Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: январь 2011 года

  Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

Сектор политического мониторинга отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
2011-02-08 00:25

     На  основании контент-анализа публикаций 5322 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     1. Информационные индексы  думских партий

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).

     Таблица 1

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  политические партии (январь 2011 год)

Партия Январь 2011 года Декабрь 2010 года Январь 2010 года
Количество  публикаций Доля (в %) Количество публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия "Единая Россия" 4030 52,3 5567 58,6 3861 45,7
Партия  КПРФ 1832 23,7 2215 23,3 2247 26,6
Партия  ЛДПР 998 12,9 869 9,1 1229 14,6
Партия  «Справедливая Россия» 856 11,1 858 9 1109 13,1

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Начало 2011 года ознаменовалось сокращением доли присутствия в информационном пространстве «Единой России» с декабрьского уровня в 58,6 до 52,3%. Это было достигнуто в результате усиления позиций ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ – на 3,8, 2,1 и 0,4% соответственно.

     Однако январские индексы партии власти в 2011 году существенно превосходят аналогичные показатели 2010 года, зафиксированные в районе 45,7%. Анализ же динамики наполнения медиа-потока публикациями о деятельности «ЕР» за период с 2009 года по январь 2011 года (график 1) свидетельствует, что итоги первого месяца текущего года соответствуют сложившейся во II квартале 2010 года тенденции, согласно которой «медиа-процент» рассматриваемой политической силы заперт в пределе от 50 до 60%. Это позволяет заключить, что «Единая Россия» не намерена ослаблять нажим на информационные рычаги в 2011 году, а небольшой спад активности в январе лишь следствие длительных новогодних каникул.

     Показатель  КПРФ в январе 2011 года ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 2,9%, но в целом соответствует утвердившемуся с IV квартала 2009 года тренду, в соответствии с которым степень представленности в информационном пространстве данной партии не превышает 24-25%.

     Индексы ЛДПР и «Справедливой России» в начале текущего года просели на 1,7 и 2% соответственно по сравнению с январём 2010 года, однако удержали характерную для них линию изменений в динамическом ряду (11-14%).

     График 1

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространстве за период с 2009 по январь 2011 гг.

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     2. Информационные индексы  думских фракций парламентских партий

     Деятельность  фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2).

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют  думские фракции  парламентских партии (январь 2011 год)

Партия Январь 2011 года Декабрь 2010 года Январь 2010 года
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
"Единая  Россия" (фракция) 711 45,5 1089 45 865 42,2
КПРФ (фракция) 488 31,2 728 30,1 585 28,5
ЛДПР (фракция) 226 14,5 271 11,2 233 11,4
"Справедливая  Россия" (фракция) 138 8,8 331 13,7 367 17,9

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Результаты января 2011 года фракционных составляющих парламентских политических сил в сравнении с предыдущим месяцем свидетельствуют о росте показателей единороссов (+0,5% и 45,5%), коммунистов (+1,1% и 31,2%) и либерал-демократов (+3,3% и 14,5%). Противоположным образом складывается ситуация в отношении эсеров, чьи индексы резко поползли вниз – с 13,7 до 8,8%.

     Сопоставление полученных данных с январскими показателями прошлого года выявляет активизацию деятельности депутатов фракций «Единая Россия» (на 3,3% медиа-рейтинга), КПРФ (на 2,7%) и ЛДПР (на 3,5%) и существенное оттеснение на второй план представителей «Справедливой России» (падение с 17,9 до 8,8%).

     Анализ  динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за период с 2009 по январь 2011 года (график 2) позволяет констатировать, что начало текущего года принесло максимум за весь рассматриваемый период КПРФ и минимум – «Справедливой России». Вариация показателей «ЕР» и ЛДПР в целом укладывается в рамки отведённых для них предельных величин – 42-46% и 11-16% соответственно.

     График  2

Динамика  изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространстве за период с 2009 по январь 2011 гг.

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (график 3), что позволяет выявить специфику работы информационного сообщества по освещению деятельности данных политических акторов.

График  3

Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций

в январе 2011 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     В январе 2011 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» по-прежнему фиксировалось существенное преобладание последней (52,3 над 45,5%). Так же обстояли дела и у «Справедливой России» (11,1 над 8,8%), что стало следствием существенного снижения активности народных избранников данной партии в федеральном парламенте.

     Противоположным образом складывается ситуация в отношении КПРФ и ЛДПР, чьи фракционные индексы на 7,5 и 1,6% соответственно опережают партийные.

     Подобный  результат свидетельствует о  том, что оппозиционные парламентские партии представляются средствами массовой информации, прежде всего, как фракции в Госдуме, нежели в качестве участников борьбы за власть и влияние в обществе. События же их внутрипартийной жизни, как правило, в информационном сообществе не вызывают интерес. 

     3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).

Таблица 3

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  партии и их парламентские  фракции (январь 2011 года)

Партия Январь 2011 года Декабрь 2010 года Январь 2010 года
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия" 4741 51,1 6656 55,8 4726 45
Партия  и фракция КПРФ 2320 25 2943 24,7 2832 27
Партия  и фракция ЛДПР 1224 13,2 1140 9,5 1462 13,9
Партия  и фракция «Справедливая Россия» 994 10,7 1189 10 1476 14

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  показатели января 2011 года отражают обозначенные выше закономерности в перекраивании информационного пространства.

     Начало  текущего года отмечено падением суммарных показателей «Единой России» (с декабрьских 55,8 до 51,1%) и ростом индексов КПРФ (на 0,3%), «Справедливой России» (на 0,7%) и ЛДПР (на 3,7%).

     В сравнении же с уровнем января 2010 года картина выглядит иначе: единороссы демонстрируют уверенный рост (на 6,1%), а остальные парламентские партии уходят в минус – «СР» на 3,3%, КПРФ на 2%, а ЛДПР на 0,7% (график 4).

График  4 

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  и их парламентских  фракциях в информационном политическом пространстве в январе 2010 – 2011 гг.

Примечание: Составлено сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия» 

     Некоторые выводы 

     В январе 2011 года представленность «Единой России» в информационном пространстве по сравнению с декабрём 2010 года немного сократилась: при относительной стабильности фракционных показателей (+0,5%) по партийным – на 6,3%, а совокупным – на 4,7%. Однако полученные результаты заметно превосходят январский уровень прошлого года по всем анализируемым параметрам (в среднем на 5,3%), что, в свою очередь, свидетельствует о нацеленности партии власти на использование СМИ как одного из ключевых ресурсов в «выборной гонке» 2011 года. Колебания же в индексах обусловливаются, прежде всего, «сезонным фактором» и складывающейся политической конъюнктурой.

     Январские индексы КПРФ немного подросли в сопоставлении с предыдущим месяцем (в среднем на 0,6%) и стали ниже уровня января прошлого года: на 2,9 по партийным и 2% по совокупным параметрам. Примечательно, что депутаты фракции КПРФ в январе 2011 года продемонстрировали наивысшую степень активности за период с 2009 год и по сей день, принесшую им 31,2% медиа-рейтинга.

     ЛДПР  вышла в небольшой плюс по всем анализируемым критериям (в среднем на 3,6% по отношению к декабрю 2010 года) и практически достигла уровня января прошлого года (в совокупности нынешние 13,2% против 13,9% годом ранее), в первую очередь, за счёт включённости депутатов фракции в Государственной Думе в парламентские дискуссии.

     Менее стабильно положение «Справедливой России», чьи индексы неуклонно идут вниз как по сравнению с декабрём (в среднем на 0,7%), так и с январём 2010 года (среднее значение достигает 4,8%). Подобная динамика свидетельствует о постепенном вытеснении данной политической партии на «задворки» политической системы России и в перспективе о возможном её исключении из партийного спектра страны. 
 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.