Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Газета «Советская Россия»: Заметки с пленума Союза писателей России

В наше время проходит немало фестивалей и праздников, но фестиваль (или Дни литературы, как раньше говаривали), который не собирает «звезд» эстрады и экрана, – особая статья и серьезная встреча, которую надо организовывать трудом и умом.

Kprf.ru.
2010-06-10 21:33

 

На древней земле, опаленной войной, состоялся выездной пленум Союза писателей России и открылся юбилейный, пятый по счету, фестиваль литературы и искусства Центрального федерального округа, названный по строчке из великой песни «Дороги» Анатолия Новикова и Льва Ошанина: «Нам дороги эти позабыть нельзя».

Открывая Пленум, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев отметил: фестиваль дал возможность встретиться писателям России (на фестиваль съехались представители не только городов ЦФО, но и Якутии, Коми, Карелии, Удмуртии, Украины и Белоруссии), но и снова обсудить и подчеркнуть вклад литературы в Победу, патриотическое воспитание молодежи. А еще, хочется добавить, прикоснуться к железному рубежу России (славных воинов буй-тура Всеволода и 263 Героев Советского Союза дала эта земля!), к красоте и боли щедрой и многострадальной земли, к жизни русской провинции. Казалось бы, ну что увидишь за три дня: библиотечные залы с выступлениями коллег, экспозиции музеев, курский крестный ход, запечатленный еще Ильей Репиным и вновь возрожденный с уникальной иконой – Курской Коренной «Знамение» Божией Матери, привезенной из США. Мельканье лиц и обрывки впечатлений. Но вспоминая их, листая подаренные книги писателей, снова осознаешь, как огромна и многоцветна наша страна, как важно для нее, чтобы все города и веси, все победы и боли ее были подробно запечатлены писателями. А всегда ли они в чести, если взять ту же родную Москву?

В Курской области существует целевая программа развития культуры и искусства, создан литературный музей, где рассказывается о писателях, можно сказать, летописцах ХХ века (взять хотя бы очеркиста Валентина Овечкина). Был принят Закон о культуре, которого, по существу, нет на федеральном уровне, и проводятся тематические года – год библиотек, год театров, год музеев. В Курске поставлены замечательные памятники творцам – нашим современникам: Георгию Свиридову, который, кроме всего созданного богатства, написал «Курские песни», запечатлев музыкальную историю соловьиного края; Константину Воробьеву, хотя лучшая его книга о Московской битве, а жил он после войны в освобож­денной им Литве; Евгению Носову – советскому классику, с которым мне посчастливилось бродить по летнему Курску. Всем участникам фестиваля подарили по полному собранию сочинений этих двух писателей-солдат. Уверяю читателей, что и в Москве были писатели-фронтовики, сопоставимые с ними по таланту и заслугам. Где подобные монументы? Мне подарил книги Алексей Шитиков, который много лет работал в «Нашем современнике», но вернулся в Курск. И правильно сделал! И он, и Вадим Корнеев, который, помню, был у меня в семинаре молодых писателей Черноземья, подарили по прекрасно изданному тому своих стихов. Мне такого уже не дождаться…

Курские члены Союза получают губернаторские пособия, пусть небольшие, но в богатейшей столице и такого не дождаться. Наконец, сделан главный подарок писателям, которого пока нет у многих даже более благополучных областей. В дни нашего приезда состоялось событие, о котором искренне мечтали все курские писатели, но даже не надеялись, что оно когда-нибудь свершится. На Красной, главной Площади, в помещении, где раньше располагалась книжная лавка курских писателей, открылся Дом литератора. Его показывал с гордостью основательный председатель Курского регионального отделения Союза писателей России Николай Гребнев: «Это подарок всем прозаикам и поэтам от областной власти, в частности, от регионального комитета по имуществу, которому принадлежит помещение». А мы ведь знаем примеры, когда писателей убирали из особняков в центре городов, как, например, в Ростове или Краснодаре. Да на сам особняк Союза писателей по Комсомольскому проспекту в Москве чиновники «от имущества» предприняли наступление!

На первом этаже Дома курских писателей – небольшое кафе, где за чашечкой кофе или чая писатели, артисты, представители творческой интеллигенции города смогут вести задушевные беседы (сразу вспоминаешь, как у писателей в Москве увели ресторан и знаменитый «пестрый зал» кафе – теперь по ценам не подступись!). Рядом – лавка курских писателей. На втором этаже откроется издательский центр, который будет выпускать небольшим тиражом книги и молодых авторов. Здесь 9 июня состоялся День автографа, а на книжных полках были представлены книги ветерана Александра Харитановского, который, кстати, выступая на пленуме, сказал, несмотря на соседство владыки Германа: «Надо государству не только на епархии надеяться, но и на творческие союзы опираться! А где многострадальный закон о них?» В Доме на днях пройдет первое собрание Школы прозы Бориса Агеева, а потом все писатели вспомнят Евгения Носова и проведут презентацию его книги «Белый гусь».

Мне доверили возглавить группу, которая отправилась в Железногорск – сердце Курской магнитной аномалии. По пути мы остановились в Фатеже, посетили Музей Георгия Свиридова, увидели замечательную экспозицию, посвященную жизни и творчеству гения русской музыки. А далее – музей-заповедник «Большой Дуб», где расположен мемориал памяти о сгоревших 19 деревнях округи вместе с их жителями в отместку за партизанское движение в этих не таких уж лесных местах. «Белый медведь» – так называлась эта сознательная операция по борьбе с мирным населением, у каждого немца была записка: «Убивай всякого русского, советского!». Ну и фотографий немало осталось:   немцы очень любили фотографировать себя на фоне трупов. Вот что Страсбургскому суду надо показывать! В самой деревне Большой Дуб сожгли и расстреляли 49 жителей, в том числе 24 ребенка, и сам дуб, давший название деревне, сожгли. Теперь на его корнях, у остатков срубов, растет молодой дуб.

И, наконец, знаменитый Михайловский рудник Курской магнитной аномалии, вокруг которого и вырос Железногорск. Гигантский рудник (пласт 7,5 км на 2,5 км, а глубина –      35  м) поражает воображение размахом. Только теперь ни один краевед-экскурсовод не расскажет, какая доля этого богатства отдается родине и району, какая владельцам. Известно лишь, что он формирует 70% городского бюджета, трудится здесь треть населения города. Наша встреча проходила в библиотеке, где с 2002 года работает литературный клуб «Автограф», так что публика была подготовлена, многие сами пишут, как, например, художник, прозаик и певец Андрей Перьков. Мои коллеги: Леонид Мачулин – редактор нового журнала «Славянин», выходящего в Харькове, Аршак Тер-Маркарьян – ветеран «Литературной России», Олег Дорогань – поэт из Ельни, Николай Старченко – главный редактор журнала «Муравей», Валентина Коростелева – поэтесса из подмосковного Железнодорожного и сопровождавший нас курский поэт Юрий Асмолов – рассказали о сокровенном, о своем видении сегодняшнего литпроцесса, но и послушали местных поэтов. Еще раз убедился, что главное стремление поэта, даже начинающего, – жажда высказать правду. За то и не любят в наше гламурное время русских писателей. Тот же Асмолов, который живет в селе, пишет, как клянется:…Невзирая на напасти,

Где б ни выпало мне жить,
И при всякой-якой власти,
Все, к чему душой причастен,
Буду помнить и любить.
Собственно, еще и для того мы собираемся в такие поездки, чтобы укрепиться в Любви и Памяти. Статс-секректарь Союза писателей России зачитала от имени пленума единогласно принятый документ.

 

«Сбережем красоту Победы!
Из обращения участников Дней литературы и искусства ЦФО

 

Дорогие соотечественники!
Писательский десант, отметив 65-летие Победы, прибыл в Курск в преддверии празднования очередной годовщины Курской битвы. Мы приехали сюда, так же как в былые годы в Сталинград, на Прохоровское поле, Рязань и Калугу, Смоленск и Минск, Орел и Брянск, для того, чтобы одеть легенду в слово. Чтобы писательское слово стало той непробиваемой броней для каждой из легенд Великой Отечественной, в которую по-прежнему нацелены ножевые и пушечные удары клеветы, зависти и злобы.
«Третья мировая уже началась», – провидчески сказал в 70-е годы прошлого века русский критик Юрий Селезнев. Наша писательская «третья мировая» в том, чтобы уберечь легендарные предания Второй мировой и еще заветнее – Великой Отечественной. Священной. Народной.
Празднование 65-летия Победы еще раз напомнило нам не только о безоговорочном праве на радость, но уже в который раз обнаружило чувство тревоги и бдительности по поводу попыток очередных фальсификаций Великой Отечественной войны, отрицания или умалчивания значения беспримерной народной жертвы в минувшей войне.

Нельзя обойти молчанием и тот факт, что литература о Великой Отечественной – военная проза и поэзия, как мы ее называем, – выводится на обочину общественного сознания. Обращает на себя внимание тенденциозная избирательность в подборе и выборе имен.
В майские победные дни постыдно отсутствовало имя Александра Твардовского, чье столетие мы будем отмечать 21 июня. Не потому ли, что Василий Теркин слишком пристально смотрит в глаза потомкам победителей. Слишком честен. Слишком прям. Слишком прост. А автор напоминает нам:

«Вот стихи, а все понятно, все на русском языке…» Не потому ли отсутствовало имя?
Писатели России, Украины и Беларуси уверены в том, что литература Великой Отечественной войны должна стать обязательной и весомой частью программного курса в средней и высшей школе.
Пусть же наша встреча соберет в эти трудные дни лучшие силы, лучшие мысли и чувства для того, чтобы легенда и легендарная слава русского народа и всех народов Советского Союза, победивших фашизм, прорастала в наших детях и внуках верой, гордостью и достоинством.
Память павших – из рода в род!»

Снова земля солдатской стойкости и верности Родине стала железным рубежом на полях духовных сражений.

Александр БОБРОВ. Курск – Фатеж – Железногорск.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.