Р.В. Горячева: Самое опасное в современном образовании – материализация отношений между учителем и учеником
17 сентября 2011 года на Конгрессе российского образовательного сообщества выступила депутат Государственной Думы, член фракции КПРФ Р.В. Горячева.
Раиса
Вениаминовна
Отвечая на вопрос: «Что вы считаете наиболее опасным в современной российской образовательной политике?», Раиса Вениаминовна отметила, что «самое опасное в современном российском образовании – материализация отношений. Школа должна финансироваться государством. Денежные вопросы лишают отношения учителя и ученика тех высоких нравственных начал, которые определяют успех воспитания».
Затем депутат-коммунист процитировала строки из Омара Хайяма:
«Пока для школы не назначена цена,
Просить у власти хлеб она должна.
Должно быть, плохо школа власть учила,
Коль милостыней жить принуждена».
Сегодня школу именно принуждают «жить милостыней».
Отвечая на второй вопрос, заданный И.И. Мельниковым о шагах в образовательной политике, которые необходимо совершить в первую очередь, Р.В. Горячева предложила концепцию возрождения просвещения, состоящую из пяти этапов.
1.Принятие закона о статусе учителя.
В нашем альтернативном Законе об образовании эта проблема поставлена. Но я считаю, что должен быть отдельный законодательный акт. С авторитета учителя начинается авторитет родителей, авторитет страны. Где сегодня тот основополагающий принцип, где мировоззренческая основа, согласно которой педагог должен выстраивать системно и последовательно всю концепцию своей многофункциональной деятельности?
Нельзя оценивать деятельность учителя по результатам итоговой аттестации. Нужно коренным образом изменить подход к подтверждению квалификации учителя как специалиста. Нельзя унижать педагога.
Необходима единая образовательная программа и толковые базовые учебники.
Сегодня нужно поддержать учителя. Нельзя представлять его жалким, забитым, запуганным. КПРФ, придя к власти, сумеет организовать педагогам необходимую поддержку. Только свободный, гордый и независимый учитель может воспитать и сформировать свободного, гордого и независимого ученика.
2. Изменение формы итогового контроля.
Пресловутые ЕГЭ в 11 классе и «ИГА» в девятом. Ребята быстро переставили буквы ГИА в ИГА. (то ли это ИГО, то ли ИГО-ГО). Прежде чем менять традиционную форму, надо было отработать механизм, который на сегодня дает сбой. А еще лучше – обратиться к участникам образовательного процесса, обсудить с учителями, работниками образования все возможные варианты. Педагоги – творческие люди. Вместе можно было бы найти новые формы итоговой аттестации, которые были бы приемлемы для всех и не вызывали такого протеста в обществе.
3. Восстановление или воссоздание (или создание), а затем и введение социальных институтов морального контроля по типу детских организаций советского времени (октябренок - уважай старших; пионер – люби свою Родину, комсомолец – будь предан Отечеству и умей жертвовать ради других).
Эти движения могут иметь совсем иные формы, но они должны быть едины в своих требованиях к каждому ребенку. Необходимо проработать содержательный аспект: каким должно быть образование и воспитание, чтобы соответствовать новым требованиям жизни? Единство и непрерывность учебно-воспитательного образовательного процесса должна заключаться в том, чтобы знаниевая часть органично сочеталась с формированием личности, формированием гражданина.
Пензенское образование никогда не отказывалось от воспитания в образовательном процессе.
У нас есть прекрасный опыт. Это ФБГУ «Пензенская Государственная технологическая академия». Процесс воспитания и образования начинается со школы, продолжается в среднем специальном учебном заведении (при академии), затем ВУЗ, аспирантура. Заканчивается формированием и подготовкой инженера-педагога, который будет развивать и сохранять те лучшие знания, которые он накопил, обучаясь в ПГТА. Это уникальная система, и она требует тиражирования, распространения. Чиновники от образования же не ценят достижений российской школы, и слепо копируют и внедряют в нашу прекрасно зарекомендовавшую себя образовательную систему далеко не лучшие зарубежные образцы. Но финансирование на воспитательную деятельность в ВУЗе, к сожалению, не предусмотрено.
Особое внимание следует обратить на нравственное воспитание. Человек не может без идеала. Кто герой нашего времени? На кого равняться? Нет объединяющей национальной идеи – нет героя-современника, который мог бы воплотить носителя этой идеи.
И именно школа может быть тем цементирующим началом, способным объединить общество, нивелировать то социальное расслоение, которое стало красиво и непонятно для большинства называться «социальная стратификация». А вместо пропаганды криминальной субкультуры должна быть единая программа воспитания не «грамотного потребителя», а достойной, всесторонне развитой личности, гражданина своей страны.
4. Снижение бюрократии в образовательных учреждениях: строгая регламентация различных форм документации, создание единой электронной формы отчетности. Отмечу, что на сегодняшний день у учителя процесс оформления всевозможных бумаг занимает от 30 до 50 процентов рабочего времени, за счет чего сокращается возможность живого общения с детьми и родителями.
5. Все обещания, которые даются руководителями разных уровней должны, быть претворены в жизнь. А то обещания достойной жизни учителю остаются пока только на словах.
«Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что их детей учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать Учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Народ, забыв Учителя, забыл свое будущее». Н. Рерих.