Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

Его хотят посвятить в сан «первого творца и философа». Как школьникам и студентам насаждают Солженицына

Я уже не раз писал о том, что возмущение вызывает отношение Министерства образования и науки к постановке изучения литературы в школе — этому основному источнику духовности для юных соотечественников. В критике министерства сходятся многие авторитетные деятели культуры и науки, педагоги, писатели, журналисты, причём разных, замечу, воззрений. О литературе в школе остро говорилось и с трибуны Всемирного русского народного собора, и на съездах писателей России. Увы, возникла новая причина для продолжения разговора. Александр Исаевич, оказывается, выше всех

По страницам газеты «Правда».
Валентин Осипов, член Высшего творческого совета Союза писателей России

1 Февраля 2011, 10:53

Как бы кто ни был пристрастен в оценках отечественной прозы, но не вычеркнуть из истории мировой литературы сам по себе факт присуждения Нобелевской премии Бунину, Пастернаку, Шолохову и Солженицыну. Для властных структур что это значит? По-моему, непреложно одно — формальное равенство!

Но как на деле? День в день — ровно через месяц по кончине Солженицына — пошла директива в «органы, осуществляющие управление в сфере образования». Названа «О методических рекомендациях по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына». Это 10 страниц убористого шрифта.

Вспомнилась старинная пословица: «Не будь тороплив — будь памятлив». И в самом деле, разве филологическая наука уже завершила изучение творчества этого писателя и выработала единую оценку? «Должно пройти испытание временем…» — разве устарел этот выверенный веками педагогический принцип разумного консерватизма?

Шолохов. Четверть века после кончины великого писателя ведут изучение его наследия Институт мировой литературы и Институт русской литературы, а также Московский государственный гуманитарный университет имени Шолохова, объединив сотни исследователей.

Какие же главные рекомендации «по Солженицыну» подлежат внедрению в умы школьников?

Первая: «Большинство «сквозных» тем русской литературы второй половины ХХ века предполагают рассмотрение произведений А.И. Солженицына». Большинство? Вот же какая инвентаризация спустя всего-то 30 дней после кончины писателя — даже до завершения издания полного собрания сочинений. Однако же как забыть, что пока только Пушкин удостоен чести титуловаться: «наше всё!»

Вторая: «Публицистические произведения А.И. Солженицына позволяют говорить о нём не только как о писателе, но и как об одном из философов нашего времени». Но разве не факт, что эта публицистика нередко не без оснований оспаривается деятелями политики и культуры, зачастую — подчеркну! — противопоставных идеологических лагерей.

Вот обжигающий пример. Одна из тем такой его публицистики — это многолетние попытки сбросить классика Шолохова с корабля современности, обвинив его в плагиате. Но в тех самых «Рекомендациях» ни звука о том, что это сугубый вымысел! С опровержениями выступали даже соратники Солженицына. «Доказательств в принципе нет» — таков, например, вердикт Н. Струве, эмигранта первой волны и издателя подготовленной Солженицыным книжицы антишолоховского содержания. Эмигрант третьей волны Владимир Максимов: «Как юрист по образованию, не могу признать, что он мне доказал, будто это не Шолохов». Или известный публицист-антисоветчик Г. Солсбери (США): «При всех наших идеологических расхождениях я искренне считаю Шолохова поистине великим писателем». (Более подробно эта тема изложена в моей книге «Шолохов», изданной в серии ЖЗЛ).

Особенность «Рекомендаций», о которых идёт речь,— безапелляционность восхвалений Солженицына. Напрашивается диагноз: «диабетная» апологетика в чистом виде. И это при том, что даже творчество Льва Толстого нельзя втискивать в прокрустово ложе однозначных толкований.

Все средства оказались хороши для авторов «Рекомендаций», чтобы в несовместимом с педагогикой раже возвести Сол-женицына в сан творца номер один. Три раздела в этом документе: изучение творчества А.И. Солженицына в курсе литературы; на уроках русского языка и развития речи; в курсе отечественной истории и историко-культурного наследия.

Для «эффективного изучения наследия» (так в тексте) быть отныне и «эвристическим беседам», и урокам-дискуссиям, и семинарам, и «круглым столам», и «интерактивным занятиям», и «ролевым играм», и «внеклассному чтению», и освоению «ресурсов сети Интернета»… И темы-то каковы! К примеру: «Вписать «Матрёнин двор» в контекст культуры: А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев» (оставим на совести авторов «Рекомендаций» безграмотный хронологический ранжир).

Политиканство недопустимо!

Что же отныне надо читать школяру из Солженицына? И все основные повести, и «Архипелаг ГУЛАГ», и 18 малых рассказов, и публицистику (всю — чохом?), и вдобавок нобелевскую речь. Удостоены ли таких забот, к примеру, Бунин и Шолохов? Нет! Хуже того, свершено настоящее святотатство: некоторые учебники не рекомендуют даже читать «Тихий Дон». Дожили!..

Я далёк от мысли требовать равного — с аптекарской точностью — числа часов для всех «нобелевцев». Но допустима ли политиканская цензура? Допустимо ли из тех же явно политиканских соображений превозносить одного автора над всеми другими? Убеждён: это — недопустимо!

Но, оказывается, одной «Рекомендации» было мало. В октябре минувшего года стало известно, что вдова Солженицына издала сокращённый для школы «Архипелаг ГУЛАГ» — в одной книге. «Сконденсированное», как выразилась она, издание. Зачем же конденсация? Чтобы облегчить школярам чтение, иначе не осилят. Помнится, в своё время вдове подсказывали: дескать, пусть изучают «Архипелаг» в каких-то профильных школах. Нет, она непреклонна: «Во всех!»

Высшую школу тоже ввергают в насильственную «солженизацию». Вдруг читаю об акте вручения «литературно одаренным студентам» десяти стипендий имени Солженицына. Ладно бы, если от общественности или мецената. Но как же в министерстве не подумали, что нельзя выделять одного лауреата, игнорируя других?

Итак, министерство дало команду «расширять изучение творческого наследия А.И. Солженицына». Но ведь это происходит одновременно с сокращением изучения литературы в целом. Почти вдвое! И отсюда вытекают вопросы к г-ну министру А.А. Фурсенко:

— Каково отныне будет поклассное соотношение (в учебных часах) изучения творчества и жизнеописания этого писателя с изучением творчества и жизнеописания других писателей?

— За счёт изъятия чего и без того в урезанной учебной программе произойдёт наращивание солженицынских «часов»?

Эти вопросы я министру направил. Ответ пришёл за подписью чиновницы Е. Низиенко. Но здесь ни слова (!) на моё первое вопрошание. Второй же вопрос вызвал ответ, но лишь такой, чтобы уйти от ответа: «Педагоги самостоятельно выбирают программы и методики обучения, используют различные рекомендации и дополнительные материалы с учетом интересов и запросов обучающихся, уровня их подготовленности». Ну и декларация! Однако справедлива поговорка: «Как ни шей, а швы наружу».

Самостоятельность учителя... Многие ли из них рискнут противопоставить себя рекомендациям главноначальствующего министерства? По Солженицыну есть «Рекомендации» — но ведь нет по Шолохову. Каково же учителю в такой ситуации? Где искать подсказку? Во влиятельных федеральных газетах частенько идут полосы, целиком отданные Солженицыну и Бродскому. Память же Шолохова обделена этими газетами даже в прошлом юбилейном для него году. Издана биография Солженицына пера Л. Сараскиной. В ней Шолохов преподан исключительно в неправедно хулительном ключе. Но на книгу обрушились цунами захвальных рецензий, потом премия с восхвалительными откликами. Новые же книги о Шолохове этими СМИ просто замалчиваются.

В 1999-м мне, сопредседателю Шолоховского комитета, довелось проводить конференцию видных шолоховедов, педагогов и издателей с участием работников Министерства образования и науки. В итоге приняли рекомендацию: считать обязательным текстуальное изучение творчества М.А. Шолохова во всех классах среднего и старшего звеньев средней школы при должном увеличении учебных часов, отводимых для монографического изучения творчества в 11-м классе, а также внедрение в школьную практику новых спецкурсов и факультативов. Рекомендовали издать учебное пособие «Творчество М.А. Шолохова в школе».

Как откликнулось министерство? Через полгода появился приказ (№ 56 от 30.06.99) с приложением «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования». В разделе «Филология» под грифом «обзорное изучение» шла более чем странная рекомендация: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».

Жду ответа из министерства

Литература в школе… Мало того, что её всё меньше. Усугубляет беду то, что внедряется методика изучения не литературы, а тенденциозного литературоведения. А ещё — пренебрежительное отношение к умению писать сочинения, воспитанию любви к чтению, к культуре чтения. Об этом я написал большой очерк «Методика антилитературы. Размышления писателя о школьных учебниках и позиции министра», опубликованный в журнале «Наш современник» (№ 8 за 2009 год). Мне думалось, поставленные в нём проблемы обязательно привлекут внимание Министерства образования и будут там обсуждены. Нет, ничего подобного не произошло! Вот чем я закончил тогда свои размышлениия: «Сегодня гуманитарное образование не обеспечивает иммунитет от ТВ-бацилл духовной и культурной убогости, сексомании, пошлости и равнодушной аполитичности, помноженной на гражданственный «пофигизм». Осталось без внимания министерства даже предложение подготовить представительное совещание, чтобы сформировать программу вывода гуманитарного образования из серьёзнейшего кризиса. С участием, естественно, лучших педагогов (и учёных, и практиков), чинов министерства, причём не только образования, но и других, имеющих отношение к молодёжи, деятелей творческих союзов, родительской общественности, политиков разных направлений и обязательно работников СМИ, в первую очередь ТВ.

Очень трудно, а точнее — просто невозможно было дождаться внятного ответа от этого министерства на самые злободневные, самые волнующие многих вопросы. Быть ли ответу на сей раз?

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.