Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Геннадий Зюганов - "Свободной прессе": Путину нужно спуститься на землю

В среду премьер Владимир Путин прибыл в Госдуму, чтобы представить парламентариям традиционный отчет о работе правительства за прошлый год. Господин Путин имеет репутацию политика, который заставляет ждать своего появления. Однако на этот раз премьер был точен. За столом президиума он, вместе со спикером нижней палаты парламента Борисом Грызловым появился в 12.02 мск. Еще через две минуты занял место за трибуной. Когда отчет был закончен, то оказалось, что премьер в очередной раз побил рекорд: выступление продолжалось 2 часа 10 минут и более полусотни раз прерывалось аплодисментами.

Свободная пресса (svpressa.ru)
2011-04-21 08:34

В первые минуты Путин был несколько напряжен. Возможно, сказывалось волнение, которое любой оратор поначалу испытывает перед аудиторией. Председатель правительства был хмур, подчеркнуто артикулировал слова, и четко зачитывал текст доклада по бумажке, ни на йоту не отступая от заготовленного текста. Корме того, у премьера першило в горле, и он несколько раз деликатно покашливал. В таком режиме господин Путин прошелся по теме мирового кризиса. По его словам выходило, что Россия, на фоне стран Европы, отделалась малой кровью. В подтверждение этой мысли премьер сослался на Францию и Эстонию, где власти из-за кризиса решили поднять пенсионный возраст до 65 лет. Преамбулу он закончил пафосно:

– В современном мире, если ты слаб, обязательно найдется кто-то, кто захочет приехать или прилететь и недвусмысленно порекомендовать - в какую сторону тебе двигаться, какую политику проводить, какой путь выбирать, - прокашлявшись, заявил господин Путин. – За этими с виду доброжелательными советами стоит грубый диктат и вмешательство во внутренние дела независимого государства... Надо быть самостоятельными и сильными. Самое главное - необходимо проводить политику, отвечающую интересам граждан страны...

После этого Путин натренированным и уверенным движением выложил козыри, которые иллюстрировали такую политику. Первым делом он дал гарантию, что правительство не откажется, как бы ни было трудно, от взятых социальных обязательств. Потом напомнил, что военнослужащие и ветераны получили 250 тысяч квартир, что трудовые пенсии за прошлый год выросли на 45%, что экономика страны поднимается, и к 2012 году восстановится в полном объеме.

Этим господин Путин сразу опрокинул прогнозы экспертов, сделанные накануне. Некоторые политологи сочли, что премьер обойдет стороной социалку, чтобы дать возможность Дмитрию Медведеву единолично эксплуатировать выигрышную тему в ходе грядущей президентской выборной кампании.

Вместо этого председатель правительства дал понять, что Россию ждут великие дела. В 2011 году кабмин предложит детальные планы развития федеральных округов, включая Северный Кавказ и Дальний Восток. В результате за 10 лет производительность труда по стране повысится вдвое, что даст возможность России войти в пятерку ведущих мировых экономик. «Нужно закрепить тенденции по увеличению населения страны, сформировать массовый средний класс», – очертил горизонты господин Путин. И сказал фундаментальную фразу, практически процитировав своего коллегу из царской России, премьера Петра Столыпина:

– Стране необходимо десятилетие устойчивого, спокойного развития. Без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном подчас либерализме или социальной демагогии…

Надо сказать, Столыпину для этих целей требовалось вдвое больше времени. «20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России», – говорил он Николаю II.

Нимб, вспыхнувший над премьером после этих слов, еще не померк, как господин Путин нырнул в пучины сталинских времен. К этому моменту премьер вполне овладел собой, положил на трибуну обе руки и стал временами отвлекаться от написанного текста доклада. Говоря о природных катаклизмах, которые не смогли подорвать отечественное сельское хозяйство, он заметил, что «засуха в 1930-е была пожиже, а последствия – катастрофическими»… В этом месте премьерской отсебятины кто-то из слуг народа не выдержал, и попытался премьера перебить. Но Путин осадил наглеца: «Мы с вами еще подискутируем. Позвольте мне закончить?..» И снова начал читать по бумажке.

Воспоминания о засухе и пожарах-2010 дали зловещий багряный отсвет на фигуру подмосковного губернатора Бориса Громова. Председатель правительства заметил, что правительство в текущем году выделяет субъектам 5 млрд рублей на расчистку лесов и обводнение торфяников, и что «делать это надо уже сейчас, особенно в Подмосковье».

Потом багровый призрак господина Громова исчез, а с премьерской трибуны запрыгали, как горох, цифры. Они обещали скорый рай на российской земле всем занятым в сельском хозяйстве. Господин Путин заявил, что в ближайшее время заработает программа утилизации сельхозтехники, и новые комбайны и трактора можно будет купить с 50% скидкой, сдав в утиль старые сельхозмашины. Что заработает программа поддержки фермеров, и что им даже разрешат строить дома на землях сельхозназначения.

А дальше в ход пошла тяжелая артиллерия. То есть экономика, которую так ждали эксперты. После торжественных аккордов, иллюстрирующих масштабную поддержку правительством всех отраслей, над Путиным снова… нет, нимб не вспыхнул. Скорее, показалось, что в левой руке премьера задымилась кривая трубка, а в голове зазвучал грузинский акцент:

– Редко видишь на федеральных каналах примеры добросовестного труда представителей рабочих профессий, – начал издалека премьер. – А ведь на их горбу все держится…

И добавил, рывком:

– Нам необходимо запустить новую волну индустриального развития России. Другого пути у нас нет….

По Путину выходило, что с промышленностью в России все не так плохо. Прежде всего, в кризис удалось запустить конвейеры автомобильных заводов, на «ура» пошла программа утилизации старых машин – полмиллиона россиян смогли купить со скидкой новый автомобиль. На территории России работают практически все ведущие концерны мировых автопроизводителей, и нужно теперь, чтобы каждый из них продавал у нас не менее 300 тысяч авто в год. По словам премьера, такой уровень спроса автоматически делает рентабельным размещение в России не крупноузловой сборки машин, как сейчас, а полноценного производства полного цикла.

Господин Путин пообещал развивать тяжелое машиностроение и судостроение – строительство ледоколов и буровых платформ. Делать индустриализацию он предложил на деньги иностранных инвесторов. Чтобы таковые появились, премьер пообещал создать специальный фонд для инвесторов, в который государство закачает 10 млрд. рублей из нефтегазовых доходов. Из этого заявления следовало, что модернизационная модель России будет строится на сырьевой платформе. С другой стороны, премьер заявил, что нужно «перейти к системной и массовой поддержке наших компаний, пробивающихся на мировые рынки». По его словам, для этого будет создано специальное Агентство по страхованию экспортных кредитов, которое возьмет на себя часть рисков и обязательств в этом продвижении.

Премьер закончил экономический блок подробным анализом дел в нефтегазовом секторе. Видно было, что этим комплексом господин Путин по-настоящему гордится.

– Идет освоение новых месторождений. Впервые добыча нефти достигла 505 млн тонн в год – это первое место в мире. Эта «полка», на которой необходимо держаться, – заявил председатель правительства.

Премьер отметил, что прирост добычи оказался возможным за счет разработки новых месторождений в Восточной Сибири и на Каспии. Что строительство второй очереди газопровода Восточная Сибирь – Тихий океан в 2014 году позволит привлечь 700 млрд рублей инвестиций, которые пойдут на развитие Дальнего Востока. Что уже нынешним летом будет подан газ по «Северному потоку», и от этого газа Европа не сможет отвертеться. Из-за аварии АЭС в Японии страны Евросоюза, – прежде всего, Германия, – отказываются от развития программ атомной энергетики. А значит, сбыт российским углеводородам гарантирован...

Премьер говорил еще о многом: о развитии сети автомобильных дорог, реконструкции взлетных полос аэродромов, увеличении до 100 миллионов квадратных метров в год жилищного строительства, урегулированию проблем обманутых дольщиков, об источниках дополнительного финансирования социалки..

В итоге господин Путин оставил после себя вытоптанное информационное поле. И совершенно непонятно, о чем теперь сможет эксклюзивно говорить Дмитрий Медведев в ходе грядущей президентской избирательной кампании. Если, конечно, Медведев до нее доживет…

А вот как прокомментировали отчет премьера эксперты «Свободной прессы».

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ:

– Давайте спустимся на грешную землю и посмотрим, что мы имеем. В России проживают 142 миллиона человек, 25 миллионов работает в реальном производстве. Это производство устарело, машинно-тракторный парк износился. Срок эксплуатации машин и механизмов превысил 20 лет. Кадры стареют, а молодежи дорога закрыта. Сельское хозяйство сегодня – это 40 с лишним миллионов гектаров чертополоха и бурьяна, 93 миллиона гектаров сельхозугодий и лугов выведено из оборота. И с чем мы приступаем к решению этой задачи? В бюджете отпущено всего 1,2% на все, что связано с землей, лесом и водой. Мы в прошлом году произвели 7600 тракторов, и цена у них такая, что задушила всех, работающих на земле.

Ответов на эти вопросы в выступлении премьера нет. В целом, я считаю, его отчет был более продуман, более конкретен, чем прежние, с планами о завтрашнем дне. Но за счет чего, какими темпами это делать – вопрос остается открытым.

Владимир Прибыловский, президент информационно-исследовательского центра «Панорама»:

– Я, конечно, сразу обратил внимание на хвастливую заявку, свойственную Путину – что через десять лет мы войдем в пятерку ведущих экономик мира. Это абсолютно нереально. Что такое экономика России? Мы продаем нефть и газ, а покупаем продукты и тряпки. Россия бездарно потратила 10 лет, в течение которых цены на энергоносители росли, а цены на продукты были низкими. Сейчас цены на продовольствие, того и гляди, обгонят цены на нефть. Вот тогда Россия столкнется с ожидаемыми экономическими трудностями.

«СП»: – Председатель правительства много говорил на социальную тематику, как вы оцениваете этот блок его выступления?

– Тут никаких глупостей не было сказано. Если у государства будут деньги, есть шанс, что власть выполнит бОльшую часть этих обещаний. Премьер успокаивал население тем, что государство не откажется от взятых социальных обязательств. Что же, хорошо, если не будет отказа…

«СП»: – Путин говорит про новую волну индустриализации. Предполагается, что для этого он возьмет деньги из нефтегазовых доходов, и за счет привлеченных инвестиций поднимет тяжелое машиностроение и судостроение. Это реалистичный план?

– Теоретически это осуществимо. Но на практике… Отчего это не было сделано в предыдущие 10-12 лет, что ему мешало? Деньги-то у правительства были! Если индустриализация не была проведена в «тучные» времена, есть сомнения, что это сделают сейчас. Вероятный прогноз – деньги будут выделены, но впоследствии окажется, что их распилили…

Путин говорит о второй индустриализации. А ведь то, что осталось от первой индустриализации, сейчас гниет, ржавеет и разваливается. Впору думать о том, как подлатать имеющееся, иначе впереди нас ждет техническая разруха.

«СП»: – Премьер предлагает развивать внутренний рынок. В частности, наращивать объемы продаж автомобилей, которые сейчас иностранные концерны собирают в России. Тогда у нас будет выгодно размещать полноценное производство. Путин считает, это способ вытащить экономику. Это так?

– Это заклинание. «Вырастут продажи» – а почему этого не произошло раньше?

«СП»: – Впервые в качестве критерия эффективности социальной политики председатель правительства использовал продолжительность жизни. Раньше правительство ругали за то, что как раз этот критерий оно обходит стороной. К чему эти перемены?

– О продолжительности жизни много говорится в прессе. Наверное, Путину посоветовали обратить на это внимание. Вообще, его доклад хороший – в том смысле, что все правильные слова сказаны.

«СП»: – Отчет говорит о том, что разделения сфер влияния в риторике между Медведевым и Путиным нет. Получается, премьер сказал обо всем. О чем теперь говорить президенту, если его выдвинут на второй срок?

– О том, что свет нужно выключать после 22.00. Шутка. Некоторые различия в риторике у президента и премьера все равно имеются. Медведев меньше говорит о социальных гарантиях, а больше о том, что не имеет прямого отношения к делу. Нюансы есть, но, думаю, никакой беды не будет, если Медведев повторит то, что сказал Путин.

Вообще, останется ли Медведев на посту президента, не зависит от произнесенных слов. Как известно, слова чекисту и политику даны для сокрытия своих мыслей. Поэтому то, что говорит Путин – не лучший источник для суждений о будущей политике.

Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:

– Я считаю, Владимир Путин выступил в роли рекламного агента Дмитрия Медведева. Продолжается операция по разведению премьера и президента в разные углы российской политической сцены. После сегодняшнего отчета премьера либералы снова начнут говорить, что нам угрожает возвращение кровавого палача, и все должны сплотиться вокруг либерального президента (при том, что реальные различия в политике между президентом и премьером практически отсутствуют). Словом, если бы перед Путиным стояла задача предстать консервативной альтернативой модернизационному курсу Медведева – он эту задачу решил.

«СП»: - Что еще можно отметить?

- Обращает внимание, что Путин пообещал сделать все, что противоречит стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, которая сейчас разрабатывается по поручению правительства ВШЭ и Академией народного хозяйства и госслужбы при правительстве РФ. Из рабочих материалов стратегии видно, что они, напротив, предлагают сокращение масштабов социального государства, сокращение его социальных обязательств, и деиндустриализацию.

Поэтому непонятно, кому верить: Путину или идеологам его правительства. Непонятно также, стоит ли вообще верить лидеру «Единой России» в предвыборный год. Он уже давал несбыточные обещания, которые остались нереализованными – мы могли в этом убедиться.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.