Выставка в Барнауле: всадники Революции, как и прежде, в походе
В городе Барнауле, в небольшом уютном выставочном зале «Турина гора» несколько дней тому назад открылась небольшая, но очень примечательная и емкая выставка двух известных алтайских художников — Павла Даниловича Джуры из Барнаула и гостя нашего города, заслуженного художника России и народного художника Республики Алтай Игнатия Ивановича Ортонулова из Горно-Алтайска.
Павел Данилович Джура — монументалист, в свое время сделал множество росписей общественно значимых зданий как в краевом центре, так и в районах края. Игнатий Иванович Ортонулов — признанный мастер в станковой графике. Им сделано много линогравюр, в которых он ярко и образно воспевал дружбу наших народов, революционную борьбу в годы революции и Гражданской войны, созидательный труд некогда великой страны, когда два братских народа бок о бок строили социализм и защищали от врагов Родину.
Еще Игнатий Ортонулов известен как книжный график, оформивший большое количество книг. Работает он кроме станковой и книжной графики также и в живописи. В своем творчестве он развивал и развивает самобытно и ярко традиции алтайского национального искусства. Сегодня два мастера выставили прежде всего живопись, отобразившую величественную и неповторимую природу Горного Алтая. А Игнатий Ортонулов выставил также часть своих старых линогравюр. Его линогравюры полны экспрессии, динамики, яркого колорита.
Когда-то оба художника окончили Алма-Атинское училище, и с тех пор их связывает крепкая дружба. И творческое сотрудничество, прежде всего настоянное на любви к горному Алтаю и к его народу. Оба художника, как и прежде, верны традиционной реалистической манере, в творчестве их нет и намека на столь милые многим эстетам формалистические выверты и желание понравиться нынешней богеме и чутко держащим нос по ветру эстетам.
Эта выставка вызвала в сердцах тех, кто присутствовал на ее открытии, чувство гордости и признательности к творчеству этих художников.
На фоне химер эсэнгэвщины, открывающихся ныне повсюду то тут, то там музеев оккупации, гробокопательства, осквернения памятников и захоронений павшим в боях советским солдатам, скрупулезных подсчетов того, кто кому в бывшем отечестве больше задолжал, на фоне поголовного и небрежного отношения к нашей недавней великой истории, а также дегуманизации искусства, прежде всего под флагом освобождения его якобы от стереотипов и клише советского строя и оков тоталитаризма, эта небольшая выставка являет пример совсем иного свойства. Она выступает в защиту нашей вековой дружбы. В защиту гуманизма. В защиту идей и принципов социалистического реализма. Все присутствовавшие с гордостью говорили об этом. Говорили о нерасторжимой дружбе наших народов, о плодотворном взаимодействии наших культур, о том, что все это надо беречь как зеницу ока и преумножать все это, о том, что нужно, как и прежде, нести высоко идеи гуманизма в нашем искусстве, вопреки всем примерам иного свойства.
Один из многочисленных примеров того, как ныне опошляется у нас все святое, что можно обнаружить хотя бы в той же правительственной «Российской газете», многие публикации которой есть форменное надругательство и издевательство над здравым смыслом, — недавнишняя публикация «Личная жизнь гения», в которой под знаменем этих новаций и нынешней либеральной расхристанности и «революционности» расхваливается на все лады книга лондонского профессора Дональда Рэйсфилда «Жизнь Антона Чехова», от которой веет такой запредельной мерзостью и глумлением, что хоть святых выноси. Где копание в грязном белье писателя выдается как еще одно достижение гуманизма и так называемой свободы (27 ноября 2007 г., № 265). С примечательной иллюстрацией, на которой изображен «памятник» великому писателю в Томске, а точнее, гнусная и мерзкая карикатура на него.
Присутствовавшие говорили с гордостью о том, что путь художниками пройден большой, список того, что сделано обоими художниками, — внушительный. Но еще больше им предстоит сделать. Так, присутствовавший на открытии этой выставки известный сибирский писатель Александр Родионов, отмечая дарование и заслуги в области изобразительного искусства Игнатия Ивановича Ортонулова, выразил пожелание ему, чтобы он непременно оформил сказания и легенды алтайского народа. И тут действительно за мастером есть большой творческий долг. И эта работа, как никому другому, ему под силу.
А что до меня, то мне Ортонулов близок, как и прежде, своими большими графическими листами, в которых он воспевает дружбу наших народов. И по-прежнему я вглядываюсь чутко и трепетно и с любовью в его листы, где пылает стягами революция, где всадники революции, как и прежде, продолжают, вдохновляя нас, нынешних, непреклонно и яростно свой поход, сквозь пургу и снежные заносы в наше светлое и прекрасное будущее.
Доброго пути вам, большие художники!