Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Moskprf.ru. Круглый стол по проблемам ОПК: нам можно гонять мяч и точить слоновую кость – остальное запрещено

Павел Лыткин пресс-служба МГО КПРФ
2010-12-09 11:26
В понедельник в Госдуме прошёл круглый стол по проблеме законодательного обеспечения работы оборонно-промышленного комплекса России. Мероприятие было достаточно представительным. Рядом с ведущим заседание депутатом фракции КПРФ Сергеем Собко сидел высокопоставленный функционер «Единой России» Валерий Драганов.

Открывший заседание Сергей Собко говорил о проблемах российского ОПК. Он отметил, что ОПК занимает ведущее место в обеспечении национальной безопасности. Его предприятия расположены в 72-х субъектах федерации, их штатная численность составляет 1,5 миллиона человек. Он констатировал, что в целом отрасль показывает положительную динамику и увеличивает производство, однако проблем очень много во всех направлениях, в том числе в сфере законодательного обеспечения работы ОПК. Остро стоит проблема замены станочного парка заводов, но существующее законодательство препятствует ввозу современно оборудования из-за границы. Слишком высоки таможенные пошлины на импортные станки. Между тем, – отметил Собко, – сегодня в мире нет стран, которые производят всё оборудование сами. Импорт новой техники необходим. Есть приоритетные направления, и их нельзя развивать без соответствующей современной материально-технической базы.

В качестве примера он привёл автомобилестроение. Иностранные компании быстро организовали отвёрточную сборку своих машин, но следующую часть соглашений, об организации производства комплектующих они сорвали под самыми разными предлогами. Негативным оказался и опыт создания госкорпораций. Из-за пробелов в законодательстве они оказались неподконтрольными ни правительству, ни Счётной палате. Получалось: в эти структуры закачивались большие деньги,  правительство ждало от них отдачу, но так и не дождалось.

Представляющий Ассоциацию оборонных предприятий Александр Бриндиков отметил, что оборонно-промышленный комплекс находится в кризисе. Мы упустили время, модернизация требует денег и системных решений, технологического перевооружения предприятий ОПК. По его мнению, одна из главных проблем это - ценообразование. Не менее остро стоит проблема кадров. Она тоже упирается в деньги – их не хватает. С ней пересекается проблема обеспечения работников жильём. Эта проблема тоже не решается законодательно. Даже если предприятию удаётся получить средства на строительство дома, вопрос упирается в выделение пятна застройки, а за его выделением по закону проводится конкурс. Даже если завод его и выигрывает - цена метра жилья получается запредельная.

Затем Александр Бриндиков затронул вопрос ответственности заказчика. В вопросах финансирования совершенно упущен блок НИОКР. Создаётся впечатление, что министерство обороны не понимает что такое НИОКР и зачем они нужны. Александр Бриндиков сказал, что если Министерство обороны не хочет финансировать НИОКР и не понимает что это такое, – давайте отдадим деньги, выделенные на них промышленности. Так, кстати и было в советский период.

Александр Туляков говорил о проблеме сроков финансирования. Закон о бюджете принимается в декабре, конкурсы на заключение контрактов проходят в мае-июне. В результате из-за инфляции заводы работают в убыток. Необходимо заключать контракты в январе-феврале и переходить на авансирование контрактов. В 80 % случаев это уже происходит, но хотелось бы закрепить такую практику юридически. Завершая выступление Александр Туляков коснулся вопросов облегчения таможенной процедуры. Большие сложности связаны с временным вывозом самолётов и вертолётов, направляемых на международные авиасалоны и авиа-шоу. Оформление документов занимает много дней и сопровождается нервотрёпкой.

Заместитель руководителя Роскосмоса Пётр Рубальченко не мог не коснуться вопроса аварии ракеты-носителя с тремя спутниками. Он сказал, что ГЛОНАСC – это болезненная темя для всего коллектива и, создана госкомиссия, которая будет расследовать причины этой аварии. Возвратившись к теме обсуждения, он констатировал, что в законодательстве нет понятия ОПК. Многие коллизии за последние годы устранены, но надо ещё очень много работать над устранением проблем и противоречий. Коснулся Рубальченко также и вопросов ценообразования. При длительном цикле производства изготовление изделий становится убыточным. Он также констатировал, что приватизация процедурно ведёт к торможению работы предприятий.

Следом за ним слово взял Валерий Драганов. Он констатировал, что у него создалось впечатление, что авиапром развивается не благодаря, а вопреки. Законодательство не соответствует задачам обеспечения работы оборонного комплекса, но это «исторический факт». Однако «Единая Россия» в целом законодательством и работой своего лидера Путина удовлетворена (?!!!). Но далее господин Драганов признал, что законодательный процесс слишком длинный – вопрос об амортизационных выплатах дебатируется уже 6 лет. По вопросам НИОКР насчитывается 16 законопроектов, но когда они будут приняты неясно.

Представлявший ассоциацию полигонов и испытательных центров Анатолий Минин говорил о необходимости законодательного закрепления положения об опережающем развитии и финансировании оборудования полигонов и испытательных центров. Без этого очень скоро будет невозможно испытывать перспективные виды оружия и техники. В качестве положительного примера он привёл приказ министерства обороны СССР об опережающем развитии и финансировании оборудования полигонов и испытательных центров, благодаря которому у советского ОПК были достигнуты серьёзные успехи в создании новых видов оружия.

Николай Сапожников говорил о необходимости принятия закона о промышленной политике. Он подчеркнул, что ОПК в российском законодательстве не существует. Это создаёт концептуальные трудности в разработке законов по конкретным темам в рамках ОПК. Кроме того, он отмечал, что необходимо отказаться от призыва в армию молодых специалистов, подготовленных в ВУЗах для ОПК.

Константин Ширшов в своём выступлении назвал 60-й и 94-й федеральные законы бомбами, разрушившими связь между государством и производителем продукции. Эту связь можно, по его мнению, сравнительно легко восстановить, если принять ряд поправок к 60-му и 94-му законам ряд поправок, исправляющих ситуацию. Он также призвал ввести запрет на использование комплектующих на военной и авиационной технике без документов об истории их применения и месте изготовления.

Были ещё темы, крайне беспокоившие многих участников круглого стола. Это вопросы обеспечения жильём молодых специалистов, что могло бы позволить  руководителям оборонки привлечь в отрасль молодёжь. Проблема призыва на военную службу выпускников ВУЗов. Отмечалось, что в вооружённых силах одновременно идёт процесс ускоренного сокращения 200 тысяч офицеров и 170 тысяч прапорщиков и массовый призыв выпускников институтов, закончивших военные кафедры. Никто из выступавших не мог понять, зачем это делает Министерство обороны. Полноценной заменой профессионалам эти вчерашние студенты не могут быть, в тоже время в ОПК остро стоит кадровая проблема. А ведь многие молодые люди после службы в оборонку не возвращаются.

Не менее жёсткой критике подверглись и остальные члены правительства. Выступающие с возмущением и изумлением рассказали, что разрекламированное распоряжение, подписанное Путиным, «об отмене таможенных пошлин на станки». От пошлин освобождены станки по обработке золота, бриллиантов, камня и даже слоновой кости, но металлорежущих станков в перечне нет… Когда об этом сказали Министру торговли и промышленности Христенко, он, глядя собеседникам в глаза «голубыми брызгами» заявил, что было сделано, чтобы спасти отечественное станкостроение. Пришлось объяснять г-ну министру что такой отрасли в его ведомстве уже давно нет, чему г-н министр был весьма удивлён. Оказывается: министр не знает, что творится в его «епархии»… Как тут не вспомнить о «левой руке, не ведающей, что делает правая».

Подводя итог круглого стола, один из его участников с нескрываемым раздражением резюмировал: «Нам можно гонять мяч и точить слоновую кость – всё остальное запрещено».

Впечатление об итогах двадцатилетней деятельности либералов складывается однозначное. Они развалили экономику (в том числе и ОПК) и не в состоянии принять нормальных общерегулирующих законов. К нормализации положения в каких-либо отраслях они не готовы. О спасении отдельных стратегически важных заводов, которые стоят во главе сотен производственных цепочек, участники круглого стола даже говорить не хотели. Они уже двадцать лет топчутся на уровне общих макроэкономических решений. Но что бы либералы не принимали, всё получается вредоносным для российской экономики. Режим находится в глубочайшем кризисе на пороге краха.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.