Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

А вы, продюсеры, как ни садитесь… Газета «Правда» о современном российском кинематографе

Правительство Российской Федерации не на шутку озабочено снижением зрительского интереса к отечественному кино. Этому факту было посвящено заседание Правительственного совета по развитию кинематографии. Проводил его сам премьер-министр Д.А. Медведев. И было о чём поговорить.

По страницам газеты «Правда». Лариса Ягункова
2012-09-26 10:14

 

НАЧИНАЯ с кризисного 2008 года кассовые сборы с проката отечественных фильмов устойчиво снижались до конца 2011 года, пока не упали с 28% от общего сбора до 16%. И это при том, что в прошлом году на поддержку кинопроизводства были направлены из разных источников 6,6 миллиарда рублей, из коих 5 миллиардов ежегодно выделяет государство.

 

Цифры ошеломляющие. Вспомнилось, как впервые кинематографическая общественность была, в полном смысле слова, шокирована крупной суммой, щедро отпущенной правительством на развитие отечественного кинопроизводства. Случилось это почти три года назад, когда тот же Правительственный совет по развитию кинематографии, возглавляемый в ту пору В.В. Путиным, щедро отвалил кинематографистам 5,5 миллиарда рублей. По этому поводу в ноябре 2009 года собрался форум кинематографической общественности, который, говоря без преувеличения, поставил на место страждущих производственников: оказалось, деньги предназначаются исключительно самым крупным и могущественным продюсерам, имеющим деловую репутацию. Им-то и предстояло «распилить» эти миллиарды, собранные по карманам налогоплательщиков, единолично решая, какому фильму быть, какому — не быть.

 

Оно, вроде бы, понятно: в условиях рынка финансирование кинопроизводства осуществляется только через продюсера — он принимает на себя все риски и расплачивается из своего кармана. По крайней мере, так заведено в капиталистическом мире. Но у нас-то в сфере кинопроизводства утвердился некий частно-государственный капитализм. Без государственной поддержки не начинается ни один сколько-нибудь значительный проект. И львиную долю расходов несёт при этом безответный налогоплательщик. В ходе форума трёхлетней давности неоднократно повторялось: отстёгивая 5,5 миллиарда продюсерам, государство идёт на риск. Вспоминалось, что в связи с экономическим кризисом 2008 года оно потратило громадные деньги на поддержку банков, стремясь спасти немыслимую без банков рыночную систему. Лучше от этого стало только самим банкам: затраченные деньги не сработали на развитие экономики.

 

И вот худшие прогнозы трёхлетней давности оправдались: не развивается рынок отечественного кино, не работают затраченные деньги — и всё потому, что не спешат на отечественные фильмы наши зрители, предпочитая поглощать те же самые боевики, триллеры и комедии в заграничном исполнении. Американское кино по-прежнему в лидерах проката. Не удаётся выйти даже на запланированные 18,2 % от общих сборов. Положение критическое: становится ясно, что проблему сохранения российского кино на свободном рынке не удалось решить путём предоставления льгот на финансирование отечественных фильмов и квот в виде нулевого НДС для кинотеатров, показывающих эти фильмы. «Не получилось», — попросту, не мудрствуя лукаво сказал премьер-министр Д.А. Медведев. И тут же перечислил несколько «резонансных», по его выражению, предложений: квотировать рынок, отменить льготы в виде нуля процентов по НДС для кинотеатров, демонстрирующих отечественные фильмы, или же предоставлять льготы на возвратной основе.

 

Министр культуры В.Р. Мединский тут же срезонировал на эти предложения, заметив, что отмена льгот по НДС немедленно ударит по карману кинозрителя: видимо, Владимир Ростиславович считает, что цена вопроса — стоимость билета. Нелишне припомнить, что в советское время билеты были копеечные, а прибыль — миллионная. Это зависело от количества копий: самые лучшие фильмы получали большие тиражи, расходясь по всей стране в тысячах копий. Но, возможно, это было только при советской системе планирования.

 

Но самое главное: фильмы в большинстве своём снимались яркие, содержательные, глубоко и точно отражавшие жизнь народа, вот почему и по сей день они пользуются успехом у зрителя. Качество фильма — это вопрос не только и не столько финансовый, сколько социальный, политический. Плачевное состояние нынешнего отечественного кинематографа отражает бедственное положение общества, уродливость социума, стагнацию внутренней политики.

 

Между тем о подлинных причинах зрительского равнодушия к кино на Правительственном совете не было сказано ни слова. Не коснулся этого и министр культуры. Он пошёл по линии жёсткой финансовой экономии: предложил сократить число получателей господдержки в сфере кино, прекратить выделять деньги на производство сериалов, запретить работать без согласования тематики, а также снимать за границей, что, естественно, стоит дорого. Конечно, если сократить количество фильмов, финансируемых государством, то оставшиеся проекты получат больше денег для развития, но станут ли они от этого глубже, содержательнее, интереснее зрителю? Рыночные законы кажутся простыми и легко исполнимыми: деньги есть — остальное приложится, но не всё в искусстве решают деньги. Не приложится вместе с деньгами ни таланта, ни опыта, ни любви к делу тем, кто далёк по сути от сокровищницы подлинной культуры.

 

Можно освободить продюсерские компании от уплаты налога на прибыль при получении субсидий на производство национальных фильмов. Но на качество продукта это не повлияет, если не будет качественной основы — литературного и режиссёрского сценария, профессиональной команды, наконец, серьёзного, ответственного отношения к делу. Давно ясно, что за двадцать лет в результате неумолимого течения времени и безответственной кадровой политики кинематограф потерял лучших специалистов, но не приобрёл новых энтузиастов экранного искусства. Много лет Всесоюзный государственный институт кинематографии был на голодном пайке. Для повышения уровня профессионального образования правительство наконец выделило ему четыре миллиарда рублей. Но чтобы эти деньги заработали по-настоящему, нужен не рыночный, а творческий подход к делу: предстоит восстановить профессиональную школу со всеми её приоритетами. Не будет новых квалифицированных кадров — не будет и кино. Это — одна сторона проблемы проката отечественных фильмов.

 

Другая сторона — полная утрата зрительской культуры. Потерян тот гражданский потенциал, который стимулировал массовый интерес к отечественному искусству вообще и кинематографу в частности. А кроме того, утрачен навык восприятия с экрана подлинного языка кино, на котором в прежние времена шёл разговор об истинных ценностях человеческого существования. В огромной мере пониманию и усвоению этого языка способствовали многочисленные народные киноклубы. Некоторые из них и по сей день существуют под эгидой Союза кинематографистов РФ, но народными их не назовёшь: они объединяют уже не зрителей, а эпигонов различных арт-течений, в сущности далёких от запросов и чаяний масс.

 

При таком положении дел деградация отечественной киноиндустрии неизбежна. Как бы ни пытались остановить её заинтересованные лица, тасуя много раз битые карты — льготы или квоты? — проигрыш налицо. Озабоченные доходом, а не искусством, они давно потеряли представление о смысле творчества и о его необходимости народу.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.