Они смеялись над девушкой с веслом, а сами ставят скульптуры Чижику-Пыжику и медицинской клизме
О, как любят последние два десятилетия некоторые продвинутые ценители монументальных искусств поиздеваться над советским, особенно провинциальным, зодчеством. Причем остракизму подвергаются даже не памятники Ленину или другим политическим деятелям. Мол, все эти гипсовые девушки с веслом, юноши с молотом, пионеры с книгой – фи, какой примитив. Одним словом, «совки». Об этом публикация в газете «Советская Россия».
Спросишь таких продвинутых: мол, а чем помешала скульптурная пропаганда здорового тела и образа жизни – они не растеряются, за словом в карман не полезут. Да кому, мол, нужны эти здоровые, трудолюбивые и образованные... Они не вписываются ни в формат нынешней жизни, ни тем более в формат современного высокого искусства.
Иногда это современное искусство и впрямь «высокое», почти как Эверест – скажем, памятник Петру Первому в Москве резца Зураба Церетели. А порой совсем маленькое по размерам, но не по вкладу в культурное наследие человечества. Например, знаменитый петербургский Чижик-Пыжик. А посмотрите, каких творческих вершин достигла скульптура в городах и весях России. Памятник пьянице в Красноярске, в Минеральных водах увековечена медицинская клизма… Поистине, достойнейшие персонажи. Не то что какие-то там великие русские писатели и ученые, а тем более безвестные комсомолки-спортсменки.
Однако, как выяснилось, вполне себе в современном формате можно соорудить памятник и вынутым из нафталина великим. Формат может быть, например, такой: «Памятник Антону Павловичу Чехову глазами пьяного мужика, лежавшего в канаве и не читавшего «Каштанку». Таким путем в творческий поиск пошли в Томске.
В Брянске выбрали иную концепцию. Решили брянские власти, что пора бы реконструировать главную пешеходную улицу города – бульвар Гагарина. Наняли петербургского архитектора Александра Лобанова. И тот развернулся. Хотя исходные данные для творческих свершений были весьма скудные. Действительно, что такое бульвар какого-то первого в мире космонавта. Вот если бы первого в России миллиардера – тогда полет фантазии был бы неуемным, к тому же миллиардер, как пить дать, еще и денег отстегнул бы.
Впрочем, с деньгами, судя по всему, и без миллиардеров особых проблем не было. Архитектор Лобанов так полюбился городским и областным властям, что ему дали, можно сказать, полный карт-бланш. Правда, кто конкретно этот карт-бланш дал юридически, до сих пор установить не могут. В смысле, какое именно юрлицо является официальным заказчиком реконструкции. Сейчас таковым называют МУП «Брянскгорстройзаказчик». Если смотреть по документам, им должен был стать комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации. Но и этого не случилось, ибо «Открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту бульвара Гагарина в Советском районе г. Брянска», который намечался на 8 ноября, не состоялся. По какой причине – не суть важно. Ведь торжественное открытие реконструированного бульвара можно было лицезреть еще 5 ноября, то есть за три дня до аукциона.
К слову, если бы не это суперторжественное из-за высокой концентрации чиновных «единороссов» открытие, показанное несколькими каналами телевидения, об архитектурном ноу-хау Александра Лобанова, кроме самих жителей Брянска, никто бы и не узнал.
Так в чем же суть ноу-хау? На бульваре Гагарина было решено соорудить Аллею космонавтов, что по нынешним временам совсем не модно. Если уж и пользуются сейчас популярностью какие-либо аллеи, так это аллеи «звезд». Естественно, не тех, к которым человечество, в том числе космонавты, стремятся через тернии, а тех, что прочно обосновались на голубых экранах. Но о брянской Аллее космонавтов в одночасье узнала вся Россия.
Хотя поначалу ничто не предвещало ажиотажа. С проникновенно казенными словами обратился к участникам торжества член президиума Политсовета Брянского отделения «Единой России» губернатор Николай Денин.
Все это стало привычным, очень по-«единороссовски» примазываться к достижениям коммунистов и Советского Союза: будь то годовщина Победы или прорыв в освоении космоса. Так что никакого широкого резонанса событие не вызвало бы. Те, кому дорого советское прошлое, поморщились бы от имитации, но от критики, наверное, воздержались бы. Из уважения к тем же советским космонавтам. Поклонники «нового искусства» просто не обратили бы внимания на такой примитив. И лишь жители Брянска сетовали бы между собой, что-де памятник (выполненный в виде сферы, украшенной барельефами) похож на канализационный колодец, а после реконструкции с бульвара пропали не только лавочки и урны, но и вырублены все каштаны.
Но тут покрывала с памятника сняли – и открылся глубокий замысел скульптора. А заключается он в чрезвычайно оригинальном, скандальном, можно сказать, подборе увековеченных покорителей космических рубежей: среди них оказались не только Юрий Гагарин, Мстислав Келдыш, Николай Коперник и Галилео Галилей, но также Михайло Ломоносов, Никола Тесла и Леонардо да Винчи. Впрочем, это еще ладно. Вы знаете, кто такой Альберт Энштеин или Эдуард Циолковский? Не спешите утверждать, что понятия не имеете. Ведь речь идет о знаменитом физике Альберте Эйнштейне и русском ученом Константине Эдуардовиче Циолковском (а вовсе не о его отце).
Не сомневаюсь, что это были никакие не ошибки авторов памятника, а намеренное, творческое преобразование реальности для привлечения всеобщего интереса. Но приглашенные Герои Советского Союза и летчики-космонавты, а также рядовые брянцы столь сложного замысла не поняли. «Кошмар! Ужас! Что же это такое? Ни архитекторы и скульпторы, ни чиновники, принимавшие памятник, не знают элементарных фактов из школьной программы для
5-го класса!» – завозмущались люди. И только чиновники-«единороссы» натужно морщились, не в силах понять, что же происходит. «Вы знаете, как зовут Циолковского, как его имя, разве Эдуард?», – допытывались у одного из них настырные телевизионщики. Тот лишь растерянно сопел.
Ну а когда чиновникам объяснили, случился скандал. Губернатор Николай Денин даже создал специальную комиссию по расследованию. Она уже завершила свою работу. Вина за случившееся возложена на МУП «Брянскстройзаказчик» и трех городских чиновников: председателю комитета по ЖКХ Тюканько, начальнику управления УЖКХ Ноздре и начальнику отдела по связям с общественностью Янкову объявлены выговоры. Оно и понятно, работников ЖКХ в любом случае не грех наказать для профилактики, а директор по связям должен был все как следует растолковать общественности, что областное руководство вовсе не бестолочи и невежды, как их теперь называют несознательные граждане.
Также всех чиновников при аттестации теперь будут тестировать на знание истории области и России.
А что же архитектор Лобанов, по чьему проекту осуществлялась реконструкция? Он, как выяснила комиссия, совершенно ни при чем. Сам Лобанов утверждает, что случайно напутал с инициалами скульптор, он-де очень спешил, чтобы сделать все в срок. Сейчас ужасно переживает. Но особенно переживать не стоит: памятник временный, гипсовый, а в бронзе все отольют как надо.
Так как выяснить имя скульптора до сих пор не удалось, появились предположения, что это мог быть гастарбайтер из Средней Азии, плохо владеющий русским языком. Этой версии придерживаются те, кто не верит в концептуальный замысел архитекторов-новаторов и настаивает, что слишком много денег было «попилено», вот-де и пришлось экономить на исполнителях. И для такой версии имеются основания. Она хорошо объясняет тот факт, что когда гипсовый памятник почти открыли первый раз, еще в октябре, выяснилось, что имя конструктора ракетно-космической техники Валентина Глушко было написано как Валинтин. Эту ошибку заметили и тогда же поправили.
Можно только удивляться: зачем надо было так спешить с открытием временного памятника. Кое-кто поговаривает, что все дело в пресловутом аукционе: мол, до него все хотели закончить, а дальше-де – шито-крыто.
Только что «шито-крыто»? На ставший скандальным памятник из брянского бюджета уже израсходовано 3355932 рубля. На весь бульвар, судя по всему, гораздо больше. А пока брянцы жалеют о каштанах, архитектор Александр Лобанов представляет властям области и города свой новый проект. На сей раз – реконструкции площади Воинской славы: на ней должны располагаться бюсты выдающихся уроженцев Брянщины. Как будут написаны их имена, можно только гадать.
Е. ЮРЬЕВА.