Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Нужен ли Пензе бронзовый истукан?

Материал Евгения Пыркова по поводу бездумной инициативы городских чиновников об установке в Пензе памятник царю Алексею Михайловичу, получивший прозвище «тишайший». Публикуем статью тов. Пыркова.

Пресс-служба Пензенского областного комитета КПРФ
2010-12-02 12:22

 

Памятник Тишайшему в Пензе

 

   Вообще говоря, если чиновники вдруг загораются мыслью соорудить какого-нибудь истукана, это обычно означает, что они сооружают памятник себе, любимым. Вот, к примеру, в Пензе они задались целью увековечить память Алексея Тишайшего. За то, что он подписал указ о строительстве крепости Пенза. А памятник Салтыкову-Щедрину, который собирались одно время соорудить в Пензе, похерили. Пензенские чиновники отомстили-таки своему гонителю и обличителю.

   Если памятники сооружают, значит, это кому-то нужно. Самому Алексею Тишайшему уже ничего не нужно. Он с полным правом может воскликнуть, сидя под райским древом: «Мне наплевать на бронзы многопудье!». Значит, он нужен пензенским чиновникам.

   Причем поставят царя-батюшку на месте гранитной плиты с именами героев войны и труда. Чтобы народишко знал свое место. Это, впрочем, и правильно: в советское время за ударный труд людям вручали Золотые звезды и выплачивали повышенную зарплату. А ведь Тишайший-то сделал крепостное состояние смердов наследственным! Крепостные, даже если сдохнут на работе, никаких наград и оплат не получают. Не по чину-с! Крепостной труд тем и хорош, что он дармовой! А весь доход на себя, любимых, истратить можно. Потому-то российское чиновничество так старается вернуть нас в крепостное состояние. Вот уже Российский союз промышленников и предпринимателей подготовил предложение о введении 60-часовой рабочей недели: под сенью двуглавого орла вполне естественно запрягать одну кобылу в два воза. До порки провинившихся на конюшне дело пока не дошло, но, если дело так и дальше пойдет, так это будет просто вопрос времени.

   Хотя лучше было бы установить монумент самодержцу на месте памятника Карлу Марксу, который, видите ли, проповедовал ОТМИРАНИЕ ГОСУДАРСТВА! Чиновников, иначе говоря, которые этим государством руководят. НУ, и кто отмирает? А на месте памятника побежденным героям, Салтыкову-Щедрину и Карлу Марксу водрузят монумент победившему чиновничеству. С надписью «Главному от верных холопов».

   После битвы на Калке, как известно, монгольские князья положили захваченных обманом русских князей на землю, на них уложили доски и принялись пировать под стоны умирающих, которые тогда заменяли джаз-оркестр. Наши чиновники поступили бы весьма последовательно, если бы уложили в основание памятника самодержцу и моногольскому игу вышеупомянутую плиту с именами героев, памятник Марксу, непостроенный памятник Щедрину, а также тот миллион душ, на который ежегодно сокращается население страны, поскольку на увеличение монументов царствующим и приравненным к ним особам средства находятся, а на сбережение народа - нет. Но зачем народу есть, когда ему предоставят прекрасную возможность есть глазами Начальство. (В виде памятника). А на подставке хорошо бы написать, что, мол, народишко «во всякое время помирать согласный». Как это предложил в свое время Салтыков-Щедрин, на памятник которому средств так и не нашлось.

   Понятно, чинушам не придет в голову увековечить память тех, кто на самом деле строил и оборонял город. Ни воеводе Катранскому, ни казакам, с ним пришедшим, ни тем пушкарям, воротникам, стрельцам, которые в городе несли нелегкую ратную службу, памятных знаков не предвидится. Даже улицу не приходит в голову назвать. Мало того, последние оставшиеся от прошлого названия исчезают вместе с памятью о пушкарях, черкасах и прочих служилых людях, пеших и конных.

 

 

Орден без прописки

 

   Хотя и тут возникают сложности. А как у самодержца с пропиской? Тут, знаете ли, в нашем богоспасаемом граде недавно решили люди одного строителя наградить. Человек и в самом деле заслужил госзнак: столько значимых зданий возвел в городе, что в пору его самого возводить в графское звание.

   Да не тут-то было-с! Чтобы получить оный, не достаточно совершить подвиг во славу земли пензенской. Надо еще прожить на ней определенное (чиновниками) время. Что, заметим для иноверцев, - уже само по себе подвиг. А как определить это время? Правильно, согласно прописке. Иного пензенским чиновникам на ум не пришло. А она у него в соседнем городе. И остался заслуженный человек с носом. Такого ордена у нас еще не учреждено. Впрочем, скажи спасибо, не пришлось самодержцу доказывать, что он не беглый холоп.

   Маркс-то, тот ловко ускрёбся: первый памятник ему поставили, когда прописка в стране, как раз, была отменена.. А Салтыков-Щедрин прописан был, т.е. имеет право получать пензенские награды.

 

 

Как бы чего не вышло…

 

   В холуйственном восторге было подзабыто несколько мелочей. А ну как вспомнят, что при Алексее Тишайшем была присоединена Украина! С Польшей опять же воевали. Чтобы не присоединяться к Европе.

   При воплощении в жизнь начал самодержавия главное – не переусердствовать. На Самом Верху могут вспомнить, что при этом скромнейшем царе прошли несколько бунтов и война под предводительством Стеньки Разина. Вспомнят, расценят как измену – и полетят с мест чиновники, словно буйные головы разинцев.

   По тем временам, кстати, когда нравы Верхов еще были бесхитростными, когда Они еще не научились вывертам вроде того, что «им нужны великие потрясения, а мне Великая Россия», и признавали мятежи прямым итогом своих усилий, эти восстания большим преступлением не считались, так, обычная критика снизу. Скорее, наоборот. Ну, не успевал царь-батюшка лично рубить головы и засим охотно принимал помощь со стороны. Стенька, собственно, шел освободить царя от гнета бояр. А вы думали?

 

 

Законы и законники

 

   Еще хуже, если кто из Начальства окажется сведущ в деинах родной страны. Началось-то все с Соборного уложения 1648 года, обеспечившего благополучие дворян за счет смердов. «Уложение» распространялось на все сферы жизни тогдашней России и удовлетворяло требования дворян - о бессрочном сыске беглых крестьян, о том, что звание крепостного становится наследственным, и др.

   Быстро начали наглеть приказные (так в те времена называли чиновников). Земские соборы, где угнетенные могли хоть как-то высказаться, никнут, линяют, а потом и вовсе сходят на нет. Налоги росли, а жизнь становилась все тяжелее. Вам это ничего не напоминает?

   Все это дало большой выбор бунтов, восстаний и беспорядков, продолжавшихся в течение всего царствования («соляной» и «медный» бунты, восстания в Новгороде Великом и Пскове, выступления башкир, крестьянская война под руководством С. Разина и др.).

   В 1646 были введены пошлины на соль, из-за чего она резко поднялась в цене, стала недоступной населению, а у торговцев солью не находил сбыта залежавшийся товар. В 1647 налог отменили, но, умные правители, дабы возместить потери, решили сократить не свои траты на дворцы и пиры, а жалованье служилым людям. Это вызвало Соляной бунт 1648 г., во время которого погибли родственники царя Л.С.Плещеев и П.Т.Траханиотов, а Морозов чудом остался жив. Правительство вынуждено было пойти на уступки, взимание недоимок было прекращено.

   Недостаток средств у царского правительства - у любого правительства в государстве, основой которого является разделение народа на богатых и нищих, средств на народ не хватает - и удручающее положение народа привели царя и его Думу к мысли о перетряхивании денежного обращения. Сначала произвольно увеличили стоимость ходившего клеймённого казной серебряного ефимка с 50 коп. до рубля, а затем пустили в оборот (1656) медные деньги, одинаковой формы и величины с серебряными, выпущенные по одной цене с последними. Таким образом, Алексей Тишайший задолго до Хрущева первым впал в грех волюнтаризма.

   Мера эта привела к постепенному исчезновению из обращения серебра, к обесцениванию медных денег, к страшному вздорожанию продовольствия и, наконец, к открытому бунту в Москве (июль 1662), для усмирения которого пришлось прибегнуть к военной силе. В 1663, когда была заложена пензенская крепость, медные деньги были отменены, но операция эта успела не менее катастрофически сказаться на благосостоянии народа, чем затея Никиты Сергеевича с обменом дензнаков в соотношении 1 к 10.

 


3+2= Соловки

 

   Царь Алексей, прозванный за свой мягкий по тем временам нрав Тишайшим — один из зачинщиков церковного разделения, проводимого с 1652 года патриархом Никоном вдобавок к пришедшей на Русь чуме, в ходе которого погибло несколько десятков тысяч человек. В 1666-67 годах церковный собор проклял «староверие» и обязал «градские власти» сжигать всякого, кто "возложит хулу на Господа Бога", допустит отклонение от генеральной линии и продолжит креститься двумя пальцами вместо предписанных трех. Нынче народишко по этой части сильно избаловался.

   Зачем понадобилось добавлять еще и резню за веру, объяснить трудно. Как будто заняться нечем было, не хватало бедствий в народном хозяйстве и войн с иноземцами.

   Всем известно, что на Соловецких островах существовал Соловецкий лагерь особого назначения в советское время. Но мало кто вспоминает, что эта крепость (Соловецкий монастырь) многие годы была оплотом старообрядцев. За что в 1676 г. и была разгромлена после многолетней осады верными правительству войсками и приспособлена под клоповник. Из 500 ее защитников в живых осталось не более 60.

   Когда народное хозяйство разваливается, ведутся длительные войны с иноземцами, разумеется, это самое время начинать еще и церковные потрясения. Нам ведь дух главное укрепить, а не производство!

   Так что, чем выше памятник очередному царю, тем лучше видно – весомо, грубо, зримо - кто является источником власти в стране, народ или его «слуги». Как говаривал один деятель у Салтыкова-Щедрина: «Я им ужо пропишу конституцию!».

Евгений Пырков

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.