Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Профессор А.В. Воронцов: Возрастание роли Союзного государства на постсоветском пространстве

России с точки зрения мировой геополитики и особенно национальной безопасности небезразлична ситуация, складывающаяся на постсоветском пространстве вблизи наших границ.

А.В. Воронцов, д.ф.н., профессор, председатель Совета МОО «Российско-Белорусское Братство»
2013-08-30 20:05 (обновление: 2013-08-30 22:30)

Ни для кого не секрет тот факт, что наша страна окружена базами НАТО, расположенными на территории бывших союзных республик. К примеру, в воздушном пространстве на западной границе Ленинградской области, между Ивангородом и Нарвой, были неоднократно замечены самолёты Североатлантического альянса. Самолёты НАТО в настоящее время контролируют всю Прибалтику, на территории у границы России и Белоруссии построены вышки электронного слежения за территорией РФ. Территория России и сопредельных с нею государств «простреливается» электронными средствами вплоть до Кремля. Сегодня американские базы, самые современные ВВС и ПВО из Германии перемещают в Польшу, а также в страны ближнего зарубежья. Расширение НАТО на восток отнюдь не идёт на пользу поддержания мира, стабильности в Европе, а скорее наоборот.

Стремительное разрушение Советского Союза не было вызвано объективными закономерностями. Первостепенную роль здесь сыграл субъективный фактор и, прежде всего, борьба за власть как внутри самого государства, так и национальных элит в бывших союзных республиках. При этом ельцинское руководство не сделало элементарных выводов из распада системы Варшавского договора, восточно-европейских социалистических стран, когда великая держава позорно, по сути дела, бежала от своих бывших союзников, бросая собственность, базы, порты, перепродавая за границу оружие, не создав ни правовой базы, ни соответствующих долгосрочных соглашений.

Каждый год, отмечая очередную дату независимости России, мы с недоумением спрашиваем: почему границы России в Европе, по существу, оказались отброшены на 250 лет назад, к эпохе первой половины XVIII столетия; почему брошены на произвол судьбы 25 млн. наших соотечественников; оставлена Калининградская область, окруженная странами, рвущимися в НАТО; не заключены, опять-таки, соглашения с бывшими союзными республиками? Что это, роковые ошибки, оплошности или умышленная политика руководителей страны? Во всяком случае, прежняя власть на всю «катушку» пользуется льготами, а разрушители Советского Союза, да и России не сходят с телевизионных экранов.

Реальность такова: жизненное пространство России как шагреневая кожа сужается, в то время как геополитическое пространство США расширяется, в том числе в тех районах, где традиционно влияние нашей страны было наиболее сильным (Ближний и Средний Восток, Тихоокеанский регион, в первую очередь район Северной Кореи). СНГ оказалось малоэффективной организацией. Примеров для раскрытия этого тезиса предостаточно.

Серьезные перспективы развития имеет Таможенный Союз и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Тем не менее, глубоко уверен, что высшей формой экономической и политической интеграции является Союзное государство России и Беларуси, которое выражает чаяния большинства народа. Как показывает жизнь, именно Союзное государство выступает лидером интеграции на постсоветском пространстве. Вот почему союз России и Белоруссии имеет для нас не только судьбоносное, но и эпохальное значение. Будет прочный союз с Белоруссией, будет союз и с другими государствами и, прежде всего, – Украиной, Казахстаном. Будущее союзное государство, которое займет достойное место в современном геополитическом пространстве, явится мощным препятствием мировому глобализму. Союз этот продиктован объективными историческими, экономическими, стратегическими, военно-политическими и нравственными причинами.

В современном геополитическом пространстве не лучшим образом складывается ситуация почти на всей протяженности наших границ и особенно на юго-западе. Странами Запада предпринимаются попытки изолировать Украину от России. Некоторые государства НАТО, и, прежде всего, США, рассматривают Украину в качестве дестабилизатора объединительных процессов в СНГ, как потенциальный антироссийский форпост, стараясь втянуть ее в свои структуры.

Американский конгресс еще в сентябре 1996 г. принял резолюцию обеих палат под номером 120 «В поддержку независимости Украины». В ее 16 пунктах в безапелляционном тоне продиктованы основные направления внутренней и внешней политики «независимой Украины». В 10 пункте, в частности, дословно сказано следующее: «Правительству Украины необходимо продолжать действия в защиту своего суверенитета и суверенитетов других независимых государств бывшего Советского Союза путем противодействия появлению любой политической или военной организации, которая могла бы содействовать реинтеграции государств бывшего Советского Союза». Такова позиция США по отношению ко всем республикам постсоветского пространства. При этом, оказывая экономическую «помощь», США и их западные союзники пытаются диктовать условия проведения не только внешней, но и внутренней политики, которые, кстати, не приемлет Республика Беларусь.

Международный Валютный Фонд, оказывая финансовую помощь украинской экономике 3,4 млрд. долларов вместо 15,5 млрд. обещанных, оговаривает, что выделяемые деньги ни в коем случае не должны использоваться для развития реальной экономики. Кроме того, в рекомендациях заокеанских «благодетелей» присутствует настойчивое требование по повышению тарифов в жилищно-коммунальной сфере и прочие меры, сковывающие по рукам и ногам Правительство и его контроль над экономической системой. Намерение МВФ – взять под контроль украинскую экономику, пресечь любые попытки сближения с Россией. К сожалению, Республика Украина все больше теряет самостоятельность и суверенитет, попадая в зависимость от внешнего управления со стороны международных финансовых структур. При этом не учитывается мнение украинского народа. Украина все больше дистанцируется от России и интеграции в Таможенном союзе, а в перспективе – в Евразийском экономическом сообществе. Этот курс, пренебрегая предвыборными обещаниями, недвусмысленно проводит Президент страны В. Янукович, часто повторяющий: «Европа – наш дом, Россия - сосед» и «ЕврАзЭС – не наш выбор».

В этих условиях, союз России и Белоруссии крайне необходим. Союз России и Белоруссии – это не следствие стечения обстоятельств. Он представляется результатом действия объективных закономерностей и активного проявления субъективного фактора – стремления братских народов к единству, получившее наиболее полное выражение в политической воле белорусского Президента.

Современная Республика Беларусь – одна из самых стабильных бывших республик Советского Союза. В этом я убедился, неоднократно бывая в Белоруссии, в том числе в качестве международного наблюдателя на выборах Президента и Парламента страны.

В условиях злобной антибелорусской кампании белорусский народ, мужественный, волевой и непреклонный, сделал свой выбор и проявил высочайшую сознательность, показал уверенность в своём будущем. Не пресловутый «административный ресурс», а здравый смысл белорусского народа решил исход парламентских выборов и референдума.

Сегодня Республика Беларусь – единственное на славянском пространстве государство, которое проводит независимую и национально ориентированную политику, не следуя настойчивым рекомендациям МВФ.

Братство русского и белорусского народов имеет глубокие, уходящие в общеславянское прошлое корни, оно скреплено пролитой в общей борьбе за свободу и независимость кровью в многочисленных битвах – от Грюнвальда до Бреста и поверженного Берлина. В 2015 году мы совместно отметим 70-тилетие победы над фашистской Германией. У нас общая история, в которой есть и трагические и величественные страницы. Поэтому решение о создании Союзного государства было продиктовано не только политическими и экономическими интересами, но, прежде всего, естественным стремлением народов к объединению. Инициатива шла снизу, из обычных семей, от трудовых коллективов и общественных организаций – и у руководства обоих государств хватило мудрости и смелости поддержать и юридически оформить эту инициативу.

А смелость нужна была немалая, потому что противники нашего Союза, хоть и немногочисленны, но довольно влиятельны и очень крикливы. Они получают мощную поддержку из-за рубежа, как ближнего, так и дальнего, где до сих пор пугают друг друга мрачной тенью «старшего брата» и призраком возрождающейся «империи зла». Наши оппоненты готовы приветствовать объединительные процессы в любой точке земного шара (в Германии, в Европе в целом, в Корее) – где угодно, только не на территории бывшего СССР. С чего бы это? Почему наш Союз должен быть направлен против кого-то, кому-то или чему-то угрожать? Он не против, он за. Союзное государство создаётся в интересах русского и белорусского народов, для того, чтобы жизнь наша стала богаче и спокойнее, чтобы мы и наши дети могли увереннее смотреть в будущее. Отказ от исторических традиций и смысла жизненных ценностей славянских государств и российского общества в частности, бездумный радикал-либеральный нигилизм по отношению к культурным и экономическим корням, в том числе по отношению к экономическому наследию СССР, – гибельный для России, Украины, Белоруссии путь, который способен лишь обесточить жизненный и социальный потенциал народов этих стран. При продолжении этого курса восточнославянские страны будут обречены влачить жалкое существование на задворках мировой истории в виде зависимых сателлитов развитых мировых государств. Россия, Украина, Беларусь могут раствориться и исчезнуть в западноевропейском цивилизационном потоке, потерять свою идентификацию, превратиться в ресурсно-сырьевой придаток индустриально развитых стран, в территорию сосредоточения вредных производств и промышленных отходов, в рынок дешевой рабочей силы. В геополитическом пространстве им может быть навязана роль убогой периферии технологической цивилизации. Спасение России и восточнославянских государств - в возвращении к своим национальным и культурным традициям. Для России союз с Белоруссией имеет стратегическое значение, прежде всего с точки зрения нашей безопасности.

Единственным препятствием продвижения НАТО на Восток является Республика Беларусь, руководство которой первой протянуло нам руку дружбы, проявило инициативу создания единого государства. Западу и Соединенным Штатам Америки, как и международным финансовым корпорациям, невыгодно возрождение на руинах бывшего СССР нового мощного экономического и политического центра. В то же время России для возрождения былой мощи необходимы, прежде всего, военно-политическая реинтеграция постсоветского пространства, присутствие в Европе и широкий выход к Балтийскому и Средиземному морям.

Беларусь обеспечивает стабильность на западных границах России. Она располагает одной из самых боеспособных армий в Европе. Общая численность Вооруженных Сил составляет 85 тысяч человек, из которых более 70% сухопутные войска, около 17% - военно-воздушные силы, 13% - войска ПВО. На пространстве от Риги до Киева только белорусские ПВО отслеживают ситуацию и информируют Москву. Беларусь сохранила уникальный центр, который фиксирует любой взлёт самолёта за 2,5 тысячи километров, т.е. практически с любого аэродрома в Европе. Ганцевическая суперсовременная радиолокационная станция, введенная совместно с Россией, позволяет контролировать пуски любых ракет и других летательных объектов за Атлантикой. Россия за эту станцию не платит Белоруссии ни копейки. Для сравнения заметим, за Байконур Россия платит Казахстану порядка 200 миллионов долларов в год. На территории Белоруссии расположена Вилейская радиолокационная станция, обеспечивающая связь ядерных подводных лодок России с командованием Российской Федерации, и за это Россия ничего не платит. Кто обеспечивает безопасность на западном направлении нашего Союзного государства от Риги до Киева? Опять же Белорусские ПВО. Белорусская армия является продолжателем славных традиций Советской армии. Ни о каком сокращении Вооруженных Сил Беларуси речь не идет. Без Белоруссии России трудно обеспечить безопасность своих западных рубежей, а это – 1239 км. Не случайно Россия выделила на программу «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012 – 2016 гг.» 1 миллиард российских рублей3.

В конце сентября 2013 г. успешно прошли совместные стратегические учения вооруженных сил России и Беларуси «Запад - 2013» в интересах обеспечения безопасности Союзного государства.

Существенен вклад Беларуси в совместное производство вооружений. В настоящее время 180 российских оборонных предприятий поддерживают контакты со 120 заводами белорусского ВПК. Доля поставок из Белоруссии в оборонном заказе РФ достигает 15%, по имеющимся оценкам, при отсутствии координации с белорусскими предприятиями на организацию альтернативных производств только в оборонной промышленности России потребуется единовременно около 20 млрд. рублей.

Сегодня, на мой взгляд, важнее всего политический союз, разработка главного политического документа – Конституционного акта, в котором должны быть определены государственное устройство и правовая система Союзного государства. При этом важно учесть необходимость одновременного существования законодательной, исполнительной и судебной властей, поскольку по этому принципу построены действующие Конституции Российской Федерации и Республики Беларусь. И уже после этого нужно вводить единую валюту Союзного государства.

В настоящее время Союзное государство представляет собой государственное объединение конфедеративного типа, и это в обозримом будущем оправдано. Державные интересы белорусского и российского народов требуют не только сохранения, но и дальнейшего развития Союзного государства.

Союз России и Беларуси может и должен дать мощный стимул для других стран в деле воссоздания сильного государства, противостоящего современному глобализму. Без этого славянский мир может просто погибнуть.

Геополитические интересы Беларуси и России на нынешнем этапе диктуют интеграцию в сфере обороны, тесное военно-техническое сотрудничество как адекватный вызов странам НАТО во главе с США, наращивающих своё военное присутствие вблизи границ Союзного государства, а его образование создаст ряд выгод и преимуществ для России. Особенно с геополитической точки зрения. Прежде всего, воссоединение Беларуси и России обеспечивает последней долговременные геостратегические интересы. Россия приблизится к границам стран Центральной и Восточной Европы и к Калининградскому анклаву. Проблема, которая не решена, скорее обострена. Существенно будет облегчён с ним транзитный коридор и тем самым может улучшиться его социально-экономическое положение. Образование Союзного государства не позволит создание санитарного коридора по периметру западных русских границ, Балтийско-Черноморского пояса, что не допускает отторжение России от основных магистралей транзита газа и нефти. Кроме того, объединение Беларуси и России укрепляет позиции последней в СНГ, и она станет влиять на других его членов в целях сближения с Союзным государством, поскольку сторонники тесной интеграции в Содружество получат заметную поддержку в их стремлении присоединиться к российско-белорусскому государству. В то же время позиции США и их союзников на постсоветском пространстве могут быть ослаблены, тогда как Россия получит ряд геостратегических выгод в решении наиболее острых и сложных международных проблем.

Дальнейшее промедление в фактическом образовании Союзного государства не только недопустимо, но и вредно. Оно ведёт к утрате доверия народов наших государств к искреннему желанию властей создать такое государство, подрывает безопасность как России, так и Республики Беларусь. Создание Союзного государства России и Беларуси, а в будущем и других государств на бывшем постсоветском пространстве, станет важным фактором противодействия глобализму.

К сожалению, на пути к этому союзу немало препятствий, как внешних, так и внутренних. Союза России и Беларуси стремятся не допустить государства, входящие в НАТО во главе с США, определенные политические силы (СПС и др.) России, особенно те, которые виновны в развале СССР, а также белорусская оппозиция, ориентирующаяся на Запад (БНФ, ОГП, БСДГ, БСДП и др.). Они сосредоточили свою активность на решении двух тесно связанных задач - отстранении Президента А.Г. Лукашенко от власти и разрыва союза с Россией. «Пятая колонна» в России и Беларуси всячески препятствует строительству Союзного государства.

В последнее время в ряде стран НАТО, в самой Беларуси прошли мероприятия так называемой демократической белорусской оппозиции. Состоявшиеся на средства западных инвесторов конференция «демократических» сил в Вильнюсе, конференция белорусской диаспоры в Таллинне, научно-практическая конференция «Проблемы современной белорусской идеологии» в Минске были призваны, видимо, активизировать деятельность оппозиции по отношению к законно избранному Президенту Республики Александру Лукашенко и содействовать «встраиванию» Беларуси в Европейское сообщество и блок НАТО.

Западные кукловоды, обеспокоенные сближением Беларуси и России, пытаются через свою прислугу из числа белорусских оппозиционеров (а точнее сказать белорусских грантоедов) навязать всему белорусскому народу «меры по обеспечению независимости Беларуси». При этом авторов и исполнителей проекта «обеспечения белорусской независимости» не интересует мнение народа Беларуси, его стремление жить в дружбе и взаимопонимании с братскими народами России и, прежде всего, с русским народом.

Белорусские «демократы», собранные западными спонсорами, готовы обсуждать любые вопросы, только не вопросы укрепления белорусской экономики, обороноспособности страны, повышения уровня жизни своих земляков. Их не интересует благополучие жителей Республики. Они говорят о значимости созданной в 1918 году в период немецкой оккупации, но не легитимной Белорусской народной республики (БНР), Раде этой БНР, которая лакейски направила телеграмму кайзеру Вильгельму с выражением «наиглубочайшей благодарности за освобождение Белоруссии немецкими войсками», о «героях национального сопротивления» - фашистских пособниках, запятнавших себя кровью белорусов в годы Великой Отечественной войны. В 1990-х годах эти современные последователи «героев национального сопротивления» пытались под руководством своих западных хозяев разорвать союз Белоруссии с Россией, теперь стараются не допустить его возрождения и укрепления.

Им порой подпевают некоторые белорусские чиновники. К примеру, разве являются дружественными по отношению к России слова Посла Республики во Франции Павла Латушко, бывшего министра культуры, по случаю празднования в Борисове в конце ноября 2012 года 200-летия победы Русской армии над наполеоновскими захватчиками у реки Березины: «Эти трагические события объединяют белорусов с Францией и французским народом. Символично использовать именно эту историческую дату для понимания того, что мы должны строить единый европейский дом». Разве уполномочивал белорусский народ П. Латушко на подобное высказывание, которое идёт в разрез с политикой Президента Беларуси Александра Лукашенко на развитие и укрепление дружеских связей между братскими народами.

Представители пятой колонны внутри России также пытаются торпедировать процесс построения Союзного государства Беларуси и России, постоянно нападая на Республику Беларусь и ее Президента. В № 18 «Аргументы и факты» в статье «Россия платит Белоруссии за единство?» замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрей Суздальцев на вопрос читателя-анонима отвечает, что Минск много лет занимается выбиванием материальной помощи от Москвы. Только по углеводородам объём дотаций достигает 3-4 млрд. долларов в год. Белорусы (о ужас (!), заваливают наши магазины молочными и мясными продуктами. А потери российских сельхозпроизводителей оцениваются в 2-3 млрд. долларов.

Москва на льготных условиях много лет кредитует Минск. Сейчас в Минске ожидают очередную порцию займа в 3,5 млрд. долларов, выданного в рамках антикризисного фонда ЕврАзЭС. В итоге ежегодные дотации Белоруссии достигают 8-9 млрд. долларов. На 1 января 2013 г. помощь России союзной республике составила 72 млрд. долларов - такая сумма набежала за последние 15 лет. А взамен Россия фактически ничего не получает.

Эти цифры могут показаться ошеломляющими. Но, как уже было показано, они не отражают истинной картины нашего экономического и оборонного сотрудничества.

Если говорить о «льготном» кредитовании Минска. То надо отметить, что Россия на очень льготной основе кредитует экономику США, положив в американские банки денежные средства своего Стабилизационного фонда и золотовалютные резервы под 1-2% годовых. А кредиты в тех же американских банках берутся российскими организациями под гораздо больший процент. Это даже не кредитование, а спонсирование американской банковской системы. Так почему либералы не критикуют Москву за помощь США? Потому что эти средства направлены в США по инициативе либерального крыла российского правительства, или потому что им ближе США, чем Беларусь?

Кстати, о кредите в 3,5 млрд. долларов в рамках антикризисного фонда ЕврАзЭс. Его финансовые условия соответствуют стандартным условиям антикризисного фонда для государств-участников - Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. А сам антикризисный фонд – это совместные средства тех же стран-участниц, а не только России.

А то, что на российские прилавки поступают продукты из братской Республики, кто в этом виноват. Либеральные реформы в России привели к развалу отечественное сельское хозяйство. Многие сельхозпредприятия разорены, земли пустуют. Кто виноват, что по подсчётам учёных Россия обеспечивает себя сельхопродуктами на 20%. А белорусы при отсутствии либералов-рыночников сохранили аграрный сектор и обеспечивают себя продуктами на 95%. Да ещё экспортировали сельхозпродукции в 2012 году на 5 млрд. долларов.8

Шумная кампания, связанная с «УралКалием», должна решаться на дипломатическом уровне и законодательном уровнях, а если потребуется – в судебном процессе. Факты же показывают, что калиевая компания «БКК», одним из учредителей и акционеров которой является «УралКалий», спланировала и осуществила обвал мирового калийного рынка, который ударил как по белорусской стороне, так и по российским и китайским партнерам. Ущерб от обвала рынка в Белоруссии оценивается в 100 млн. долларов. Надеемся, что разум возобладает, и кампания, поднятая в СМИ, не насеет существенного ущерба российско-белорусским отношениям.

Современным руководством РФ взят курс на укрепление российско-белорусских отношений, развитие торгово-экономических связей. В марте 2013 года главами России и Беларуси заключён ряд взаимовыгодных соглашений. Владимир Путин и Александр Лукашенко в очередной продемонстрировали желание крепить Союзное государство.

Заметим, что торговый оборот между Россией и Беларусью за 2012 год составил 44 млрд.$. Беларусь, страна с 9-миллионным населением, является одним из крупнейших торгово-промышленных партнёров РФ. По нашему межрегиональному, отраслевому сотрудничеству сегодня работает более 20 тысяч предприятий в Белоруссии и России. Это же громадное количество рабочих мест, которые существуют благодаря российско-белорусской кооперации. Через Беларусь проходит колоссальный товаропоток из Европы в Россию и обратно. И всё это без таможенных пропускных пунктов и без взимания соответствующих платежей, как за товары, так и за их транспортировку.

Пытаясь поработить наши народы, мерзавец и палач Адольф Гитлер заявлял: «Мы победим Россию тогда, когда белорусы и украинцы поверят, что они не русские». Последователи этого нелюдя, как за пределами Союзного государства Беларуси и России, так и внутри него продолжают начатое им дело. Но, как бы они ни старались, им не удастся разрушить наше многовековое братство. Братство, основанное на кровном родстве, единой культуре, проверенное в боях и в совместном мирном труде.

На пресс-конференции с российскими журналистами в октябре 2012 года Александр Лукашенко сказал: «Москву мы не никому не отдадим!». Мы тоже Беларусь не отдадим никому. И делами будем крепить Российско-Белорусское Братство.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.