Новый шедевр антисоветского паскудства. Рецензия на фильм А.Германа «Бумажный солдат»
Либералы с удовольствием вымазали грязью весь советский период нашей истории. Не тронутым оставался только космос. Но теперь и эта недоработка исправлена, пишет Т.Краснов в рецензии, опубликованной на сайте питерской городской организации КПРФ.
Скука и уныние – вот впечатления которые производят фильмы А. Германа младшего, одного из плеяды потомственных режиссёров нашего современного кино, констатирует рецензент.
Скучно смотреть на обесцвеченные тусклые кадры, скучно слушать пустой трёп интеллигенции, никак не относящийся к сюжетам его картин и явно вставленный в фильм только для того, чтобы хоть чем-то заполнить пустоты – иначе бы от фильма осталось меньше половины. Правда, в этих кухонных разговорах нет-нет да проскочит фразочка о чеховских трёх сёстрах, которых Сталин бы непременно сгноил в лагерях или возмущение тем, что «в этой стране» почему-то всё непременно нужно назвать «спутник» - будь то дрель или бритва, или вообще скажут о том, что «Ленин был кровопийца и немецкий шпион». Скучно, уныло и однообразно.
Не стал исключением и новый его фильм «Бумажный солдат». Эта работа, в отличие от предыдущей, получила-таки приз на венецианском фестивале. Задачу свою Герман выполнил. Рассмотрим теперь слагаемые этого успеха.
Для того чтобы потрафить вкусу европейца нужно взять находящегося на грани (если не за гранью) психического расстройства вечно рефлексирующего интеллигента, добавить нездоровые семейные отношения и рассказать эту историю на мрачном фоне тоталитарного режима. Герман для этой цели выбрал неожиданную тему – ещё никто и никогда не плевал в советскую космонавтику и не живописал ужасов, через которые страшный советский режим пропускал будущих покорителей космоса. Тема благодатная, что и говорить. Однако идея – это одно. А вот с исполнением у режиссёра вышло туговато.
Надрывно кашляющие в беспросветно-серой казахской степи звероподобные солдаты и офицеры, вечно больные доктора, торгаши в серых шинелях, продающие ванны (непонятно только для чего – ведь судя по фильму ни о каких водопроводах в убогих деревянных бараках, в которых жили покорители космоса, и речи идти не может), а также спекулянты в штатском, торгующие чем угодно из-под полы чуть ли не прямо на космодроме. Разруха, хибары, общая нищета и убожество и всеобъемлющий непрерывный рвущий лёгкие кашель – вот обычная советская действительность по Герману. Кашель – вообще отдельный разговор. Из фильма в фильм кочуют у Германа две вещи: кашель и Чулпан Хаматова. Чулпан Хаматова и кашель. Видимо, это и есть две составляющие «фирменного почерка» режиссёра. Все остальные особенности фильмов Германа: нудная затянутость, никудышный звукоряд, обязательное наличие постельных сцен и мучительно долгие неподвижные планы, на которых то убогие бараки, то играющий в одиночестве ребёнок - это общая беда всех плохих режиссёров, а вовсе не специфика одного лишь Германа.
И естественно лагеря. Лагеря – это сквозная тема в фильме. Каждые пять минут упоминается о том, что кто-то в этих лагерях погиб. Естественно, что и главный герой, работающий врачом на Байконуре, сам из семьи репрессированных. Особенно интересен ни к селу, ни к городу вставленный в фильм эпизод, в котором жена главного героя посещает проездом лагерь для «жён врагов народа». И именно в тот момент, когда его последние обитатели выселяются советскими солдатами. Кроме выселения на все четыре стороны одиноких старух, доживающих лагере последние дни, солдаты сжигают из огнемётов бараки и с удовольствием отстреливают собак. Командуют ими явно патологические типы: сержант и капитан. Вот оно мрачное сталинское наследие! Вот только как-то не приходит никому в голову вопрос, почему это дети врагов народа не только получили образование (это как раз неудивительно, в советское время дети преступников могли стать полноценными гражданами, и становились ими намного чаще, чем сейчас) и теперь не где-нибудь, а на Байконуре, в «святая-святых» - на самом по вполне понятным причинам засекречено объекте. Странно, не так ли?
Добавим к этому постоянно не работающую технику, пострадавших от проклятого советского режима ссыльных и их потомков, встречающихся на каждом шагу, казахов, торгующих портретами Сталина (миллионы людей погубил, а сам улыбается, - говорит главный герой), мечтающих об устрицах Гагарина с Титовым. И даже бассейн, в котором упражняются космонавты – и тот построен в… разрушенной церкви. Как будто не было у советской власти возможности построить для космонавтики – гордости Страны Советов – ни нормальной тренировочной базы, ни космогородка.
У Германа космонавты горят заживо в барокамерах и бегают по колено в грязи на тренировках. Естественно, все они, кроме явно безумного Гагарина, понимают, что шансов выжить совсем немного: людоедское правительство Страны Советов плевать хотело на их жизнь, а потому риск при полёте в космос был просто запредельным. И вот среди бараков и пейзажей, вызывающий в памяти фильм кин-дза-дза, в грязи и убожестве с помощью «лома и такой-то матери» происходит фильме первый запуск человека в космос. Как будто не нужны для этого сотни лабораторий, суперсовременное оборудование, квалифицированные специалисты, дома в которых они живут, школы, детские сады для их детей, клубы, кинотеатры… Естественно, на самом деле всё это было. Вся необходимая инфраструктура для запуска человека в космос была построена – не из барака же запускать в космос ракету, в самом деле!
Впрочем, европейскому зрителю думать не полагается. Ему полагается внимать тому, что ему показывают и верить в любые сказки, лишь бы их преподносили под соусом из борьбы с тоталитаризмом пополам с описанием духовного мира полушизодного индивидуалиста. Уж чем-чем, а этим соусом «Бумажный солдат» просто пропитан насквозь. А потому не замечают европейцы, что им подсунули очередную развесистую клюкву. Только вместо медведя с балалайкой в роли клюквы – убогие бараки и тоталитарные ужасы. Впрочем, эта клюква о России для европейца по нынешним временам куда привычнее и вкуснее.
Большую помощь в получении картиной призов, видимо оказал и исполнитель главной роли – грузинский актёр, удивительно внешне напоминающий Саакашвили. На фоне недавней войны с Грузией этот фактор должен был вызвать симпатии венецианского жюри. Тут европейцу сразу же тема гордого маленького грузинского народа, угнетаемого безжалостным северным соседом, приходит на ум.
Ну, а советскому человеку на ум приходит один единственный вопрос: чтобы все эти потомственные горе-режиссёры делали без советской власти и лично тов. Сталина? На кого бы тогда лили грязь и за что бы им давали призы на зарубежных фестивалях? Выражаясь более образно: что бы ели вши, если бы остались без того, на ком паразитируют?
Как и подобает всякой антисоветской агитке, эта лента снята при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ – то есть ведомства гр-на Швыдкого, почившего в бозе в прошлом году. К тому, что это ведомство выделяло деньги в самом лучшем случае на откровенную халтуру (как в случае с «новыми русскими мультфильмами»), а то и на явно заказные пасквили на Советскую власть ("парк советского периода"), все уже давно привыкли. И даже то, что святой для всех советских людей, которые помнят 12 апреля 1961 года, день без зазрения совести использован режиссёром для создания очередного пасквиля на свою собственную страну – совсем не странно.
Естественно, что европейские общечеловеки такими вопросами терзаться не стали. Они запросто дали фильму с ужасающе бездарной режиссурой приз именно за самую лучшую режиссуру. Лишь бы фильм был правильным с идеологической точки зрения. Видимо, теперь в Венеции дают в качестве призов не просто львов, а Львов Давыдовичей.