не может, он нуждается в колониях. Со второй половины ХХ века эти колонии – все страны «периферии» – являются экономическими колониями, над которыми возвышается диктатура мировой финансовой капиталократии. В результате рыночно-капиталистических реформ в России, на основе приватизации по Чубайсу – Саксу, сложилась олигархическая капиталократия, спекулятивно-приватизационного и криминально-коррупционного происхождения («дело Ходорковского есть аналог, который может быть «привязан» к любому олигарху в России, если «захочет» власть), несамостоятельная, встроенная в структуру мировой финансовой капиталократии. Поэтому неслучайным является тот факт, что почти у всех олигархов имеется большая недвижимость в США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, а также значительная доля денежного капитала, вывезенного через офшоры, хранится в зарубежных банках и «кормит» экономику метрополии глобального империализма. Коррупция в этой области становится частью закона функционирование такой колониальной капиталократии. Одним из индикаторов такого положения является зависимость финансовой системы России от финансовой системы метрополии глобального империализма, в первую очередь США, Великобритании, Германии. Об этом свидетельствует и то, что центральный банк России находится в юрисдикции Нью-Йорка (об этом факте писалось в открытой печати). Вот эта финансовая система и есть питательная почва нынешних масштабов коррупции, по которым Россия на одном из первых мест в мире.

Противоположный пример – финансовая система планово-рыночной экономики Китая, которую я идентифицирую как экономику капиталистического социализма. Она находится под контролем 4-х государственных банков Китая. Благодаря этому, денежные потоки в финансово-кредитной сфере Китая находятся под контролем государства на 70 – 80%. И в целом вся финансовая система контролируется государством на 90%. Это делает финансовую систему Китая высокозащищенной от инфляционного влияния мировой долларовой финансовой системы, находящейся под контролем мировой финансовой капиталократии США как «мирового ростовщика». Особенно это важно на фоне растущей угрозы обрушения всего «долларового спекулятивно-фискального навеса» (так называемого «долларового пузыря», в котором функционирует 99% фискальных, т.е. нетоварных, денег, функционирующих по схеме Д-Д`). Что из этого следует? Элиминация (т.е. резкое сокращение) объема коррупции в России должна начаться с реформы банковской системы, возврата ее под контроль российского государства. Здесь многое можно заимствовать у Китая, особенно по тем механизмам, которые делают финансовую систему Китая закрытой и защищенной, делают внутренний рынок Китая финансово-управляемым и достаточно закрытым от влияний конъюнктуры мирового рынка.

5.Закон единства «белого» и «теневого» капиталов

Законом капитализма является закон единства «белого» и «теневого» капиталов, который порождает коррупцию как органичный компонент строя капиталократии.

«Белый» капитал, т.е. капитал, функционирующий в легитимном, правовом поле, не может себя воспроизводить, не пользуясь «теневым» капиталом – капиталом нелегитимным, функционирующим в пространстве антиправовом. Дж.Колеман, знающий многие тайны функционирования мировой финансовой капиталократии в США, подчеркивал, что она сознательно поддерживает высокий уровень преступности в американском обществе, в частности исходя из «формулы управления», получившее название «управление хаосом», например, высокий уровень наркокапиталократии. Вот его слова: «преступление окупается, а целесообразность превыше всего». В.Овчинский, анализируя источники мирового финансового кризиса 2008 года, указывал, что та система, которая гордо носит название «мировой финансовой системы» и «мировой экономики» – «это во многом полигон для проведения крупных криминально-фискальных финансовых манипуляций». Французский экономист Даниэль Коэн подчеркнул, что при Гринспине, который руководил ФРС, «рыночная финансовая система сфабриковала в таких условиях новую посредническую среду, полностью свободную от правил, которые ограничивали деятельность классической финансовой системы», «появился и второй слой посреднической системы, причем образовавший обходную линию вокруг банковской системы», которую «принято называть теневой банковской системой».

6.Радикальное решение проблемы коррупции – радикальная трансформация общественного строя России

Что из этого следует? А следует то, что радикальное решение проблемы коррупции в России требует не менее радикальной трансформации общественного строя России, ее экономики, связанной с ее возвратом на социалистический путь развития, но на базе социализма нового качества – Ноосферного, Экологического Духовного Социализма, через возрождение механизма планирования, стратегию развития на собственной основе.

Тем более, что события на Украине, война против Юго-Востока Украины (против «Новороссии») со стороны «бандеровско-фашистских сил», выращенных капиталократией США для войны против России, есть один из этапов войны глобального империализма мировой финансовой капиталократии против России, ставящей себя задачу ее расчленения и установления своего господства над ее ресурсами. Поэтому переход к планово-рыночной и мобилизационной экономике в России в ближайшие годы, если мы хотим выжить и обеспечить свою обороноспособность на должном уровне, хотя бы на уровне «асимметричного ответа» со стороны оборонно-промышленного комплекса и оборонной науки России, который бы «занулил» все военно-силовые преимущества Вооруженных Сил США и НАТО, – есть императив. И мы должны его выполнить.

Отмечу, что восстановление планового сектора экономики, обуздание разрушительных сил рынка, в том числе рыночного геноцида отечественных науки и образования, есть одновременно и сужение «питательного поля» дня коррупции в России.

Одновременно замечу, что в Китае, да и во всем мире нет рыночных экономик. В Китае, по моим оценкам, экономика на 70% плановая и на 30% рыночная. Большой плановый сектор, по оценкам Дж.Гэлбрейта, действует и в США. Планово-рыночная экономика имеется в Японии, Франции, Германии. Другое дело, что механизмы планирования у них разные, но они существуют.

Либерализация в России носит мифологически-утопический характер, и «работает» не на развитие, а на экономическую преступность и коррупцию.

7.Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма как

рыночно-генная социально-государственная патология

Пора осознать, что мир капитализма вступил в Эпоху Краха рынка, капитализма и либерализма, потому что и рынку, и капитализму экологический приговор, в форме развивающейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, подписала Природа – Биосфера и планета Земля как суперорганизмы, частью которых являемся мы – человечество.

Рынок, капитализм и Будущее человечества уже в XXI веке стали вещами несовместными. Еще в 1991 году мировые ученые во главе с Гудлендом, Дейли и Эль-Серафи по заказу Мирового Банка написали доклад, в котором был внесен вердикт: в экономически насыщенной нише, которую занимает человечество, рынок, как механизм развития, исчерпал себя.

Коррупция в этом контексте есть рыночно-генная социально-государственная патология, которая есть «зеркало» рыночно-генной экологической патологии.

Модель устойчивого развития у человечества, как единственная, – управляемая социоприродная – ноосферная – эволюция на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества, что в свою очередь означает общественный строй в форме Ноосферного Экологического Духовного Социализма и управляемую экономику.

Россия первой в мире сделала в 1917 году социалистический прорыв, Россия – СССР была ведущей державой, одержавшей победу над фашистской Германией Гитлера 9 мая 1945 года, Россия – СССР первой совершила космический прорыв, олицетворяемый величественными фигурами С.П.Королева и Ю.А.Гагарина, 12 апреля 1961 года, в России впервые было создано научное учение о ноосфере, благодаря трудам В.И.Вернадского, которое в начале XXI века перерастает в Ноосферизм – новую научно-мировоззренческую систему, программу и стратегию ноосферно-ориентированного синтеза наук и ноосферного образования на его основе.

Россия поэтому должна стать первооткрывателем новой ноосферной эпохи человечества, ноосферного развития (ноосферной модернизации) в XXI веке и на этом пути коррупция как «раковая опухоль» в «социальном теле» России будет уничтожена!

Ряд положений, которые мною только обозначены теоретически, развернуты и аргументированы в моих монографиях: «Капиталократия» (2000), «Теоретическая экономия в начале XXI века – к новым основаниям синтеза экономической науки в системе ноосферизма (2009), «Капиталократия и глобальный империализм» (2009), «Критика «экономического разума» (2008), «Свобода. Книга 1. Критика «либерального разума» (2008).

Об источниках коррупции

В.Г. Бурдов,

член-корреспондент ПАНИ

Можно ли победить коррупцию? Да, можно. Для этого необходимо пресечь источники, которые её питают. Таких основных источника три: политические, административные и экономические.

Политические источники коррупции состоят:

1.Выборы. Партийные выборы. 3-4 человека решают кто получит мандат депутата. Стоимость депутатского места доходит до 200 млн. рублей. Выход один: следовать нашей конституции и скорректировать закон о выборах.

2. Лоббизм тех законов, которые выгодны для тех, кто их пробивает на региональном и федеральном уровне. В настоящее время проталкивается закон о лоббизме, который легализует взятки партиям на законодательном уровне по английскому образцу. Что бы нам не говорили суть лоббизм в следующем: «я плачу, а вы принимайте закон в моих интересах». На федеральном и региональных уровнях накопилось достаточно коррумпированных законов, которые «лоббировали» заинтересованные стороны. Надо думать в законодательных собраниях регионов коррупционеры ждут, не дождутся принятие данного закона на федеральном уровне, так как он во многом облегчит их жизнь законодательно легализуя взятки партиям за лоббизм.

Административный источник, в свою очередь разбивается на три вида: первый- протекционизм, второй – разрешительные процедуры и третий – инсайдерская информация.

Протекционизм – это реализуемая возможность посадить в кресло чиновника по принципу «свой-чужой» и получить за это денежные средства или беспрекословное подчинение. Вся структура государственной власти построена на протекционизме. Вокруг региональной и федеральной власти развелись «фирмы», которые за достаточную мзду устроят любого, сместив с кресла другого чиновника, положив при этом кругленькую сумму в карман чиновника более высокого ранга. Более того, открыт рынок торговли государственными должностями, где выигрывает тот, кто больше заплатил. На Западе чиновник, заподозренный в протекционизме навсегда лишается права работы в госаппарате - у нас он получает повышение.

Коррупция в разрешительных процедурах состоит в получении взятки за действия, которые чиновник обязан сделать по закону, но не делает, пользуясь прорехами в законодательном поле. Как правило, чиновник затягивает вопрос и ждет, когда ему дадут «на лапу», тогда все искусственно запутанные разрешительные процедуры необыкновенным образом разрешаются.

Такая же ситуация с тендерам на госзаказ. 3-4 фирмы договариваются за определенный «откат», и определяют «счастливчика», который с ними рассчитывается, выиграв тендер.

Востребованность в лоббизме данных разрешительных процедур очень велика, так как выгоднее «дать» чем ждать годами. .

Коррупция в использование инсайдерской информации состоит в том, что чиновник «сливает» информацию, которая может повлиять на торги биржи. В данном случае он получает денежные средства либо наличными, либо на свой номерной счет в оффшорной зоне. Только на одном деле Юкоса, по скромным оценкам, чиновники «нагрели» более 80 млн. долл. США.

Экономический источник коррупции состоит из следующих видов:

1.Приватизация.

2. «откате» от бюджетных средств, которые проходят через чиновника.

3. возврат налога на добавленную стоимость.

1. Схема «отката» чрезвычайно проста. Все бюджетные средства из всех программ подвержены этой болезни. Откат доходит до 50% всех бюджетных средств. Чиновник для этого изобретает самые различные схемы. Первая-это прямая и наиболее распространенная схема: «откат» приносят в конверте. Вторая: чиновником из подставных или заинтересованных лиц создается фирма, которая под напором этого же чиновника выигрывает тендер без всяческих оснований. Затем она «продает» бюджетные средства фирмам, которым не достался данный пирог или недвижимость, при этом не забывает себя и своего «благодетеля». В живучести данной схемы можно убедиться, рассмотрев исполнение бюджета или различные распоряжения федерального и регионального уровня, передающее монопольное право на любого рода недвижимость, чаще всего землю, фирмам, деятельность которых явно сомнительна. Противодействовать коррупции необходимо созданием двух факторов: первый-это все финансовые средства пустить, минуя чиновника, оставляя ему только функцию идеологического контроля; второй-все программы выставляются на строго регламентированный тендер, где профессионализм и наличие специальных основных средств играют решающую роль. Условия тендера должны быть не зависящим от чиновника и от фирм, которые не имеют право их изменять. Более того, выигравшие тендер фирмы должны получать денежные средства в определенные сроки, независимо от бюрократического аппарата.

2. Возврат НДС происходит чаще всего на экспортных и импортных операциях и в рамках «серых» схем. После того, как наши депутаты ввели в Налоговый Кодекс учет НДС «по отрузке», а не по оплате, то появились «серые» схемы возврата НДС. Создается сеть фирм, которые между собой «прокручивают» бестоварные накладные со всей атрибутикой. Налоговые органы отказывают в возмещении НДС, однако арбитражные суды становятся на сторону ответчика. НДС годится для сырьевых технологий,но как только идет высокотехнологичной продукции, то он не срабатывает. В возврате НДС принимают участие приближенные к этим операциям лица: от экспортеров и импортеров до самого высокого чиновника. Куш известен - 10-20 процентов от суммы возврата. Противодействовать этому нелегко, однако необходимо. Для этого необходимо отменить НДС, и ввести новый налог, который полностью заменяет налог на добавленную стоимость. Идеология замены НДС изложена в моих книгах.

Таким образом, коррупция глубоко распространилась в нашем народе, все средства массовой информации всячески её поддерживают. Уже сейчас никого не удивит лихоимство того или иного чиновника, который берет взятки уже в миллиарды рублей. За примерами далеко ходить не надо. Власть все сделала для развития коррупции в России: не ратифицировала статью 20 Конвенции о противодействии коррупции, до сих пор в УК РФ не введена статья о конфискации собственности коррупционера. Кстати Иосиф Виссарионович ввел не только ответственность перед законом взяточника, на и всех его родственников, знавших об этих преступлениях.

Поэтому наша коррупция будет жить еще очень долго, если не принять экстренных мер по борьбе с ней.


Можно ли победить коррупцию? Да, можно. Для этого необходимо пресечь источники, которые её питают. Таких основных источника три: политические, административные и экономические.

Политические источники коррупции состоят:

3.Выборы. Партийные выборы. 3-4 человека решают кто получит мандат депутата. Стоимость депутатского места доходит до 200 млн. рублей. Выход один: следовать нашей конституции и отменить партийные выоборы

4. в лоббизме тех законов, которые выгодны для тех, кто их пробивает на региональном и федеральном уровне. В настоящее время проталкивается закон о лоббизме, который легализует взятки партиям на законодательном уровне по английскому образцу. Что бы нам не говорили суть лоббизм в следующем: «я плачу, а вы принимайте закон в моих интересах». На федеральном и региональных уровнях накопилось достаточно коррумпированных законов, которые «лоббировали» заинтересованные стороны. Надо думать в законодательных собраниях регионов коррупционеры ждут, не дождутся принятие данного закона на федеральном уровне, так как он во многом облегчит их жизнь законодательно легализуя взятки партиям за лоббизм.

Административный источник, в свою очередь разбивается на три вида: первый- протекционизм, второй – разрешительных процедурах и третий – инсайдерской информации.

Протекционизм – это реализуемая возможность посадить в кресло чиновника по принципу «свой-чужой» и получить за это денежные средства или беспрекословное подчинение. Вся структура государственной власти построена на протекционизме. Вокруг региональной и федеральной власти развелись фирмы, который за достаточную мзду устроят любого, сместив с кресла другого чиновника, положив при этом кругленькую сумму в карман чиновника более высокого ранга. Более того, открыт рынок торговли государственными должностями, где выигрывает тот, кто больше заплатил. На Западе чиновник, заподозренный в протекционизме навсегда лишается права работы в госаппарате-у нас он получает повышение.

Коррупция в разрешительных процедурах состоит в получении взятки за действия, которые чиновник обязан сделать по закону, но не делает, пользуясь прорехами в законодательном поле. Как правило, чиновник затягивает вопрос и ждет, когда ему дадут «на лапу», тогда все искусственно запутанные разрешительные процедуры необыкновенным образом разрешаются.

Такая же ситуация с тендерам на госзаказ. 3-4 фирмы договариваются за определенный откат, и определяют «счастливчика», который с ними расчитывается, выиграв тендер.

Востребованность в лоббизме данных разрешительных процедур очень велика, так как выгодно «дать» чем ждать годами. .

Коррупция в использование инсайдерской информации состоит в том, что чиновник «сливает» информацию, которая может повлиять на торги биржи. В данном случае он получает денежные средства либо наличными, либо на свой номерной счет в оффшорной зоне. Только на одном деле Юкоса, по скромным оценкам, чиновники «нагрели» более 80 млн. долл. США.

Экономический источник коррупции состоит из следующих видов:

2.Приватизация.

2. в «откате» от бюджетных средств, которые проходят через чиновника.

3. В возврате налога на добавленную стоимость.

1. Схема «отката» чрезвычайно проста. Все бюджетные средства из всех программ подвержены этой болезни. Откат доходит до 50% всех бюджетных средств. Чиновник для этого изобретает самые различные схемы. Первая-это прямая и наиболее распространенная схема: «откат» приносят в конверте. Вторая: чиновником из подставных или заинтересованных лиц создается фирма, которая под напором этого же чиновника, выигрывает тендер без всяческих оснований. Затем она «продает» бюджетные средства фирмам, которым не достался данный пирог или недвижимость, при этом не забывает себя и своего «благодетеля». О живучести данной схемы можете убедиться, рассмотрев исполнение бюджета или различные распоряжения федерального и регионального уровня, передающее монопольное право на любого рода недвижимость, чаще всего землю или фирмам, деятельность которых явно сомнительна. Противодействовать коррупции экономическим источникам необходимо выполнением двух факторов: первый-это все финансовые средства пустить минуя чиновника, оставляя ему только функцию идеологического контроля; второй-все программы выставляются на строго регламентированный тендер, где профессионализм и наличие специальных основных средств играет решающую роль. Условия тендера должны быть не зависящим от чиновника и от фирм, которые не имеет право их изменять. Более того, выигравшие тендер должны получать денежные средства в определенные сроки, не зависимо от бюрократического аппарата.

2. Возврат НДС происходит чаще всего на экспортных и импортных операциях и «серых» схемах. После того, как наши депутаты ввели в Налоговый Кодекс учет НДС «по отрузке», а не по оплате, то появились «серые» схемы возврата НДС. Создается сеть фирм, которые межу собой «прокручивают» бестоварные накладные со всей атрибутикой. Налоговые органы отказывают в возмещении НДС, однако арбитражные суды становятся на сторону ответчика. НДС годится для сырьевых технологий, как только идет высокотехнологичной продукции, то он не срабатывает. В возврате НДС принимают, приближенные к этим операциям: от экспортеров и импортеров до самого высокого чиновника. Куш известен 10-20 процентов от суммы возврата. Противодействовать этому нелегко, однако необходимо. Для этого необходимо отменить НДС, и ввести новый налог, который полностью заменяет налог на добавленную стоимость. Идеология замены НДС изложена в моих книгах. Почему это не внедряется, когда я впервые заявил на экономическом форуме в 2005 году мне понятна, если посмотреть на суммы, которые вертятся в этой сфере. НДС дает ¾ налоговых поступлений, но и столько же возвращается и зачитывается. Огромная государственная машина по сбору налогов вертится в холостую. К сожалению автору не удалось пробить свои идеи- слишком силен заслон.

Таким образом, коррупция глубоко распространилась в нашем народе, все средства массовой информации всячески её поддерживают. Уже сейчас никого не удивит лихоимство того или иного чиновника, который берет взятки уже в миллиарды рублей. За примерами далеко ходить не надо. Власть сделала все сделала для развития коррупции в России: не ратифицировала статью 20 Конвенции о противодействии коррупции, до сих пор в УК РФ не введена статья о конфискации собственности коррупционера. Кстати Иосиф Виссарионович ввел не только ответственность перед законом взяточника, на и всех его родственников, знавших об этих преступлениях.

Поэтому наша коррупция будет жить еще очень долго.



[1] ФЗ РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008г. №77

[2] Прельщение амнистией. Советская Россия.25 декабря 2014 г.

[3]Львов Д.С.,Овсиенко Ю.В. «Об основных направлениях социально-экономических преобразований»/Экономическая наука современной России. 1999,№3. С.99-114.