Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: Июль 2011 года

Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2011-08-10 01:29

На основании контент-анализа публикаций 5735 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

1. Информационные индексы думских партий

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).

Таблица 1

 

Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (июль 2011 года)

 

 

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

 

Июль 2011 г. отмечен пиком информационной активности «Единой России» - 61,8% против 59,8% в предыдущем месяце. Особенно же ощутимо стремление партии власти монополизировать информационное пространство при сравнении полученных результатов с медиа-индексами того же периода 2009 (39%) и 2010 гг. (57,9%).

Небольшая прибавка в показателях наблюдается и у «Справедливой России» - 11,7% против 11,3% в июне 2011 г., 9,8% в июле 2010 г. и 11% в июле 2009 г.

Это, в свою очередь, сказывается на числе сообщений, посвящённых деятельности парламентской оппозиции. В июле текущего года медиа-процент КПРФ достиг минимальных 18,8%, что на 1,1% меньше уровня прошлого месяца, на 2,5% - июля 2010 г. и на 15,5% - июля 2009 г.

Невелика и доля упоминаний в средствах массовой информации ЛДПР – 7,7%. Данный результат свидетельствует о потере либерал-демократами 1,2% по отношению к июню 2011 г., 3,3% - к июлю 2010 г. и 8,3% - к июлю 2009 г.

Данная тенденция позволяет заключить, что одним из приоритетных направлений работы избирательных штабов правящей партии в ходе федерального электорального цикла 2011 – 2012 гг. станет агитационно-рекламное. Ставка же, как и прежде, будет сделана на максимальное вытеснение оппозиции, в первую очередь, КПРФ, из информационного пространства, что закроет для неё один из каналов связи с избирателями.

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с 2009 года по июль 2011 года (график 1), наглядно демонстрирует обозначенную выше тенденцию переформатирования медиа-пространства.

График 1

 

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространстве за период с I квартала 2009 по июль 2011 гг.

 

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

 

2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2).

Таблица 2

Структура информационного пространства,

в котором действуют думские фракции парламентских партии (июль 2011 года)

 

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

 

 

Результаты июля 2011 г. фракционных составляющих парламентских политических сил в сравнении с предыдущим месяцем свидетельствуют о снижении показателей коммунистов (-4,1% и 25,1%) и эсеров (-3,1% и 14,4%) и росте активности либерал-демократов (+5,4% и 13%) и единороссов (+1,8% и 47,5%).

Несколько иная тенденция прослеживается при сопоставлении полученных данных с июльскими показателями 2009 и 2010 гг.:

Ø    КПРФ прибавляет 1,3% по отношению к 2010 г., но теряет 0,9% - к 2009 г.;

Ø    «Справедливая Россия», напротив, в текущем году теряет 1,5% по сравнению с 2010 г. и прибавляет 0,4% к показателю 2009 г.;

Ø    фракционный индекс ЛДПР неуклонно снижается – с 19% в июле 2009 г., 15,9% - в тот же период 2010 г. до 13% в 2011 г.;

Ø    а «Единой России» поступательно растёт – с 41% в июле 2009 г., 45,7% - 2010 г. до 47,5% - текущего года.

Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за период с 2009 по июль 2011 года (график 2) позволяет констатировать факт относительной стабильности наполнения информационного потока во втором летнем месяце текущего года: вариация показателей всех рассматриваемых политических сил в целом укладывается в рамки закрепившихся за ними предельных величин («Единая Россия» - 43-53%, КПРФ – 25-30%, «Справедливая Россия» - 11-17%, ЛДПР – 6-13%).

График 2

 

Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространстве за период с I квартала 2009 по июль 2011 гг.

 

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

 

Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (график 3), что позволяет выявить специфику работы информационного сообщества по освещению деятельности данных политических акторов.

 

  График 3

 

Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций

в июле 2011 года

 

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

 

 

В июле 2011 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе преобладание последней фиксировалось лишь у «Единой России» (61,8 над 47,5%).

Противоположным образом складывалась ситуация в отношении КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», чьи фракционные индексы на 6,3, 5,3 и 2,3% соответственно опережают партийные.

Это обусловливается установкой информационного сообщества на формирование «Единой России» образа «политической партии, активно помогающей людям», а оппозиции – имиджа «аппарата чиновников, стремящихся лишь обеспечить собственное благополучное существование».

 

3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).

Таблица 3

 

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (июле 2011 года)

 

См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу

 

 

В совокупных показателях прослеживается укрепление позиций «Единой России» (с июньских 57,6 до 59,6%) и ослабление положения КПРФ (19,8 против 21,3% месяцем ранее), «Справедливой России» (12,1 вместо 12,4% в июне) и ЛДПР (-0,2% и 8,5%).

Более отчётливо данная тенденция видна при сравнении итоговых индексов июля за три последних года (график 4):

Ø    «Единая Россия» демонстрирует в этом году весомую прибавку (+4,3% к показателю 2010 г. и +19,6% - к 2009 г.);

Ø    пространство информационного поля, отведённого КПРФ, неуклонно сужается (с 32% в июле 2009 г., 21,8% - 2010 г. до 19,8% в текущем году);

Ø    сокращается и медиа-активность ЛДПР (-7,5% по отношению к 2009 г. и -3,3% - к 2010 г.);

Ø    наиболее стабилен индекс «Справедливой России» (12% в июле 2009 г., 11,1% - в тот же период 2010 г., 12,1% - в 2011 г.).

График 4 

 

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в июле 2009 – 2011 гг.

 

См. график 4 в иллюстрациях к материалу

 

4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).

Таблица 4

 

Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ в июле 2011 года

 

См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу

 

В июле впервые с января 2011 г. лидерство в рейтинге информационного благоприятствования вернула «Единая Россия», получив 56,2% всех положительных высказываний, озвученных в  средствах массовой информации в адрес парламентских партий. Данный результат в 1,8 раз больше показателя июня, в 2,3 раза – мая, в 4,7 раз – апреля. В позитивном ключе были выдержаны, в первую очередь, сообщения об объединённых праймериз «Единой России» и «Общероссийского народного фронта», о процессе формирования и организации работы «ОНФ» в целом, а также деятельности В.В.Путина и локальных успехах губернаторов-единороссов.

В результате, КПРФ была оттеснена на второе место (34%), прибавив при этом 3,6% (преимущественно, благодаря объявлению о создании «Народного ополчения») по сравнению с прошлым месяцем, но потеряв 13,7% от майского индекса и 9,3% - от апрельского.

Немного прибавила и ЛДПР – 19,4%, что на 3,5% превосходит июньский результат, на 0,2% - майский, но утрачивает 10,3% по сравнению с апрелем.

Наибольшим изменениям подверглось положение «Справедливой России», которая в июле 2011 г. нарастила себе немалый антирейтинг (в пределах 9,5%). При этом очень небольшое количество положительных высказываний было озвучено лишь в отношении её фракции, но и это не смогло компенсировать резко негативное отношении информационного сообщества к деятельности партии в целом. Негатив, во многом, стал следствием дискуссий о переходе одного из соучредителей «СР» А.М.Бабакова в «Общероссийский народный фронт», а также появившимися слухов о грядущем выходе из партии немалого количества членов и их присоединении к иным партиям («Единой России» и «ОНФ», КПРФ, «Правому делу»). Отрицательно освещались в СМИ и критические высказывания эсеров, особенно С.М.Миронова, в адрес губернатора Санкт-Петербурга и будущего спикера Совета Федерации В.И.Матвиенко. С немалой долей скепсиса воспринимаются и перспективы данной партии в декабре 2011 г.: по прогнозам ряда социологических служб, «СР» может не преодолеть 7% заградительный барьер на выборах в Государственную Думу.

Динамический ряд индексов информационного благоприятствования за период с октября 2010 по июль 2011 гг. (график 5) позволяет заключить, что негативация образа «ЕР» на недлительное время затронула средства массовой информации, что коррелирует с падением её электоральной поддержки и ростом протестных настроений среди населения России. Однако подконтрольность работы информационного сообщества кремлёвской администрации способствовала быстрому восстановлению имиджа партии власти благодаря грамотно формируемым информационным поводам и применению технологии политического брендирования.

В то же время, несмотря на «прохладное» отношение средств массовой информации к главной оппозиционной силе – КПРФ, наличию своеобразной «информационной блокады», несколько месяцев именно она удерживала лидерство по числу положительных высказываний.

Освещение же деятельности ЛДПР и «Справедливой России», в большей степени, носит ситуативный, конъюнктурный характер.

График 5

Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной

 

 См. грфик 5 в иллюстрациях к материалу

 

 

Некоторые выводы

 

В июле 2011 г. количественный аспект присутствия парламентских партий в информационном пространстве кардинальных изменений не претерпел: по-прежнему в большей части всех новостных сводок фигурирует «Единая Россия»; оппозиционные же партии оттесняются на второй план, знаковые события из их жизни всячески замалчиваются, а они представляются, преимущественно, как фракции в Государственной Думе, а не реальные участники борьбы за власть.

По сравнению с июнем текущего года второй летний месяц отмечен дальнейшим расширением представленности в медиа-пространстве партии власти: в целом на 2% (59,6%) за счёт прибавки 2% к партийному (61,8%) и 1,8% к фракционному индексам (47,5%). Достижением КПРФ минимальных информационных показателей: итогового на отметке в 19,8% (-1,5%), партийного – 18,8% (-1,1%) при среднем фракционном индексе в 25,1% (-4,1%). Существенным ослаблением позиций ЛДПР: совокупный 8,5% (-0,2%), сбалансированный снижением партийного на 1,2% (7,7%) и ростом фракционного на 5,4% (13%). А также незначительным сужением информационного поля, отведённого «Справедливой России»: в целом на 0,3% (12,1%) при -3,1% как фракции в Государственной Думе (14,4%) и +0,3% как партии (11,7%).

При сопоставлении июльских показателей 2009, 2010 и 2011 гг. прослеживает резкий рост показателей «ЕР» по всем рассматриваемым параметрам и ощутимое снижение медиа-индексов КПРФ и ЛДПР, в большей степени, в партийном и совокупном ракурсе. Положение «СР» менее иных парламентских партий подвержено изменениям и, в целом, близко к стабильному.

Однако лишь количественный ракурс освещения в информационном пространстве деятельности парламентских партий не отражает специфику работы медиа-сообщества на данном направлении. Целостную картину их присутствия в медиа-потоке можно получить, учитывая также характер освещения тех или иных событий или индекс информационного благоприятствования.

В июле 2011 г. качественное наполнение информационного потока претерпело существенные изменения: 56,2% положительных высказываний было озвучено в адрес «Единой России» (это в 1,8 раз больше показателя июня, в 2,3 раза – мая), 34% - в отношении КПРФ (на 3,6% больше июня, но на 13,7% меньше мае), 19,4% - ЛДПР (+3,5% к уровню июня и -0,2% от майского индекса). А «Справедливая Россия» за рассматриваемый период существенно преуспела в приращении антирейтинга – в пределах 9,5%.

Результаты анализа в очередной раз подтверждают вывод, что в ходе федерального электорального цикла 2011 – 2012 гг. средства массовой информации по-прежнему останутся ключевым ресурсом борьбы за власть и влияние в обществе, а владение им обеспечит и нужную «тональность» освещения тех или иных событий и политических акторов, и, при необходимости, молниеносную корректировку допущенных ошибок, и желаемый исход политических баталий.

 

 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Теги: Информационно-политические индексы, Думские партии, Партии, Индексы

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.