Г.А. Зюганов: Нашу глубокую озабоченность вызывает критическое состояние одной из базовых отраслей страны – авиационной промышленности
Во вторник, 12 июля в Подмосковье состоялась традиционная встреча президента Д.А.Медведева с лидерами парламентских партий. Позицию КПРФ по актуальным внутриполитическим и международным проблемам на встрече отстаивали Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов и вице-спикер Государственной Думы ФС РФ от КПРФ И.И.Мельников. В ходе этой встречи Г.А. Зюганов передал Д.А. Медведеву письмо, посвященное проблемам российской авиационной промышленности. Публикуем текст этого обращения.
Геннадий
Андреевич
Президенту Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Нашу глубокую озабоченность вызывает критическое состояние одной из базовых отраслей страны – авиационной промышленности.
Число самолетов отечественного производства в российских авиакомпаниях быстро приближается к нулю. Парк ведущих компаний РФ более чем на 80% укомплектован импортной авиатехникой. Но закупка дешевых иностранных самолетов ведет к тому, что авиатранспорт России все больше попадает в зависимость от крайне дорогостоящего импорта комплектующих и запчастей, от столь же дорогостоящего обслуживания, ремонта и продления ресурсов в западных авиацентрах.
Дело идет к ликвидации гражданского авиастроения в России. В 2010 году в России произведено всего 7 пассажирских самолетов. Это означает гибель не только таких авиазаводов, как Воронежский, Ульяновский и Казанский, но и ряда научных школ и авиационных ВУЗов. А ведь именно авиационная наука и промышленность традиционно являются краеугольным камнем модернизации страны. К сожалению, российский «Суперджет-100» на 80% состоит из импортных комплектующих.
Сложившаяся ситуация грозит тяжелыми последствиями и для обороноспособности страны. Из-за развала отечественного моторостроения из 16 стратегических ракетоносцев ТУ-160 выполнять боевые задания способны в лучшем случае 4-5 машин. Новые двигатели для стратегических бомбардировщиков ТУ-95 не производятся уже 15 лет, а двигатели предыдущих выпусков не ремонтируются. В ближайшее время стратегическая и дальняя авиация России, оснащенная двигателями «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», может оказаться неспособной не только выполнять боевые задачи, но и просто подняться в воздух.
Одна из главных проблем нашего самолетостроения – в отсутствии авиадвигателя, сопоставимого с западными по экономичности и уровню шума. Сейчас фактически монополистом в области авиационного двигателестроения являются НПО «Сатурн» («Рыбинские моторы») и холдинг «Пермские моторы». «Сатурн» производит двигатели SaM146, комплектующие для которого поставляет французская «Snecma». «Пермские моторы» изготавливают двигатели ПС-90А, а также ПС-90А2, интеллектуальные права на который частично принадлежат американской фирме «Pratt&Whitthey».
Между тем, в научно-техническом «арсенале» России уже имеется практически готовый двигатель НК-93, обладающий характеристиками, значительно превосходящими по экономичности как зарубежные аналоги, так и еще только разрабатываемый ПД-14. НК-93 имеет перспективную схему, которую только пытаются осуществить ряд зарубежных фирм, прошел значительный этап стендовых испытаний и начал этап летных испытаний.
ОАО «Туполев» и ОАО «Ильюшин» выражают заинтересованность в установки НК-93 на ТУ-204 и Ил-96-400. На базе газогенератора НК-93 можно выпустить семейство двигателей в диапазоне от 8 до 20т тяги, востребованных на рынке. Двигательные заводы в Самаре и Казани выполнили подготовку для его серийного производства.
Этот двигатель уже отвечает всем требованиям по экономичности и экологии, предъявляемым к перспективным авиадвигателям 2025 года. Он подтвердил заявленные данные во время лётных испытаний. НК-93 можно устанавливать на самолеты как отечественного, так и зарубежного производства. Это инновационный проект, способный резко повысить экспорт российской конкурентоспособной высокотехнологической продукции.
За этим двигателем – будущее. Пока мы опережаем Запад на 10 лет, но конкуренты, изучающие российский опыт и привлекающие к разработкам наших специалистов, быстро догоняют нас.
Для завершения испытаний НК-93 и подготовки серийного производства требуется два-три года и всего 2 млрд. рублей (на создание ПД-14 планируется ассигновать 80 млрд. рублей). Но несмотря на поручения Правительства РФ (ВП-П12-1732 от 31 марта 2009 года и СИ-П7-540 от 4 февраля 2009 года) не были выделены даже минимальные средства для завершения летных испытаний. НК-93 снят с крыла летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
С учетом огромной инновационной значимости проекта и минимальных расходов прошу Вас дать поручение обеспечить завершение летных испытаний, доводку двигателя НК-93 в качестве инновационной программы с использованием научно-технической базы бывшего ОАО «СНТК им Н.Д. Кузнецова», ныне интегрированного в состав ОАО «Кузнецов».
Приложения: материалы по авиадвигателю НК-93 на 7 л.
Руководитель фракции Г.А. Зюганов