«Фронт» или все же «вторая нога»? Предвыборный ералаш в «ЕР»
Весенний единый день голосования (13 марта), признанный экспертами репетицией выборов-2011, дал картину расстановки сил, которая объективнее любого соцопроса, пишет Светлана Сухова. Согласно ей, свои показатели улучшили все ведущие партии, кроме «Единой России». Средневзвешенный результат «справедливороссов» — 13,3 процента. У ЛДПР — примерно та же цифра, у коммунистов — около 20 процентов.
А что же партия власти? Она набрала менее 50 процентов голосов в семи из 12 регионов. И на фоне ее былых показателей такие результаты вряд ли могут считаться удовлетворительными. По словам члена партии «Правое дело» Бориса Надеждина, если убрать Северный Кавказ и Чукотку, то «Единая Россия» нигде не получила большинства при выборах по пропорциональной системе, не говоря уже о том, что в обеих столицах и Московской области реальный рейтинг «единороссов» не выше 30 процентов. Два пиковых скачка в электоральной поддержке «ЕР» были зафиксированы в 2006 году, когда партсписки возглавили губернаторы-старожилы, и в декабре 2007 года, когда лидером партии стал Владимир Путин. С тех пор доверие к партии власти неуклонно снижается.
И вот тут самое интересное: согласно последним исследованиям, предпочтение все чаще отдается КПРФ. Причина проста: избиратель, желающий, чтобы его протестный голос не пропал даром, голосует за коммунистов. Во-первых, коммунисты — это оппозиция, а во-вторых, в Думу КПРФ пройдет точно.
Есть прогнозы, согласно которым расклад сил в Госдуме после декабрьских выборов может быть следующим. Думу, скорее всего, вновь поделят четыре нынешние парламентские партии. Но расклад сил между ними значительно изменится. КПРФ и ЛДПР в сумме могут рассчитывать на 30—40 процентов депутатских мест — примерно вдвое больше, чем сейчас. Но и остальные 60—70 процентов одной «Единой России» сейчас не окучить. Тем более что в разделе мандатов гипотетически еще может поучаствовать не представленная в нынешнем парламенте либеральная партия. Хотя, по словам собеседников «Итогов», такой вариант маловероятен.
Судя по всему, власть сделает ставку сразу на две в целом лояльные к ней партии. И их главная задача — отвоевать и поделить между собой большую часть электорального «болота», чтобы его голоса не достались коммунистам. Роль главной партии системной оппозиции однозначно предначертана «Справедливой России». Кстати, случилось это отнюдь не вчера.
Так оно и было задумано еще в 2006 году, когда шло образование «СР».
Тогда первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков напутствовал новую партию словами о необходимости появления на политической сцене «второй ноги, на которую можно переступить, когда затекла первая». Неустойчивая, мол, система, в которой есть только одна главная партия. Задача предстоявшего тогда политического сезона 2007—2011 годов была в том, чтобы взрастить такую силу, которая в перспективе могла бы, по словам Суркова, прийти на смену «Единой России».
Кстати, сегодня с этим неизбежным исходом согласны и сами «единороссы». По словам Андрея Исаева, «любая многопартийная система стремится к двухпартийности». При этом в «ЕР» подчеркивают, что необязательно ее главными конкурентами окажутся «справедливороссы». Дескать, пока что в партийной табели о рангах они занимают лишь четвертую строчку. Впрочем, «единороссы», скорее всего, лукавят. Кроме того, судя по выкладкам социологов, только эти партийные «ноги» могут обеспечить исполнительной власти устойчивое большинство в следующей Думе.
Владимир Путин пока что не заявлял о своем согласии возглавить предвыборный список «ЕР». Появление же в первой тройке этой партии Дмитрия Медведева вообще маловероятно. Все-таки идейной платформой «Единой России» является не модернизация, а консерватизм. Тактика региональных «паровозов» в лице губернаторов практически перестала срабатывать. Одно дело, когда партию власти тянули «тяжеловесы» — Лужков, Шаймиев, Россель... Нынешний губернаторский корпус в большинстве своем состоит из новобранцев. Да к тому же, как правило, не имеющих личного избирательного опыта, поскольку прямых выборов губернаторов в стране давно нет.
Участие премьера, который вряд ли бросит свою партию на произвол судьбы, в думских выборах и наработанный годами административный ресурс, конечно, сделают свое дело. Но вторая «нога» властной конструкции как минимум не помешает. Чтобы ставка на красное не сработала.