Итоги 2010 года. Представленность аналитических и исследовательских центров в информационном пространстве
Политические партии, общественные деятели, государственные институты при анализе тех или иных процессов, политическом планировании активно используют экспертные доклады, прогнозы и другие материалы различных исследовательских центров. Зачастую политические группы и структуры государственной власти сотрудничают с подобными экспертными сообществами, привлекают их к проработке своих решений и аналитическому сопровождению деятельности. Естественно, эта часть работы аналитических центров, как правило, не публична. В то же время, СМИ периодически публикуют результаты деятельность данных экспертных кругов, упоминают о них в связи с теми или иными событиями общественной жизни.
Порядок же освещения в прессе выводов исследовательских сообществ во многом зависит не только от качества выпускаемой ими аналитической «продукции», но и от их открытости для средств массовой информации, положения в партийно-политической системе координат, от степени «приближенности» к властным структурам и доминирующим в обществе силам.
Среди наиболее активных по публикаторской деятельности в СМИ исследовательских центров России (таблица) можно выделить следующие: ВЦИОМ, Левада-центр, Фонд "Общественное мнение", Центр политических технологий, Центр политической конъюнктуры России, Фонд Карнеги, ROMIR Monitoring, Фонд эффективной политики, центр имени С.Е.Кургиняна, Фонд ИНДЕМ, Фонд имени Конрада Аденауэра, Горбачев-фонд, Фонд им. Фридриха Эберта, Исследовательская группа ЦИРКОН, Центр исследований политической культуры России, Фонд "Политика", Институт социально-политических исследований, Фонд развития парламентаризма.
Таблица
Структура информационного пространства, в котором действуют ведущие аналитические и исследовательские центры (2010 год)
Название объекта | 2010 год | 2009 год | ||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
ВЦИОМ | 21534 | 36,2 | 24314 | 39,6 |
Левада-центр | 9787 | 16,5 | 8297 | 13,5 |
Фонд "Общественное мнение" | 5590 | 9,4 | 4874 | 8 |
Центр политических технологий | 4741 | 8 | 4045 | 6,6 |
Центр политической конъюнктуры России | 4566 | 7,7 | 4498 | 7,3 |
Фонд Карнеги | 3452 | 5,8 | 3400 | 5,5 |
ROMIR Monitoring | 2394 | 4 | 3911 | 6,4 |
Фонд эффективной политики | 1928 | 3,25 | 1922 | 3,15 |
ЭТЦ Кургиняна | 1008 | 1,7 | 704 | 1,1 |
Фонд ИНДЕМ | 954 | 1,6 | 3095 | 5 |
Фонд имени Конрада Аденауэра | 908 | 1,5 | 96 | 0,2 |
Горбачев-фонд | 718 | 1,2 | 729 | 1,2 |
Фонд им. Фридриха Эберта | 505 | 0,85 | 191 | 0,31 |
Исследовательская группа ЦИРКОН | 359 | 0,6 | 331 | 0,54 |
Центр исследований политической культуры России | 331 | 0,57 | 183 | 0,4 |
Фонд "Политика" | 317 | 0,53 | 535 | 0,9 |
Институт социально-политических исследований | 293 | 0,49 | 184 | 0,3 |
Фонд развития парламентаризма | 68 | 0,11 | 25 | 0,2 |
Примечание: Подсчитано по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Контент-анализ публикаций федеральных, региональных и зарубежных средств массовой информации позволяет заключить, что в 2010 году лидерство среди экспертных сообществ удержал за собой правительственный ВЦИОМ, занявший 36,2% медиа-потока, что на 3,4% меньше уровня прошлого года.
На втором месте укрепился «Левада-центр»
На четвёртую позицию вышел Центр политических технологий (8% против прошлогодних 6,6%), опередив Центр политической конъюнктуры России (7,7% вместо 7,3% в 2009 году).
Нарастил до шестой строчки влияние Фонд Карнеги (5,8%), во многом, вследствие ослабления позиций ROMIR Monitoring, чей индекс просел по сравнению с прошлым годом на 2,4% и получил лишь 4% медиа-поля и седьмое место.
В десятку самых информационно активных исследовательских центров также вошли: Фонд эффективной политики (3,25%), Экспериментальный творческий центр С.Е.Кургиняна (1,7%) и Фонд ИНДЕМ (1,6%), чьё присутствие в информационном пространстве сократилось на 3,4% по сравнению с 2009 годом.
Иные экспертные сообщества, включённые в аналитическую модель, получили от 1,5 до 0,11% медиа-потока и не ощутили в 2010 году существенных изменений своих позиций.
Таким образом, в медиа-пространстве по количеству упоминаний в СМИ доминируют правительственный ВЦИОМ, близкий к праволиберальным силам «Левада-центр» и ориентированный на заказы Администрации Президента РФ – Фонд «Общественное мнение». В пятерке самых «медийных» экспертных сообществ значатся также ориентированные на сотрудничество с «Единой Россией» и Администрацией президента Центр политической конъюнктуры России и Центр политических технологий.
Приведённые данные позволяют сделать вывод, что распространяемые через СМИ «независимые» мнения «медиа-политологов», к которым в последнее время довольно часто используются в информационно-аналитических материалах, чаще всего подчинены интересам правящей элиты, партии власти и носят явный характер реализации «политических заказов».
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ