Необходимо гарантировать каждому студенту стипендию не менее 8 т.р. «Круглый стол» об образовании в Оренбурге
13 мая 2011 года в библиотеке им. Н.К. Крупской в Оренбурге состоялся «круглый стол» на тему: «Образование для рынка или для человека», где обсуждались две концепции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Среди участников дискуссии - первый секретарь ОК КПРФ Новиков В.Г., второй секретарь ОК КПРФ Миникаев Т.Г., первый секретарь ГК КПРФ Мунжасаров Н.Н, председатель Совета молодых ученых в Оренбургской области Глинушкин А.П., представитель Оренбургского государственного медицинского колледжа Лаврик Д.В., директор МОУ СОШ № 23 Щеповских Т.Я., директор МОУ СОШ № 19 Павлов В.В., директор Оренбургского государственного университета телекоммуникаций и информатики (филиал ГОУ ВПО «ПГУТИ») Преснов А.А и директор Научно-исследовательского института сельского хозяйства Бельков Г.И. На мероприятии присутствовало около 60 человек.
В.Г. Новиков зачитал доклад, в котором он подробно описал проблемы сегодняшней системы образования в Российской Федерации.
По итогам «круглого стола» была принята резолюция, которую планируется направить депутатам
* * *
Резолюция круглого стола по теме: «Развитие науки и образования – важнейшее условие экономической модернизации России»
Представители науки и образования Оренбургской области, обсудившие на Круглом столе тему «Развитие науки и образования – важнейшее условие экономической модернизации России» вынуждены констатировать, что заявления представителей власти России о начале модернизации экономики страны на основе образования и науки остаются пустыми декларациями.
Желание построить систему образования и науки под интересы рынка, «профелизировать» всех, начиная с детского возраста, оборачиваются разрушительными процессами для экономики страны в целом и для каждого человека в отдельности.
Вразрез с мнением преподавательской и научной общественности, в отечественное образование упорно внедряется построенный на тестах Единый государственный экзамен, который власть стремится дополнить крайне упрощенным образовательным стандартом.
Мы ответственно заявляем, что уничтожение принципов фундаментальности школьного образования ведет к деградации российской школы и личности ребенка. Нанесен удар по воспитательным функциям школы. Великий русский язык подвергается предельному опошлению. Литература превращена из источника воспитания нравственности в поле примитивной зубрежки.
Мы с обеспокоенностью отмечаем, что курс на сокращение количества вузов и снижение числа студентов на треть к 2015 году противоречит мировым тенденциям, ликвидирует базу для создания общества знаний. За 20 лет стипендии в вузах уменьшились в 4 раза, в техникумах – в 8 раз, в ПТУ – в 11,5 раза. Студентам вузов выплачивается 20% от прожиточного минимума, учащимся ПТУ и средних специальных учебных заведений – 7%. Получающая образование молодежь вынуждена концентрировать энергию не на учебе, а на подработке ради выживания.
Мы считаем оскорбительным положение, что к самым низкооплачиваемым категориям работников относятся учитель и преподаватель. Стране угрожает потеря педагогической интеллигенции как исключительно значимой социокультурной группы.
В преддверии выборов учителям и преподавателям хотя и было обещано повышение зарплаты, но ее рост на 6,5% не компенсирует даже инфляционных потерь. Нас тревожит то, что на 2012 и 2013 годы не запланированы ни рост расходов на образование, ни повышение зарплаты. Более того, стало известно, что намечаются ликвидация системы педагогических вузов и сокращение числа учителей.
Уже за годы реформ в Оренбургской области закрыто более 500 школ, в основном сельских. Только 1 сентября 2010 года не окрыли двери 33 школы. Численность педагогов сократилась на 10 тысяч человек.
К сожалению, негативная тенденция продолжается. Концепция разрабатываемого правительством федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предполагает сложение с себя государством полномочий в исключительно важной сфере. Данный документ содержит отказ от всех значимых норм по финансированию системы образования. Уже принятый федеральный закон о совершенствовании правового статуса бюджетных учреждений бросает школы и вузы в стихию либеральной коммерциализации, что по нарастающей стало проявляться и в Оренбургской области.
Мы, участники Круглого стола, признаем такую политику неприемлемой и считаем, что Программа модернизации образования и науки должна быть нацелена на возрождение экономики и гармоничное развитие каждого человека.
Мы исходим из понимания, что задачей школьного образования является развитие способностей и раскрытие потенциала ребенка, создание мотивов и интереса к познанию, движения по ступеням интеллектуального и духовного роста. Дети России должны учиться бесплатно. Затраты призвано нести государство. Школьники должны получать многогранную фундаментальную подготовку в рамках единого образовательного пространства страны.
Студенчество должно иметь все возможности для учебы и достаточные
Необходимо срочно повысить статус педагогической интеллигенции. Для этого средние ставки педагогическим работникам в общеобразовательных
Необходимо установить финансирование системы образования в объеме до 7% от ВВП, на науку до 4% ВВП, в том числе для оперативного решения задач поддержки работников науки и создания новой приборной базы довести эти расходы на первом этапе до 5-6% от ВВП. Соответственно, не менее 50% средств, выделяемых на науку, должно направляться на укрепление материально-технической базы.
Увеличить стипендиальное обеспечение аспирантов и докторантов в 4 раза. Установить законодательную гарантию о приеме на работу молодых ученых и специалистов по долгосрочным (не менее 5 лет) контрактам.
Мы обращаемся к депутатам Законодательного Собрания области и депутатам Государственной Думы с предложением добиваться отмены либо отказа от принятия следующих основных документов, направленных на сворачивание государственной поддержки науки и образования:
- правительственного
- проекта «Федерального государственного образовательного стандарта»;
- закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
- нормативных актов,
- закона о двухуровневой системе высшего образования, или о «бакалавризации» страны;
- проекта стратегии «Инновационная Россия- 2020»;
- нормативных актов, касающихся бюджетной и фискальной
Мы надеемся, что благодаря государственной позиции депутатов всех уровней, образование и наука будут в полной мере работать на пользу нашего народа, на развитие России, отвечая требованиям XXI века.